28 мая 2022 00:30 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

Каким вы видите будущее Украины?

АРХИВ НОМЕРОВ

Интервью

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ, ЕВГЕНИЙ РАСХОДЧИКОВ
ПОЛЕ БРАНИ

31 Марта 2022
ПОЛЕ БРАНИ
Фото: Знаменитое полотно Василия Нестеренко «Письмо недругам России» было написано после командировки в Сирию. Фрагмент. 2017 год

ИЛИ РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА

История, великая и драматичная, свершается на наших глазах. В эти дни мы являемся свидетелями масштабной спецоперации российских войск по денацификации Украины. Но это лишь видимая часть разворачивающихся в мире событий.

Каждый ощутил, насколько до сих пор реальны угрозы, с которыми столкнулся Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Эти угрозы никуда не исчезли. Они приобрели новую форму, однако сохранили прежнее направление агрессии — «Дранг нах Остен!»

Об этом и многом другом состоялся разговор с Народным художником Василием Нестеренко. Да и повод получился знаменательный — жизнь выставила юбиляру две пятерки.

Президент Международной Ассоциации «Альфа», Герой России Валерий Канакин подписал подарочный гравитон. Его Василию Игоревичу в стенах Российской Академии художеств вручили член Совета Содружества Группы «А» генерал Евгений Расходчиков и главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов.

«ПИСЬМО НЕДРУГАМ РОССИИ»

Василий Нестеренко является знаковой фигурой современного русского искусства. Его кисти принадлежит целый ряд батальных полотен, охватывающих самые разные эпохи российской истории.

Знаменитая картина «Письмо недругам России», созданная после командировки в Сирийскую Арабскую Республику, посвящена всем, кто защищает интересы нашего государства сегодня.

На выставке «О России с любовью», проходившей в Российской Академии художеств, можно было своими глазами увидеть эту масштабную работу.

Разглядывать это полотно можно долго — настолько колоритно изображены на ней наши воины. Все герои написаны с реальных военнослужащих, которых Василий Нестеренко встретил в Сирии.

«Продолжая русскую и советскую классическую традицию живописи, Вы являетесь подлинно народным, а не салонным художником – любимым, почитаемым миллионами наших соотечественников в России и за ее пределами» (из поздравления Международной Ассоциации «Альфа»).

Уроженец украинского города Павлоград, Василий Нестеренко посвятил свою жизнь воспеванию Русского мира и Русской идеи.

Евгений Расходчиков: Вам не кажется, что сейчас мы присутствуем при рождении в муках нового мира? Тот мир, в котором мы жили еще совсем недавно, его нет, никогда не будет.

Василий Нестеренко: Скорее всего, именно так и есть. В новом мире будет другое отношение к нашему славянскому миру. Геополитическая обстановка накалялась в течение долгих лет, мы очень долго терпели, и вот теперь мы видим, как начались огромные изменения. Главное, чтобы не пришлось разрушить и разровнять прежний мир до основания. У нас с Украиной — огромная история на двоих. Одна православная вера. Я всегда говорил, что русские, украинцы и белорусы — это не братские народы, это один народ. Если брать еще более широко, то русские это все, кто считает себя таковыми.

Павел Евдокимов: То есть определение, кто есть русский, не по крови, а по мировоззрению. Это стало четко понятно в 2014 году. Ведь среди украинских нацистов, если брать полк «Азов», много этнических русских, а среди защитников Донбасса — природных украинцев. Водораздел проходил по мировоззрению.

Василий Нестеренко: Такое явление, как украинский нацизм — это полное безумие. Ведь в Великую Отечественную фашисты определили для украинцев участь тотального уничтожения. И только небольшой процент населения предполагалось оставить в живых для обслуживания нужд своих будущих «хозяев». Евреев и цыган погибло несравнимо меньше. Моя семья жила на оккупированных территориях, они повидали и немцев, и румын, там были эсэсовцы.

Поэтому ни у одного мыслящего человека не укладывается в голове, каким образом эта отрава в виде бандеровщины могла так крепко прижиться среди масс украинского населения.

Академик Василий Нестеренко, генерал Евгений Расходчиков и главный редактор Павел Евдокимов. Интервью для газеты «Спецназ России». Фото Анны Ширяевой

Идеология Русского мира основана на христианстве, на православии. Все войны были «об этом». И как только бедную Украину не хомутали. То польское католичество, униатство, с одной стороны, с другой — крымский хан.

Но каждый раз Украина демонстрировала, что является частью России. И все те века, которые мы провели вместе, казалось бы, должны были гарантировать наше единство, наш совместный путь. Да, были исторические эпизоды, когда на Украине возникали элементы непонимания и предательства. Каждый из нас знает пример того же Мазепы. Но были и другие примеры.

В XVII веке был такой гетман правобережной Украины Иван Богун. Он предпринял набег на Московскую Русь. Ему удалось дойти до стен Тулы, его войско уже было готово брать город «на саблю». И вдруг раздается звон колоколов, призывающий к литургии. Все войско Богуна тут же пало на колени, и пока шла служба, казаки молились. И как только служба закончилась, войско встало и отошло обратно на Украину.

Это пример победы нравственных начал над жаждой наживы, а ведь это было время, когда среди русских князей и украинских старшин происходили постоянные грабежи и разбои.

Украина, несмотря на все это, всегда сохраняла свою православную Веру. На протяжении истории Украину не раз пытались вывести из Русского мира — Скоропадский, Петлюра, Бандера…

Кстати, интересная ремарка. Весьма показательно, как проявляет себя та или иная нация во время войны. Немцы, как таковые, были не очень опасны для местного населения.

Павел Евдокимов: Вы про «Вермахт»? Зверствами и преступлениями отличались, как правило, войска СС и разные зондеркоманды.

Василий Нестеренко: Да, конечно. Каратели всегда являются палачами, садистами. Так вот, наиболее злобными, жестокими были румыны, а также… западенцы! Уже в наше время они перевернули всю Украину вверх дном, испортили головы молодежи и под конец утопили страну в крови.

Нам придется отстроить новый мир, и это будет непросто, ведь на Украине выросло уже два поколения людей, ненавидящих «москалей» какой-то животной, ничем необъяснимой ненавистью.

НА СТОРОНЕ ВРАГА

Евгений Расходчиков: Часть деятелей российской культуры выступили против военной операции на Украине. Ваше мнение на этот счет?

Василий Нестеренко: Для меня необъяснимо поведение многих деятелей культуры, которых выпестовала Россия и которой они обязаны своим успехом. Деятели культуры, принимающие сторону врага, это вообще очень странное явление. Где ваша честь, совесть, достоинство? Вы никому не нужны ни в Израиле, ни в Америке. Кто-то пытался уехать туда, но пришлось вернуться, потому что их знают и ценят только в России.

Зачем же вы сознательно принимаете сторону врага, зачем льете потоки грязи на Россию, когда вы так горячо любимы здесь и популярны более, чем где бы то ни было?

Каждый имеет право на личное мнение, но не в этой ситуации, когда страна находится в противостоянии с Западом. Просто сейчас пришло время определиться, с кем вы. Усидеть на двух стульях больше не получится.

В нашей истории уже бывали такие периоды, когда Россия вставала одна против всего остального мира. Так было в Крымскую войну, когда боевые действия шли по всем границам Российской империи — на Дальнем Востоке, на Кавказе, на Белом море, в Кронштадте, в Архангельске, в Молдавии и Валахии, в Крыму. Враги хотели отнять все, что у нас есть, и вогнать Россию в размеры Московского царства до Ивана Грозного.

Полотно «Мы Русские, с нами Бог» посвящено защитникам крепости Осовец. Фрагмент. 2015 год

На нас навалилась Британская империя, в которой, с учетом колоний, не заходило солнце. На стороне Франции воевала вся Северная Африка, на стороне Турции — Ближний Восток и все их вассалы. Вся Европа была против нас. Можно сказать, что это была предтеча Первой мировой войны.

Россия, по большому счету, выстояла в этой тотальной войне со всем миром. В военном плане она не была разгромлена и не потеряла свою государственность.

Россия и русская армия всегда были сильны своей духовностью, потому что мы знали, за что и против кого мы воюем. Эта духовность проявилась и во время Великой Отечественной Войны, когда было сказано: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

Слова эти, сказанные под красной звездой, спасли от гибели саму нашу цивилизацию. И если до сорок первого года Церковь была фактически уничтожена, то война расставила все по своим местам.

Сейчас наша общая Вера, православие — наверное, то единственное, что может нас соединить. Западная Украина после принятия униатства обрубила духовные корни, связывавшие ее с Русским миром, и в этом начало всех зол и «крестовых походов».

Надо обратиться к Гоголю, который много говорил о значении Православия для нашего триединого народа. К сожалению, каждое поколение украинцев повторяет один и тот же урок.

ГЛАВНЫЙ ВОИНСКИЙ ХРАМ

Евгений Расходчиков: Вы расписали многие храмы в России и за рубежом. На вашей выставке «О России с любовью» были представлены эскизы и проекты мозаик Главного храма Вооруженных Сил России в парке «Патриот». Расскажите об этом вашем труде.

Василий Нестеренко: Я расписал довольно большое количество храмов, но среди них есть знаковые — Храм Христа Спасителя, а также главный русский храм на Святой горе Афон во имя великомученика Пантелеимона, долгие годы ожидавший своего часа.

И, конечно же, основным трудом последних пяти лет является роспись и создание мозаик для Воскресенского собора, известного как Главный храм российских вооруженных сил.

Я убежден, что Храм Христа Спасителя и Воскресенский храм были даны нашему народу для внутреннего укрепления. Как получилось так, что в кратчайшие сроки отстроили и расписали Храм Христа Спасителя, повторив кисть великих художников XIX века? Ведь 1990-е годы — это время страшного разброда и шатаний, внутренних предательств, когда многие плевали в собственное Отечество. И посреди всего этого тлена появился храм, который объединил нас всех, несмотря и вопреки тогдашнему развалу.

Павел Евдокимов: Сегодня появился еще один храм — воинский…

Василий Нестеренко: Он дан всей нашей стране, нашему народу для укрепления духа. Любопытный момент — его открытие совпало с «закрытием» храма святой Софии в Стамбуле.

А ведь именно после посещения патриаршей службы в Константинопольском храме послами князя Владимира Русь обрела христианскую Веру. По возвращении в Киев они говорили: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». В 2020 году храм Святой Софии стал мечетью…

Павел Евдокимов: Фанар и «вселенский патриарх» получили то, что заслужили — за вероломство и предательство, за раскол православия на Украине.

Василий Нестеренко: Но зато в северной стороне построен другой храм, почти такой же по величине, тоже с мозаичным убранством. Я считаю, что это глубоко символично.

…Когда у жителей России появилась возможность ездить в Европу, мы все стали с огромным интересом изучать ее музеи, храмы, изучать ее христианскую историю. Сейчас мы наблюдаем, что европейское христианство стремительно уходит.

В сгоревшем весной 2019 года Нотр-Дам-де-Пари реставраторы планируют разместить развлекательный балаган для туристов — напичкать здание последними мультимедиа-технологиями, а также нанести на стены современную живопись. Будем надеяться, что французская общественность не допустит этого.

Протестантские и католические общины стали отдавать свои храмы православным, потому что своих прихожан у них просто-напросто нет, оскудели. Ну, а православные люди уж точно не допустят, чтобы в «Божием доме» разместили бар или дискотеку.

На сегодняшний день Россия — это единственная страна, в которой строятся храмы, а идея христианства не просто живет, но получает дальнейшее развитие.

Я считаю, что европейцы должны приезжать сюда и говорить нам «спасибо» за то, что мы так бережно сохраняем у себя их христианско-европейскую идею — и относимся с огромной любовью к их искусству и традициям.

У России нет задачи отказываться от нашей совместной с Европой истории. Нам интересна Европа, мы любим ее. Но в ответ мы получаем непонимание и ненависть.

ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИИ

Евгений Расходчиков: Как сохранить любовь в условиях войны?

Василий Нестеренко: Это сложный вопрос. Точно также искусство и язык, на котором мы говорим, являются, по сути, полем военных действий. Многие негативные тенденции приходят через засорение искусства и языка. Уменьшение словарного запаса, чрезмерное употребление жаргона. Борьба за русский язык — это борьба не только за нашу культуру, но за Россию и ее будущее.

Разрушительные тенденции, которые приводят, в конечном итоге, к реальным войнам — проникают именно через культуру, через язык. Поэтому задача наших недругов — уничтожить, в том числе и наш язык, оставить некое его подобие. Традиционное искусство подменить массовой культурой. Все это проникает очень сильно в наши души, но мы сопротивляемся.

Павел Евдокимов: Лучше делать это добровольно, без принуждения. Но, к сожалению, осознание того, кто мы есть, приходит обычно к нам через кровь, через войны…

Василий Нестеренко: Если говорить только об искусстве, то в этой борьбе, в противостоянии левых, авангардистов, правых, реалистов — проходит вся моя жизнь.

Евгений Расходчиков: Кого вы можете назвать своими учителями?

Василий Нестеренко: Я выступаю за классическую русскую культуру. Получил полное академическое образование, которое можно было получить в Советском Союзе, — это художественная школа, художественный институт имени В. И. Сурикова, где мы учились по принципам, заложенным еще в Российской Императорской Академии художеств. У меня была возможность пройти стажировку в Штатах, увидеть воочию, как развивается искусство Западного мира.

Павел Евдокимов: И что вы вынесли из этого?

Василий Нестеренко: Европейцы и американцы постоянно дают нам понять: «Искусство ушло от традиционных форм далеко вперед. Вы не способны мыслить так, как мы. Вы либо в принципе не способны создавать подобное искусство, либо еще не пришли к этому».

И вот мы пытаемся что-то доказать им, убедить их в обратном. Казалось бы, западное «искусство» захватило уже все страны и континенты, но неожиданно нашлась страна, сделавшая совершенно иной выбор.

Евгений Расходчиков: Вы про Россию?

Василий Нестеренко: А вот и нет, к сожалению. На протяжении двадцати лет китайцы берут все лучшее, что есть в искусстве коллективного Запада, а также в русском академическом искусстве — и переводят в традиционное китайское Гохуа. В результате появился новый вид искусства, тоже традиционный, но с современным взглядом на многие вещи.

Павел Евдокимов: Поясните, пожалуйста. Мы все-таки далеки от этого всего.

Василий Нестеренко: Если раньше люди изображались очень маленькими, вписанными в пейзаж, то сейчас китайцы начали писать большие фигуры, портреты. В 2014 году я проводил выставку в Национальном художественном музее Китая в Пекине. Пока мы готовили эту выставку, я пересмотрел множество художников из разных провинций Китая. Все они невероятно интересны, разнообразны и очень современны. И при этом все эти художники остаются в русле китайской традиции.

Китайцы таким образом заявляют следующее: «Нам ваш западный путь не нужен, мы его не хотим. Все, что было у вас хорошего мы уже взяли. Мы идем своим китайским путем. Мы делаем свое китайское искусство».

Евгений Расходчиков: Это же прекрасный пример для нас!

Василий Нестеренко: А большинство наших деятелей продолжают плестись за западным миром, предпочитая вторичные роли и не желая развивать свой самобытный путь. Я убежден, что Россия еще не сказала своего слова в искусстве. Нет, еще не сказала… И я говорю не только о современной живописи, но и о кинематографе. И Запад, кстати, ждет этого слова. Оно, рано или поздно, будет сказано.

…Как было сказано, происходит мучительное рождение нового мироустройства. Рождается новый Русский мир. Сорваны все покровы, и мы теперь видим, что движет окружающими, какие цели они преследуют. Главное — не разрушать до основания прежний мир, не лишаться всего того, что было в нем позитивного. Получится ли это — узнаем совсем скоро.

СВЕТ ХРИСТОВ

Павел Евдокимов: В ваших картинах очень много света. Скажите, чем для вас является свет в нашем земном мире?

Василий Нестеренко: Изображение света вообще характерно для русского искусства. В нашей иконописи была целая теория, целая философия света. То же самое и в искусстве живописи, появившейся позднее иконописи.

Свет действительно пронизывает все мои работы. Исторические, духовные полотна, портреты, пейзажи — все они «освещены». Я хочу, чтобы в этом внешнем свете проявлялся свет внутренний, духовный.

Для чего пишутся пейзажи, все эти огромные горы, скалы, моря?.. Это все проявления Бога на нашей земле.

Я всегда стремлюсь, чтобы внешний свет, который я изображаю на своих картинах, был образом света внутреннего, неизобразимого. Когда это удается, то воздействие на зрителя идет на самом глубоком уровне — причем на зрителя любой национальности и вероисповедания, независимо знает он нашу историю, или нет.

«Изображение света вообще характерно для русского искусства. В нашей иконописи была целая теория, целая философия света» (Василий Нестеренко)

У каждого человека на земле свой путь. Кого-то Господь призвал для того, чтобы быть воином, — я был рожден художником. Я чувствую, что должен постоянно развивать данный мне талант, потому что талант, не находящий себе должного применения, может быть отнят.

Евгений Расходчиков: Интересно подмечено! И ведь это касается людей самых разных профессий.

Василий Нестеренко: Господь внимательно смотрит за твоей душой, поэтому каждому человеку, и деятелю искусства особенно, необходимо беречь данное ему Свыше.

В 2015 году я проводил свою выставку в Ватикане, она называлась словами из Евангелия «Свет Христов просвещает всех». Этот свет должен пролиться, прежде всего, на наши народы — России, Белоруссии и Украины. Тогда мы будем жить еще долгое, долгое время.

Публикацию подготовила Анна ШИРЯЕВА. 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
6993 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
31 Марта 2022
ТРОПА ЯКОВА КЕДМИ

ТРОПА ЯКОВА КЕДМИ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание