СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 11 (122) НОЯБРЬ 2006 ГОДА

ЕГО НАЗЫВАЛИ "ПИСТОЛЕТЫЧЕМ"

 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

Интервью офицера запаса, служившего с литвиненко в УБТ МБ РФ и ОУ АТЦ ДБТ ФСБ России

– Что это был за человек?

– Неуравновешенный. По словам со­труд­ни­ков, кто его близко знал по конкретной работе, - малообразованный, толкового до­ку­мен­та не мог составить в принципе. Зато амбиции через край. Деньги любой ценой. На прежнем месте работы в военной кон­тр­раз­вед­ке у него возникли оп­ре­де­лен­ные проблемы. В том кол­лек­ти­ве было за­ме­че­но, что у сотрудников стали пропадать личные вещи, деньги.

– Даже так?

- Да. Это и другие факты его био­гра­фии, а так­же помощь не­ко­то­рых руководителей подобных ему, позволило ему в 1992 году пе­рей­ти на служ­бу в УБТ МБ РФ, а затем в УРПО ФСБ России. Свою репутацию он подтвердил и здесь. В нем било через край желание лидерства, желание любой ценой быть на виду у руководства. Он вы­на­ши­вал «великие» планы по восстановлению в спецслужбах института внесудебной расправы, практиковал незаконные методы ведения, как опе­ра­тив­ных дел, так и применение физической силы в работе с «клиентами».
Вокруг него постоянно были сотрудники, которые раз­де­ля­ли его формы и методы работы, которые любой ценой хотели сразу получить все и должности, и звания и самое главное много- много денег. Хочется вспомнить «добрым сло­вом», некоторых «бывших» из его компании - это Гусак А.И., Шебалин В.В., Понькин А., Щеглов Г., Ла­ты­шо­нок А., к сожалению, в истории отечественных органов бе­зо­пас­но­с­ти они навсегда останутся толь­ко лишь предателями, хотя многие из них были награждены высокими государственными на­гра­да­ми. Все они в той или иной форме приняли активное участие и в пресс-конференции, где вы­с­ту­пи­ли с обвинением в адрес руководства Кон­то­ры, которое якобы приказало «убить Бе­ре­зов­с­ко­го» и в последующих разоблачения, как в рам­ках уго­лов­но­го дела, так и в передачах по ЦТ гос­по­ди­на Доренко.

- А что было до этого?

- До этого была сплошная уго­лов­щи­на, я ду­маю рано или поздно сотрудники подразделений соб­ствен­ной безопасности, как ФСБ, так и МВД если захотят то рас­ска­жут подробности и о воз­буж­де­нии уголовных дела по фактам на­не­се­ния телесных повреждений ком­мер­сан­там, и пре­вы­ше­нию дол­ж­но­с­т­ных полномочий, и т.н. «кры­ше­ва­нии» этими со­труд­ни­ка­ми, и их участию в политических провокациях, и о выплаченных им очень крупных долларовых по­дач­ках «за сме­лость и прин­ци­пи­аль­ность».
Пресс-конференция «убить Бе­ре­зов­с­ко­го» родилась из желания один свой прокол замять крупной провокацией, режиссером и орга­ни­за­то­ром ее был БАБ, а самым талантливым глав­ным героем - Литвиненко.

– Я так понимаю, что Литвиненко не зря прозвали «Пи­с­то­ле­ты­чем» за сво­е­об­раз­ный образ мысли и действия?

- Это да. Против Литвиненко много раз пред­при­ни­ма­лись попытки привлечь его к уголовной от­вет­ствен­но­с­ти, еще и до истории с пресс-кон­фе­рен­ци­ей, так он в одной из командиров в г. Ко­с­т­ро­му местному бандиту переломал все реб­ра, и в ка­че­стве до­ка­за­тель­ства его преступной де­я­тель­но­с­ти подсунул ему СВУ, привезенное из г.Москвы. Неожиданно этот не­сча­с­т­ный оказался сыном ка­ко­го- то местного крупного чиновника, но на пер­вых этапах оно было спущено на тор­мо­зах, но по­том когда ситуация изменилась и по­тре­бо­ва­лось «до­с­тать­»­Лит­ви­нен­ко о нем сразу вспом­ни­ли.

– А Литвиненко скрывал или афи­ши­ро­вал свои связи с Березовским?

– Он ими хвастался. Их прочная связка су­ще­ство­ва­ла со времен ЛОГОВАЗа, когда сотрудники ГУБОПа пришли в дом при­емов, чтобы арестовать Березовского. Оперативник встал на пути у них с оружием в руках и предупредил, что будет стре­лять на поражение, если будет штурм дома при­емов, дав тем самым Березовскому решить воп­ро­сы с «ве­ли­ки­ми мира». И задержание не со­сто­я­лось и не уда­лось последнего допросить по делу Листьева.

– Смешно, что Литвиненко в прессе, осо­бен­но западной, именуют раз­вед­чи­ком. Как он, к черту, разведчик!

– Нет, никогда не был. Вообще он из кон­вой­ных войск. Потом военная кон­тр­раз­вед­ка. Чисто в личностном плане его по­тен­ци­ал был очень ог­ра­ни­чен. Ма­ло­гра­мот­ный со­труд­ник. Он по-русски то не мог внятно изъясниться, не говоря уже о каких-то по­ли­ти­чес­ких за­яв­ле­ни­ях. Ам­би­ци­оз­ный и за­ви­с­т­ли­вый че­ло­век. Парень из «глу­хой де­рев­ни» решил по­ко­рить Москву.

– «Покорил», ничего не скажешь…

– Вокруг него нет ни одного человека, кто бы не пострадал. Начиная с его первой семьи, там двое детей, если не ошибаюсь, осталось, – он со­вер­ше­но им не по­мо­гал. Его товарищи, которые участвовали в пресс-конференции… Ведь против не­ко­то­рых уго­лов­ные дела были заведены. Того же Поньки­на обвинили черте в чем, когда он в Лондон к нему летал.
И потом эти публикации, вышедшие под его именем в книге «ФСБ взрывает Москву». Это тот объем информации, которого он объективно знать не мог. Это не его уровень. Это первое об­сто­я­тель­ство. Второе – в книге были приведены не­ко­то­рые сведения, со­став­ля­ю­щие государственную тайну. Ре­аль­ный ущерб есть – и нашей стра­не, и от­дель­ным сотрудникам государственной бе­зо­пас­но­с­ти.

– Давайте объясним, о чем идет речь.

– От имени Литвиненко публиковались спис­ки на «Кавказ-Центре» (три списка, по-моему) сотрудников, которые принимали участие в «убий­ствах», «поджогах», «по­гро­мах» и «похищениях людей». А это все ре­аль­ные сотрудники.

– То есть он, грубо говоря, их эле­мен­тар­но сдал.

– Совершенно верно.

– А ведь это опасно для жизни.

– Элементарно. Можно пробить через спра­воч­ные службы и базы данных.

– Выходит, что Литвиненко – клас­си­чес­кий провокатор, и по духу, и по ух­ват­кам.

– Да, да, да! Всегда таскал с собой в кар­ма­не 2 диктофона.

– Возникает, знает ли, очень не­хо­ро­ший вопрос. Как могло так получиться, что та­кой человек оказался в Системе? Тут по­ка­зы­ва­ли по ТВ интервью с быв­шим ди­рек­то­ром ФСБ Николаем Ковалевым. Он по­яс­нил, что по­яв­ле­ние такого не­го­дяя, как Лит­ви­нен­ко, было вызвано жут­ким кадровым го­ло­дом, ко­то­рый ис­пы­ты­ва­ли спецслужбы в 90-х годах. В пре­жние времена такой че­ло­век просто не смог бы оказаться на этом месте.

– Ну… Ковалев его сам принимал и об этом все знали. Литвиненко мог позволить себе прид­ти в приемную директора и по­пасть к нему без записи. Знаете, как слож­но это «простому смер­т­но­му».

– Видимо потому, что за ним стоял Бе­ре­зов­с­кий?

– А иначе кто бы с ним стал иметь дело. По­яв­ле­ние людей типа Литвиненко – это не только кризис кадров, но и кризис наших спецслужб. Кризис, который не преодолен и сегодня, так как, как только заходит речь о сильных мира сего, за­кон­ность отступает на десятый план, выводов из истории с бегством Литвиненко ни­ка­ких сделано не было, никто из собственной безопасности не был наказан.
О том, что Литвиненко про­во­ка­тор, пси­хи­чес­ки не­урав­но­ве­шен­ный человек и что ему не место в органах, понимали все кто с ним общался еще в начале 90-х

– И страны в целом. Недаром в на­ча­ле 90-х появился термин "Новое смутное вре­мя".

– Отказавшись от одних традиций, наши но­вые руководители ничего не пред­ло­жи­ли. Плюс финансовое состояние, которое объек­тив­но тол­к­ну­ло случайных, не­ус­той­чи­вых лю­дей на поиски дополнительных источников заработка. Они ста­ли за­ни­мать­ся Бог знает чем. Кому как повезет. Вот от­сю­да и появились Лит­ви­нен­ки и ему по­доб­ные.


 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

Константин Крылов
 
Павел Евдокимов
 
Павел Евдокимов
Василий Жаров
Сергей Никифоров
 
 
 
Павел Ковригин
Игорь Пыхалов
Павел Евдокимов
Георгий Элевтеров
Андрей Борцов
Андрей Борцов
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru