27 мая 2022 09:35 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

Каким вы видите будущее Украины?

АРХИВ НОМЕРОВ

Содружество

Автор: ПАВЕЛ ЕГОРЦЕВ
ЖЕЛЕЗНАЯ ОХРАНА

26 Декабря 2021
ЖЕЛЕЗНАЯ ОХРАНА
Фото: Фрагмент скульптуры пожарного со спасённым ребёнком. Город-Герой Тула. Декабрь 2021 года

За сто лет структура ведомственной охраны много раз менялась. Без перемен осталась главная задача — обеспечение безопасности перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава, ведение деятельности по предупреждению и тушению пожаров.

Стрелки, пожарные, проводники служебных собак, равно как и руководители подразделений — профессионалы своего дела. В числе приоритетов, как уже было сказано, охрана имущества и защита объектов железнодорожной магистрали, обеспечение сохранности перевозимых грузов, транспортная и пожарная безопасность. И здесь ошибок быть не должно.

Весь исторический период с 1921 по 2003 год военизированная охрана являлась структурным подразделением Министерства (наркомата) путей сообщения СССР и РФ.

В 2003 году военизированная охрана преобразовывается в федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации».

Весной 2005 года в связи с ликвидацией Министерства путей сообщения было создано Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Ныне его генеральным директором является ветеран Группы «А», кавалер боевых наград Иван Петрович Челноков.

«Сердечно поздравляю коллектив и ветеранов ведомственной охраны железнодорожного транспорта со 100‑летним юбилеем» (Иван Челноков)

Учитывая масштабность и комплексность вопросов, решаемых ведомственной охраной, в 2006 году Указом Президента Российской Федерации предприятие включено в перечень стратегических.

Будучи преемником военизированной охраны МПС, структура охраны является неотъемлемым элементом системы железнодорожного транспорта России, обеспечивающим ее безопасность и надежное функционирование. Будь иначе — и пресса бы пестрела сообщениями о случаях ЧП. А в эпоху интернета скрыть что-то вообще затруднительно.

«Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников, — подчеркивает Иван Челноков. — Работа наших подразделений органично вписана в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса».

Деятельность подразделений осуществляется в тесном взаимодействии с линейными подразделениями транспортной полиции и получает высокую оценку руководства Минтранса России, Росжелдора, МВД России и ОАО «РЖД».

История ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта богата примерами героизма и мужества, проявленными работниками при исполнении должностных обязанностей.

В музее Федерального агентства железнодорожного транспорта в честь 99-летия ФГП ВО ЖДТ России была открыта мемориальная доска работникам ведомственной охраны железнодорожного транспорта, погибшим при исполнении служебного долга в мирное время — «Навечно в строю». На ней имена обычных гражданских людей, отдавших свои жизни на страже стальных магистралей страны.

НАПРАВЛЕНИЕ — КАВКАЗ!

Тяжелейшая обстановка, сложившаяся в стране и на железной дороге после революции и во время Гражданской войны, требовала огромных усилий для обеспечения порядка, сохранности имущества и перевозимых грузов.

Перед нами громадная и сложная система, обеспечивающая безопасность железных дорог, скрытая от глаз пассажиров

По инициативе наркома путей сообщения Феликса Дзержинского 9 декабря 1921 года был принят декрет ВЦИК «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения». В структуре НКПС была создана вооруженная охрана путей сообщения.

Одним из регионов — с тяжелой, как бы сейчас сказали, оперативной обстановкой — был Северный Кавказ. Впрочем, таковым он остается и по настоящий день.

Первым руководителем отдела охраны в Кавказском округе путей сообщения стал ветеран Первой конной армии Константин Озолин, который 15 августа 1922 года приступил к ликвидации прежней и организации новой охраны.

Был организован штаб отрядов железнодорожной стрелковой охраны, возглавляемый начальниками отрядов. При Ростовском, Краснодарском и Армавирском линейных отделах сформировали отряды. Они состояли из сотен: Ростовский — из пяти, Краснодарский и Армавирский — из четырех.

При Царицынском, Минераловодском, Владикавказском и Порт-Петровском линейных отделах были сформированы отдельные сотни.

В мае 1924 года было решено приблизить аппарат управления непосредственно к районам и упразднить все промежуточные инстанции. Так вместо четырех отрядов были образованы семь отдельных сотен.

В 1938 году на дороге формируются четыре отряда: Ростовский, Тихорецкий, Армавирский и Краснодарский. Спустя два года в ходе разукрупнения Ростовского отряда выделяется Нахичеванский отряд с дислокацией на станции Нахичевань-Донская (ныне Ростов-Товарный). В 1941 году появляется Батайский отряд.

Одним из главных преимуществ ведомственной охраны является наличие более четырёхсот сменных пунктов на всей сети железных дорог

С началом Великой Отечественной войны место мужчин, ушедших на фронт, в охране заняли женщины. Поскольку практически вся Северо-Кавказская железная дорога оказалась в зоне боевых действий, работа личного состава строилась по-боевому. За мужество и отвагу, проявленные при защите и обороне объектов дороги, ликвидацию последствий авиационных налетов 52 бойца военизированной охраны были награждены правительственными наградами.

О ДЕЛАХ НЫНЕШНИХ

Для выполнения возложенных задач в системе ведомственной охраны создано семнадцать филиалов, в том числе шестнадцать — на железных дорогах, 54 отряда и более тысячи подразделений различного назначения, линейно расположенных по всей сети железных дорог от Калининграда до Сахалина.

Под опекой подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ находится свыше 2400 объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе 1900 наиболее важных.

Ежесуточно разъездными стрелками сопровождается более 4,5 тыс. поездов с номенклатурными грузами. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов и имущества организаций железнодорожного транспорта в филиалах ФГП ВО ЖДТ России создано сорок девять групп быстрого реагирования.

Одним из главных преимуществ ведомственной охраны является наличие более четырехсот сменных пунктов на всей сети железных дорог, на которых наряды передают груз для дальнейшего сопровождения. Это позволяет обеспечить качественное и непрерывное сопровождение вагонов от Дальнего Востока до границы с Белоруссией или Финляндией. Подобной инфраструктурой не располагает ни одна другая охранная организация.

Предприятие в последние годы активно внедряет для охраны грузов современные технические средства и автоматизированные системы безопасности, построенные с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС / GPS.

Электронные запорно-пломбировочные устройства легко устанавливаются на любом типе транспортного средства (вагоне, контейнере, цистерне) и не нарушают их габарита.

В случае попытки проникновения такое устройство в реальном режиме времени передает диспетчеру ведомственной охраны «тревожный» сигнал с указанием точного времени и координат места происшествия для принятия мер реагирования (направления группы быстрого реагирования).

Вагон-гараж с пожарным автомобилем вошёл в состав музейной экспозиции. В ней также есть вагон-цистерна, вагон-насосная станция и маневровый тепловоз

Применение данных средств позволяет сегодня в полной мере обеспечить мониторинг используемых маршрутов, выявить наиболее криминогенные участки, осуществить оперативные меры реагирования и самое главное — повысить безопасность грузовых железнодорожных перевозок.

Ведомственной пожарной охраной продолжается осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня пожарной безопасности объектов и железнодорожного подвижного состава. Это пожарно-технические обследования полосы отвода, постов ЭЦ, участие в осуществлении весеннего и осеннего комиссионных осмотров тягового, моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава, проверки противопожарного состояния специального подвижного состава.

Пожарную профилактику на стационарных объектах и подвижном составе осуществляют более четырехсот пожарных инспекторов. В постоянной боевой готовности к действиям находятся 313 пожарных поездов, в том числе шестьдесят четыре специализированных, с повышенными тактико-техническими возможностями для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, аварийных ситуаций с опасными грузами.

Работа в ведомственной охране предъявляет повышенные требования к персоналу, уровню его образования и подготовки, физическим, морально-волевым и психологическим качествам.

ЛЮБИМАЯ РАБОТА

Лариса Мороз лучшие годы своей жизни посвятила любимой работе в ведомственной охране Северо-Кавказской железной дороги. Причем работает на созвучной станции — «Морозовская».

«Мой сын работает вместе со мной в охране уже более семнадцати лет. Было в 1990 году пятьдесят шесть человек. Сейчас у нас около ста», — говорит стрелок железнодорожной станции «Морозовская» Лариса Мороз.

Эти отважные люди в камуфляже когда-то противостояли грабителям, помогали охранять общественный порядок, сопровождали пассажирские и грузовые перевозки. Сегодня сотрудники обеспечивают сохранность грузов на железной дороге. Это удается благодаря качественной и четкой работе большого коллектива.

А вот стрелок стрелковой команды станции Грозный Терского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД Адам Башкиев весной 2021 года спас ребенка от гибели под колесами поезда.

— Я даже предположить не мог, что этот случай вызовет такой резонанс. Ведь я сделал то, что должен был сделать, и никакого геройства не совершал, — рассказывает Адам Башкиев.

В тот момент, когда это произошло, Адам не думал, что все могло закончиться трагически не только для подростка, но и для него самого. Признается, что, наверное, окончательно понял всю серьезность ситуации, когда к нему на работу приехали родители мальчика. Мать со слезами на глазах благодарила молодого человека, а отец крепко пожал ему руку.

Скромный, немногословный, — он владеет целым рядом специальностей. Стрелок ведомственной охраны и социальный педагог, окончивший Чеченский государственный университет, еще и профессиональный программист. Таких многогранных сотрудников в ФГП ВО ЖДТ России работает немало.

СЛОЖНАЯ СИСТЕМА

Еще немного статистики. В прошлом году благодаря совместной с органами внутренних дел работе пресечено свыше 7,5 тысяч преступных посягательств на грузы и имущество железнодорожного транспорта.

Специализированная группа во взаимодействии с сотрудниками линейного отдела полиции занимается профилактикой и выявлением правонарушений на железной дороге. Сотрудники охраны круглосуточно на боевом посту, они продолжают обеспечивать безопасность объектов и сохранность имущества дороги.

На базе стрелковой команды № 15 Ростовского отряда ведомственной охраны, как и в других структурных подразделениях предприятия, обучают проводников и вожатых служебных собак.

Его работники задействуют их при исполнении своих должностных обязанностей. Собаки позволяют практически исключить проникновение злоумышленников на охраняемую территорию и обеспечить полную сохранность имущества компании «РЖД».

Пожарными поездами совершено около шестисот выездов на тушение пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих на транспорте.

Работники пожарных поездов постоянно оттачивают свои практические навыки на тактических тренировках, соревнованиях по газодымозащитной службе, пожарно-прикладному спорту.

Еще одна функция железнодорожной пожарной охраны — профилактическая работа. Специалисты контролируют подведомственные железнодорожные объекты, пропагандируют пожарную безопасность, как среди железнодорожников, так и среди населения.

Многолетняя практика, отточенная в условиях самых сложных весенних пожаров, помогает огнеборцам организовывать работу на высоком уровне. Да, чаще это профилактика, но порой и работа «с колес», оперативная и эффективная.

В декабре 2021 года в Городе-Герое Тула на Московском вокзале был открыт музейный комплекс «Пожарный поезд». Знаковое событие прошло при участии заместителя губернатора Тульской области Сергея Егорова, генерального директора ФГП ВО ЖДТ Ивана Челнокова, начальника ГУ МЧС России по Тульской области Алексея Павлова, сотрудников МЧС, представителей органов власти, работников ведомственной охраны и железнодорожников.

Уникальный вагон-гараж с пожарным автомобилем вошел в состав музейной экспозиции. В ней также есть вагон-цистерна, вагон-насосная станция, маневровый тепловоз, а также скульптура пожарного со спасенным ребенком.

Неотъемлемой частью организации защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства является подготовка и аттестация работников ФГП ВО ЖДТ России в качестве сил обеспечения транспортной безопасности. Для этого имеются необходимые лицензии, опыт и материально-техническая база, в том числе специализированные учебные центры.

С сентября 2014 года предприятие наделено полномочиями подразделения транспортной безопасности. В декабре 2018 года оно было внесено в Реестр аттестующих организаций Росжелдора и получило свидетельство об аккредитации на право проведения аттестации работников сторонних организаций по различным категориям сил обеспечения транспортной безопасности.

Аттестация проводится в тесном взаимодействии с территориальными управлениями Федерального агентства железнодорожного транспорта.

И это только несколько направлений деятельности «стальной охраны». Перед нами громадная и сложная система, обеспечивающая безопасность железных дорог. Она скрыта от глаз пассажиров, бизнеса и государства, но напрямую затрагивает их интересы.

Сегодня ведомственная охрана железнодорожного транспорта — это более 67 тысяч квалифицированных работников, разветвленная и современная материально-техническая база целевого назначения с собственными основными фондами и центрами подготовки кадров.

ПРИЗНАНИЕ

В честь 100-летнего юбилея министр транспорта Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам предприятия.

Медалью «За заслуги в развитии транспортного комплекса России» награжден Николай Долгих. Возглавляемый им филиал ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге является одним из лучших на сети железных дорог. За последние пять лет раскрываемость хищений составила практически 100 %.

Указом Президента Российской Федерации предприятие в 2006 году включено в перечень стратегических

Отмечены заслуги стрелков команд филиалов предприятия на Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорогах Владимира Прядко и Игоря Токмакова. Владимир Прядко более чем за тридцать лет работы стал наставником для нескольких десятков молодых работников подразделения, а Игорь Токмаков за последние пять лет предотвратил ущерб на сумму более 1 млн. руб.

Иван Челноков: «Сердечно поздравляю коллектив и ветеранов ведомственной охраны железнодорожного транспорта со 100-летним юбилеем. Выражаю сердечную благодарность ветеранам ведомственной охраны за их неоценимый вклад в становление и развитие предприятия. Желаю всем работникам крепкого здоровья, благополучия и новых успехов в нелегком труде на благо Отечества!»

…Каждый год эти отважные люди в камуфляже пресекают более тысячи случаев хищений на РЖД. Спустя столько лет неизменно только одно: всегда оставаться надежной защитой транспортных артерий страны.

ИЗ ДОСЬЕ

Челноков Иван Петрович. В 1990 году окончил Московское высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР имени Моссовета. В 1996 году — Академию ФСБ России.

С 1990 по 2002 год Иван Петрович проходил службу в органах госбезопасности. В качестве сотрудника Группы «А» участвовал в боевых действиях и специальных операциях по освобождению заложников.

С 2002 по 2007 год — помощник директора Федерального Агентства специального строительства РФ. Потом служба в центральном аппарате Министерства обороны РФ.

В 2013-2015 годах Иван Челноков являлся руководителем Главного управления региональной безопасности Московской области в ранге министра.

Имеет государственные награды — ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами, Мужества, «За военные заслуги»; награжден медалями «За отвагу» и Суворова. 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
4509 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: НАДЕЖДА СУЛЕЙМАНОВА
27 Декабря 2021
«БУДУЛАЙ» ИЗ «ВЫМПЕЛА»

«БУДУЛАЙ» ИЗ «ВЫМПЕЛА»

Автор: МАРГАРИТА СУХОВЕРХОВА
26 Декабря 2021
МИССИЯ ДОБРА

МИССИЯ ДОБРА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание