СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 6 (117) ИЮНЬ 2006 ГОДА

Юрий Нерсесов

«ДОБРЫНЯ» ПРОТИВ «ПИРАНЬИ»

 << предыдущая статьякультураследующая статья >> 

Пока корифеи нашего кино старательно топят в нечистотах российскую историю и готовят пушечное мясо для будущих хозяев Белого Дома, их коллеги-мультипликаторы пытаются запустить обратный процесс.

«ДОБРЫНЯ» ПРОТИВ «ПИРАНЬИ»

Злой чекист ползет на койку

Очередную годовщину безоговорочной капитуляции Третьего Рейха киношники встретили новыми разоблачениями кровавых брежневских сатрапов. На сей раз эти бессмысленно злобные, как толкиеновские орки, существа призваны не только истребить как можно больше советских солдат. Сверх того они должны растоптать грязными сапожищами светлую любовь главных героев, не дав им слиться в экстазе с предметом обожания. Изничтожение доблестных красноармейцев и их нежных возлюбленных потребовало столько времени и сил, что заниматься основным делом – хватать немецких шпионов – лубянским орлам оказалось просто некогда. Кажется, единственным фильмом последнего времени, где вражеских агентов все же ловили, оказался «В августе сорок четвертого…». Неудивительно: снимали-то его не в демократической России, а в тоталитарной Белоруссии.

Российских режиссеров вражеские шпионы не интересует. То ли дело леденящая душу история о созданном злыми чекистами борделе для моряков союзных конвоев! Или о суровом лагерном сексе немецких пленных с лагерными конвоиршами и красноармейскими вдовами! И, наконец, обещающий стать настоящим хитом сюжет о душераздирающей лесбийской любви бойциц женского штрафбата!

Финал везде предусматривается самый трагический. За семь секунд до оргазма в койку влюбленных скорпионом заползают бериевцы и цинично ломают кайф. Пленных расстреливают, штрафбаб пускают в атаку на минное поле, а загнанных в бордель розовощеких комсомолок топят в барже. Сентиментальные зрители утирают слезы, не зная, что женские штрафбаты и комсомольские публичные дома существовали исключительно в воспаленных мозгах охочей до бабла кинобратии.

Сейчас ей уже мало разоблачений лубянских монстров и братва переключается на дикую злобную орду именовавшуюся во времена тоталитаризма Советской Армией. Уже готов сценарий о монстре-комбате напавшем на созданный престарелыми эмигрантками приют для слепых немецких девочек. Несчастным грозит гибель, но за них вступается положительный командир разведроты и проплывавшие мимо добрые солдаты вермахта. Их совместными усилиями монстр убит, его банда разгромлена, а победители вместе с эмигрантками и девочками уплывают на благословенный Запад!

Особенно примечательно, что создатель данного кошмара, некто Дмитрий Фост имеет целых двух однофамильцев. Один регулярно выступает на армейском телеканале «Звезда», ну а другой даже пресс-службой «Единой России» рулит!

Пока же единый во трех лицах разоблачитель, готовиться разоблачить очередные зверства сталинского режима, его опередили создатели сериала.о паранормальных явлениях. В нем российские Малдер и Скалли раскрывают чудовищное преступление кремлевских генетиков. Усатый тиран велел им создать для завоевания мира идеальных солдат – человекокрыс.

Спецназ на поводке

Представляете, как при столь залихватском отношении к истории киношники относятся к экранизации художественной литературы! Полузабытый хит начала 90-х «Охота на пиранью» обрезали так, что родной папа в лице Александра Бушкова еле дитятко узнал.

В книге, если кто помнит, бравый морской спецназовец Кирилл Мазур, гуляя по Сибири с молодой женой, попал в плен к свихнувшемуся «новому русскому». Тот, по природной вредности отлавливал проезжающих, выпускал в тайгу, а потом гонялся за ними с ружьями, собаками и друзьями из элитного американского охотничьего клуба «Золотой арбалет». Но на сей раз, дичь попалась такая зубастая, что порвала охотников, как Тузик грелку.

Разумеется, при переработке книжки в сценарий «золотые арбалеты», цинично обсуждающие достоинства приготовленных к отстрелу туземцев, загадочно испарились.

Русский абориген будь он хоть пиранья, хоть целая акула даже на экране не должен поднимать руку на расу господ.

Поэтому в фильме враг главного героя не только озверевший хозяин тайги. Появляется и зловещий посланец международного исламского терроризма, приехавший в Сибирь покупать секретное оружие, упрятанное на дне озера. За этим же арсеналом отправился и наш храбрый рыбец. Поскольку озеро с окружающей территорией передаётся Китаю, смертоносный клад велено ликвидировать.

Своей-то земли у нас много — можем и поделиться, а вот супербиохимическую хреновину отдавать никак нельзя! Вдруг пекинские гегемонисты, сговорившись с мусульманскими фундаменталистами, не удовлетворятся российской территорией и захотят вдарить по просвещённому Западу! Крутой спецназовец Кирюша и пославшие его лубянские генералы обязаны лечь костьми, но спасти белых хозяев даже ценой собственной жизни! И конечно спасают, как и персонажи сериала «Морские дьяволы» не щадя жизни защищающие скандинавского дипломата от очередных ваххабитов.

Чтобы тупая публика случайно не отождествила нынешних демократических хозяев дома на Лубянской площади с их тоталитарными предшественниками, в картину судорожно впихнуто очередное разоблачение проклятого прошлого. Оказывается, сверхроружие на дне озера спрятал коварный Сталин. Он же приказал испытать его на окрестных сибиряках, отчего погибли родители белокурого деревенского пацаненка, и тот вырос в озверевшего барыгу.

Поскольку бывший разоблачитель сталинизма Бушков ныне зарабатывает на создании исключительно светлого образа Иосифа Виссарионовича, предполагалось, что он возмутится и даже подаст в суд. Но вместо этого Сан Саныч с удовольствием радостно вписался в рекламную кампанию снятого по мотивам его книги убожества. Кстати сейчас на подходе еще одно. Помните, героическое восстание в ГУЛАге под руководством невинно осужденного майора Пугачева? Который потом оказался не Пугачевым, не безвинным страдальцем, а вполне законно посаженным власовцем? Теперь Бушков его клонировал, переделав в репрессированного кровавыми бериевцами летчика Спартака.

Будет ли экранизация пока неясно, а пока на встрече с потребителями красноярскому строкогону вручили плюшевую пираний. Настоящую она напоминала мало. Не более, чем сам Бушков порядочного человека, не готового за бабки восхвалять или проклинать кого угодно, вплоть до родной мамы.

Матрица пограничного столба

Неожиданный просвет в бесконечном потоке кинотухлятины неожиданно обнаружился в виде двух симпатичных мультиков. О «Князе Владимире» и «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче» написано немало, но идейная составляющая обоих фильмов осталась за кадром, а она явно заслуживает внимания.

Приятные сюрпризы начались едва ли не с первых кадров «Князя Владимира». Русская дружина захватывает какой-то северный приморский и явно европейский город. Поход откровенно захватнический и даже грабительский. Штурмующих возглавляют рыжий варяжский наемник (впоследствии оказывается гадом) и однозначно положительный воевода Добрыня (историческое лицо и отчасти прообраз богатыря Никитича). В финале эпизода оба сидят над горой золота и варяг предлагает его немедленно поделить... Тут я грешным делом подумал, что Добрынюшка в ответ начнет гундеть о несовместимости агрессивных войн со священным писанием, моральным кодексом строителя коммунизма и уставом ООН, но через секунду торжественно сел в лужу! Вместо этого воевода солидно пробасил о необходимости выделить часть добычи на починку оружия и лишь потом перейти к дележке.

Авторы княжескую дружину не осуждают. Зато последующее печенежское разорение русских сел они показали исключительно в черных красках. Почему? Потому что когда мы их — это хорошо, а когда они нас — это плохо!

Та же картинка наблюдается и в «Добрыне». Невозмутимый богатырь по заданию князя громит и обдирает до подштанников степного хана. Ханские намеки насчет несоответствия происходящего традициям остаются без малейшего внимания и осуждения. Добрыня — наш, а хан — ихний, да и все дела!

Присутствует в мультике и цивилизованная Европа. Приятель богатыря — милейший толстенький Горыныч красочно описывает княжеской дочке, как унес раненого друга от толпы озверевших рыцарей. Правда, потом оказалось, что трехглавый симпатяга и свою-то упитанную тушку еле-еле на куцых крылышках поднимает, но дело уже сделано. Зловещие истуканы в рогатых шлемах, словно перескочившие из эйзенштейновского «Александра Невского», в кадре появились и в сознание впечатались. Как и украшающий богатырскую заставу пограничный столб, где всего два указателя: к заставе — «Русь» и от нее — «Враги».

Загрузка сознания образами «своих» и «чужих» в обоих мультах поставлена безукоризненно. При этом «чужие», зафиксированы и на восточных, и на западных пределах страны, но совершенно по-разному. «Западные» враги ни

во «Владимире», ни в «Добрыне» не конкретизированы, и это правильно. Средневековая мешанина феодальных владений не похожа на Евросоюз Наполеона, тот имеет мало общего с объединенной Европой Гитлера, а нынешнее евроамериканское пространство мало напоминает своих предшественников. Личины меняются — враждебная суть одна, и лишние подробности, особенно для детей, тут только вредят.

С «восточными» супостатами сложнее. Их территория и население уже который век входят в состав России, а значит подход должен быть совсем иной. Так и происходит: в «Князе Владимире» «восточные» злыдни — давно сгинувшие печенеги, а в «Добрыне» побиваются крымские татары. Выбор опять архиточный — с народом, грабившим Россию в эпохи Ивана Грозного и Екатерины Великой, почти стопроцентно дезертировавшим из армии к немцам при Сталине и однозначно враждебным сейчас церемониться бессмысленно.

В ряду соседей Руси особняком стоит Византия, выведенная во «Владимире» исключительно благостной. Конечно, константинопольская империя такой не была, но в XXI веке это неважно. Наследников у Второго Рима, кроме как в Третьем, все равно нет! А значит формировать с помощью ее образов систему «свой-чужой» в сознании зрителей бессмысленно.

Кровь, почва и вера

Изящно решив национальный вопрос, создатели «Владимира» могли реально погореть на религиозном. Перед просмотром я успел прочесть тупую аннотацию, обещавшую борьбу хороших православных с мерзкими язычниками, знал о благословлении мультика патриархией, устал от навязчивой рекламы и потому был настроен довольно мрачно. Тем приятнее оказалось увиденное.

Из трех волхвов гадом выведен всего один, да и того карают языческие боги, призванные добрым дедушкой-кудесником. Старик оказался просто образцом гражданина и патриота. Борец за единство Руси, отец двух удалых богатырей, играючи громящих печенежскую ватагу, да еще и преуспевающий пасечник, снабжающий народ экологически чистым медом!

Более того, из беседы дедули с уверовавшим в Христа мальчиком следует, что русского Бога можно называть по-всякому, и он не обидится. Злой же волхв Кривжа плох совсем не потому, что чтит Перуна. Высшие силы казнят его

за стравливание Владимира с братом и привод на русскую землю печенегов. А так обе традиционные религии хороши, если их исповедуют правильные русские люди, любящие свою страну. Тем более сама страна показана так ярко и сочно, что не полюбить ее просто невозможно. Хочется верить, что вторая часть «Князя Владимира» и продолжающий «Добрыню» «Илья Муромец» получатся не хуже, а родное киноначальство не запакостит их общечеловеческими поправками.

Между тем оное начальство в лице главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Ефимовича Швыдкого бдит. Недавно приемная комиссия ФАКК сурово отказала в государственном финансировании проекту российско-белорусского фильма о том же князе Владимире. Не потому что он слабый – качество даже не обсуждалось. ФАККеры просто отказались рассматривать сценарий, сославшись на нехватку времени. На фига им фильм, создатели которого не хотят обливать свою страну дерьмом?


 << предыдущая статьякультураследующая статья >> 

Егор Холмогоров
 
 
 
Егор Холмогоров
Андрей Борцов
Павел Евдокимов
Александр Алексеев
Юрий Нерсесов
 
 
Наталья Холмогорова
Светлана Лурье
Андрей Борцов
Игорь Пыхалов
Юрий Нерсесов
Геннадий Шибанов
Александр Жуков, Евгений Валяев




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru