СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 10 (121) ОКТЯБРЬ 2006 ГОДА

Павел Евдокимов, Владимир Семиряга

НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ

 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

В начале октября в некоторых российских изданиях появилась горячая ин­фор­ма­ция о том, что столичная милиция принялась выявлять не­ле­галь­ных мигрантов-грузин по их детям, учащимся в московских школах. Причем вы­дер­жа­ны были эти публикации и репортажи в панических тонах. Мол, ми­ли­ция ведет себя аморально, и ростки демократии в России под уг­ро­зой.

Кирилл Брилев в своей авторской про­грам­ме «Вести недели» с гневной дрожью в голосе об­ли­чал стражей порядка, которые — «заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет» — до­ве­ли, дес­кать, до абсурда новую «линию партии». «Тра­гиз­ма» в ситуацию добавили ком­мен­та­рии по­ли­ти­ков преимущественно ли­бе­раль­но­го тол­ка, выс­ка­зав­ших­ся примерно в том же духе.

В этой ситуации руководство ГУВД оказалось не на высоте. Оно поджало хвост и отработало назад. Мол, извините, граждане-товарищи, по­го­ря­чи­лись — исправимся. А стоило ли? До­с­та­точ­но было объясниться, расставив все точки над «i».

Впрочем, получив, видимо, поддержку на вер­ху, в ГУВД заявили, что проверяют не только гру­зин, а всех приезжих. И началось это еще две не­де­ли назад, после того, как в московской школе № 563 уроженец Грузии зарезал ножом своего одноклассника — азербайджанца (об этом мы ещё расскажем дальше).

«Это действие вполне впи­сы­ва­ет­ся в новую политику властей по наведению по­ряд­ка на рос­сий­с­кой территории и, как накануне заявил пре­зи­дент России Владимир Путин, очи­ще­нию рос­сий­с­ких рынков от некоренного на­се­ле­ния. Име­ют­ся в виду и трудовой рынок РФ, и рынки тор­го­вые», — с негодованием заголосила грузинская пресса.

Начнем с того, что, по данным миг­ра­ци­он­но­го ведомства, приезжие из солнечной Грузии чаще других иностранцев нарушают законодательство и совершают самые разнообразные пре­ступ­ле­ния. Так, например, за первое полугодие 2006 года, по данным ФМС, на территорию России въехали 70 тысяч граждан Грузии, но только 29 тысяч из них про­шли официальную регистрацию через орга­ны ФМС. При этом 15 тысяч, то есть при­мер­но пятая часть, за время проживания на нашей земле на­ру­ши­ли закон.

Каковы же должны быть действия милиции, в частности — столичной, в такой ситуации? Ведь общественность настоятельно требует покончить с преступностью. Правильно: законными ме­то­да­ми навести порядок. Но как выйти на нелегалов, если они проживают в подполье и принадлежат к этническим группам, которые добровольно с ми­ли­ци­ей никакой информацией делиться не будут ни в коем случае?

По самым скромным подсчетам Де­пар­та­мен­та образования, в московских школах на­счи­ты­ва­ет­ся около 40 тысяч детей мигрантов. По нео­фи­ци­аль­ным — до ста тысяч, то есть одна восьмая часть всех учащихся. Для многих ребят русский язык — иностранный, русская культура — чужая.

И вот 5 октября некоторые школы в Москве получили из районных отделений милиции те­ле­фо­ног­рам­мы с предложением предоставить спис­ки учеников с грузинскими фамилиями. Со­труд­ни­ки ГУВД по таким спискам намеревались про­ве­рить законность нахождения в Москве родителей этих детей. Если все законно, то какие к ним могут быть вопросы? Но если незаконно, то извольте отвечать.

Казалось бы, дело выведенного яйца не сто­ит. Но оказалось, что некоторые учителя с под­виж­ной психикой и превратно понимаемым чув­ством профессионального долга почему-то во­об­ра­зи­ли, что таким образом они занимаются до­но­си­тель­ством — занятием в их среде осуждаемым — на своих учеников. Учителям стало стыдно.

Возникло ощущение того, что учителя, про­по­ве­ду­ю­щие вечное и прекрасное, живут в другой стра­не, в которой не убивают, не насилуют, не грабят и не взрывают. Хотя, если посмотреть на эту просьбу непредвзято, ничего кри­ми­наль­но­го и антиконституционного в ней нет. Ес­те­ствен­но, для лю­дей с нормальным правовым со­зна­ни­ем, без вы­ви­хов, и естественным сознанием своей соб­ствен­ной национальности.

Оперативников и чиновников понять можно: нелегалы живут в Белокаменной, пользуются все­ми ее благами и ни копейки не платят в городской бюджет. Более того, их дети спокойно учатся в московских школах. Поскольку, согласно дей­ству­ю­ще­му закону «О всеобщем образовании в го­ро­де Москве», право на обучение в столичных шко­лах есть и у детей, не имеющих московской ре­ги­с­т­ра­ции. Так что демократия может спать спо­кой­но — она не ущемлена.

Нелегалам такой закон нравится. Но вот дру­гой закон, согласно которому приезжие должны зарегистрироваться, нелегалам не нравится, и они его злостно нарушают.

БРИТАНСКИЕ НОВИНЫ

Теперь несколько слов о демократии — ма­те­рии сколь привлекательной, столь и про­ти­во­ре­чи­вой. С ней тоже немало любопытного слу­ча­ет­ся в Старом свете. Особенно в последнее время. Например, в цитадели демократии — Ве­ли­коб­ри­та­нии — преподавателей университетов по­про­си­ли следить за студентами «азиатской вне­шно­с­ти» и мусульманами, которые вызывают по­до­зре­ние в причастности к экстремистским груп­пи­ров­кам.

Соответствующая просьба была спущена Ми­ни­стер­ством образования Соединенного ко­ро­лев­ства. Университетам следует сообщать о том, про­во­дят ли террористы поиск талантливых мо­ло­дых людей, а также студентов, склонных к ре­ли­ги­оз­но­му экстремизму. Особенно это касается новичков, которые, пытаясь завести новые зна­ком­ства, нередко примыкают к радикальным сек­тан­там. Завербованных членов ячеек «па­рал­лель­но­го ислама» нередко направляют принимать уча­с­тие в событиях, происходящих уже за пре­де­ла­ми университетских кампусов.

Как пишет The Guardian, Министерство об­ра­зо­ва­ния рекомендует преподавателям вни­ма­тель­нее следить за теми, кто выступает на собраниях религиозных кружков. Чиновники справедливо считают, что студенты нередко приглашают ра­ди­каль­ных проповедников. Авторы документа полагают, что мусульмане из семей, не вполне ин­тег­ри­ро­ван­ных в британское общество, обыч­но при­дер­жи­ва­ют­ся более радикальных взгля­дов, не­же­ли те, кто рос наравне с другими бри­тан­с­ки­ми детьми.

Нужно ли говорить, что мусульманские орга­ни­за­ции Великобритании тут же выразили свое решительное негодование предложением вла­с­тей, заявив, что слежка за студентами, ис­по­ве­ду­ю­щи­ми ислам — это грубое нарушение их прав. Од­на­ко Министерство образования не пошло на по­пят­ную. Подготовленный им 18-страничный до­ку­мент будет разослан во все университеты стра­ны до конца текущего года.

Если бы нечто подобное случилось в России, то местные правозащитники плясали бы от ра­до­с­ти: такой аргумент против власти они получили! Вообще ситуация поразительно схожи: у них сту­ден­ты «азиатской внешности», у нас — лица «кав­каз­с­кой национальности», у них — «вызывают подозрения к причастности к экстремистским груп­пи­ров­кам», у нас — вызывают подозрения к при­ча­с­т­но­с­ти к этнической преступной группировке. Однако здоровая часть британского общества не возмутилась и не вздыбилась. Это понятно. Пос­ле кровавых террористических актов в лон­дон­с­кой подземке и на городском транспорте ан­г­ли­ча­не, вдоволь наигравшись в религиозную тер­пи­мость, теперь быстро переучиваются. Так почему у нас такой шум и такая истерика? Ответ известен.

РАСПРАВА НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ

В продолжение темы вспоминается одна ис­то­рия, произошедшая в Москве на исходе сен­тяб­ря, 21-го числа, когда подросток из Грузии по­ре­зал свого одноклассника — выходца из Азер­бай­д­жа­на за просьбу… говорить по-русски!

ЧП случилось в школе № 563, в которой от­че­го-то обучается много иностранцев. В тот день 16-летний десятиклассник, гражданин Грузии Бе­сик (Байден) Кочалидзе во время перемены напал на Емена Оджахгулуева. Пострадавший в крайне тяжелом состоянии был доставлен в 7-ю го­род­с­кую клиническую больницу, где и скончался. Уда­ры ока­за­лись про­ни­ка­ю­щие — Бе­сик уби­вал на­вер­ня­ка.

Стычка произошла во время перемены. На­па­де­ние было совершено в школьном дворе. Ко­ча­лид­зе подбежал к Оджахгулуеву и нанес тому бо­лее десяти (!) ударов ножом. Самым опасным ра­не­ни­ем оказалась перерезанная артерия. По сло­вам матери пострадавшего, у Оджахгулуева были про­би­ты оба легких и кишечник.

За два дня до покушения на убийство между подростками произошла серьезная ссора. На од­ной из перемен Бесик разговаривал в коридоре с одноклассником-земляком и отпустил в адрес Емена фразу на грузинском языке. Тот сделал ему замечание и попросил впредь общаться с ним на русском языке. Эти слова буквально взбесили Бе­си­ка, он выхватил шариковую ручку и ударил од­но­класс­ни­ка острием в висок, после чего у него даже пошла кровь.

– Чтобы погасить конфликт, я позвонила их родителям и попросила подержать их дома три-четыре дня, — рассказал директор школы Лидия Тодорова. — Несмотря на это, в четверг Емен при­шел на занятия.

Расправа произошла на глазах учителей и школьников. Однако все были так поражены, что даже не пытались преследовать преступника. Не осмелились. Очевидно, на это и было рас­счи­та­но. И это при том, что школа находится под ох­ра­ной сотрудников ЧОПа и оборудована «тре­вож­ной кнопкой», выведенной на пульт ме­с­т­но­го ОВД. Тол­ку-то!

Сыщики угрозыска сразу же навестили квар­ти­ру в «хрущевке» на Азовской улице, которую снимала семья уроженцев Батуми Качулидзе, од­на­ко — как и следовало ожидать! — никого в ней не застали. Отец семейства приехал в Москву два года назад и работал водителем маршрутки. Не­смот­ря на все принятые меры, включая ра­зос­лан­ные в аэропорты и на вокзалы ориентировки, сто­лич­ным милиционерам не удалось задержать школьника-преступника и родичей. Опе­ра­тив­ни­ки предполагают, что, скорее всего, звереныш скрылся в Грузии, и уже обратились к коллегам в Тбилиси за помощью.

В школе № 563, где произошел инцидент, учат­ся представители разных стран, школьники са­мых разных национальностей. Официально она считается школой с грузинским и азер­бай­д­жан­с­ким этническими компонентами. Тем не менее, до недавнего времени серьезных конфликтов на меж­на­ци­о­наль­ной почве здесь не происходило. Класс 10 «б», где учились оба — и пострадавший, и нападавший — также представляет собой при­мер многонационального коллектива.

– У нас учатся ребята пятнадцати на­ци­о­наль­но­стей, — рассказала с какой-то даже гордостью классный руководитель Вера Федорова и про­дол­жа­ла, — есть грузины, азербайджанцы, армяне, украинцы, русские и даже афганцы. Двадцать пар­ней и четыре девушки. Мелкие конфликты между ними, конечно, случаются, но никаких особых проблем не было.

Молодые люди проучились в одном классе меньше месяца.

– Оба парня появились у нас недавно, — со­об­щи­ла директор школы Лидия Тодорова. — Бе­сик пришел в школу 1 сентября, а Емен появился бук­валь­но неделю назад. Раньше у нас учился его стар­ший брат, поэтому и он решил перевестись сюда.

Впрочем, проблемы общения с од­но­класс­ни­ка­ми у Бесика Кочалидзе начали возникать с са­мо­го начала. Например, в середине сентября он из­бил капитана школьной команды по футболу лишь за то, что тот попросил его показать, как он управляется с мячом. Его поведение вызывало тревогу. Парень оказался со звериным норовом: чуть что, говорил направо-налево: «Зарежу, убью». Директриса как-то пообещала исключить его за плохое поведение, так он пригрозил расправой.

– Он приходил на уроки какой-то оза­бо­чен­ный и злой и не стеснялся пререкаться и грубить учителям в ответ на плохие оценки, — разводила руками Вера Федорова.

Отчего у Качалидзе вдруг изменилось по­ве­де­ние, учителя понять не могут. Как же так? В своей прежней школе он запомнился именно своей не­при­мет­но­с­тью.

– Этот парень проучился у нас всего полгода и абсолютно ничем не выделялся среди других уче­ни­ков, — заявила директор школы, где ранее учил­ся Качалидзе, Анна Перекрест.

Как представляется, ларчик просто от­кры­ва­ет­ся: в новой школе «дитя гор» оказалось в «мно­го­на­ци­о­наль­ной среде с грузинским ком­по­нен­том», которая, собственно, и позволила ему ре­а­ли­зо­вать установку семейного совета — взять нож и пойти убивать, чтобы отомстить своему «обид­чи­ку».

Во всех школах, как только речь заходит о межнациональных отношениях в классах, — и педагоги, и родители тут же замыкаются. Школь­ная администрация боится вообще говорить на эту взрывоопасную тему, родители опасаются, что горячие родственники одноклассников их детей могут отомстить. Но стоило выключить дик­то­фон, «людей прорывает».

– У нас все занятия превращаются в уроки рус­ско­го языка, — рассказывает директор дру­гой школы Москвы. — А родителям ребят до этого дела нет! Вызвать их в школу — целая проблема. Они часто переезжают из района в район, у не­ко­то­рых даже нет постоянной ре­ги­с­т­ра­ции. Един­ствен­ное средство связи — мо­биль­ный телефон, по которому не всегда доз­во­нишь­ся. Мы ро­ди­те­лям-мигрантам объясняем: с деть­ми нужно го­во­рить по-русски, иначе они не смо­гут учиться. Они ки­ва­ют, выходят из кабинета и тут же начинают об­щать­ся на своем языке. Не­дав­но приходила одна мама-азербайджанка: впол­не сносно изъясняется по-русски, вся ухо­жен­ная, сидит дома с детьми. Так она мне за­я­ви­ла: вы учительница — вы и учи­те.

А вот еще мнение:

– Это она нехорошо думает, неправильно, — так прокомментировал позицию азер­бай­д­жан­с­кой мамы Васо Кигилидзе. Он приехал из Абхазии в Москву восемь лет назад. Сейчас торгует на рын­ке и растит трех дочерей. — Для моих девочек рус­ский как родной. Нам больше некуда ехать. Дети меня ругают, что я никак не могу без акцента раз­го­ва­ри­вать. Знаешь, как трудно учиться в ваших шко­лах.

Вот здравая, уважительная и кор­рек­т­ная по­зи­ция мудрого человека, который вжи­ва­ет­ся в но­вую для него среду обитания.

«ВОТ ЭТА ШКОЛА — ЧЕЧЕНСКАЯ, А ЭТА — ДЛЯ ВСЕХ»

Откуда цитата? Нет-нет, это вовсе не пат­ри­о­ти­чес­кая пресса. Подзаголовок взят из недавней статьи в «Комсомольской правде», что весьма и весьма симптоматично.

«А за что нам их любить»? — заявил отец девятиклассника Алексей, житель Можайского района. — Теперь уже непонятно, кто из нас «гость столицы». В нашем микрорайоне все зна­ют, что вот эта школа — чеченская, а эта — обыч­ная. Для всех. Мой сын сейчас в той, что для всех. Боюсь, скоро и из нее придется уходить: при­ез­жих всех больше».

Как рассказал директор той самой «чеченской школы», очень много коренных жителей в рай­о­не спились и продали свои квартиры приезжим. Так, в Можайском районе осели чеченские бе­жен­цы. А школа фактически стала двунациональной: в ней учатся только русские и чеченцы. Русских становится все меньше.

«К нам детей других национальностей ро­ди­те­ли сами не ведут… Мы поначалу чеченцев жа­ле­ли: от войны люди спасались. Но сейчас они стали вести себя совсем по-другому», — почти шепотом сообщил мне директор.

На выходе из школы группа молодых людей вальяжно расположилась на скамейке, пишет «КП». Каждую проходящую старшеклассницу они сопровождали какими-то репликами на своем язы­ке и хохотом. Девчонки, краснея, ускоряли шаг. Директор попросил не указывать номера школы, заявив корреспонденту: «Иначе мне конец».

Что ж, каждую ситуацию можно рас­смат­ри­вать и оценивать с двух сторон. Можно взоб­рать­ся на стену града «Путивля» и подобно Ярос­лав­не оплакивать «несчастную русскую нацию» (под ней мы понимаем представителей Великой, Малой и Белой Руси, а также традиционных рос­сий­с­ких народов). А можно, поставив диагноз, — опять становиться русскими: в своих семьях, в своем окружении. Там, где мы есть. Хватит те­шить в себе мазохистские комплексы не­пол­но­цен­но­с­ти. «Пре­до­с­тавь­те мертвецам хоронить своих мертвецов».

Родина — это наша русская цивилизация, и только возвращение к ней сможет придать нам силы для предстоящей очистительной борьбы.

P.S. Емен все-таки не вышел из схватки со смертью, слишком тяжелые оказались на­не­сен­ные ему ножевые ранения. 24 октября он скон­чал­ся в 7-й клинической больнице. Его убийца так до сих пор и не найден.


 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Константин Крылов
 
 
 
 
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов, Владимир Семиряга
Андрей Борцов
Сергей Никифоров
 
 
 
Игорь Пыхалов
Георгий Элевтеров
Юрий Нерсесов
Андрей Борцов
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru