СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 3 (114) МАРТ 2006 ГОДА

Александр Конторович

ЕЖИК НА КРЫШЕ

 << предыдущая статьярусское оружиеследующая статья >> 

Однажды на улицах Москвы не пришлось быть свидетелем такой сцены. У тротуара стоял джип «Тойота Ландкрузер» с ежиком антенн на крыше. Проходящая мимо женщина сказала, обращаясь к рядом идущей: «Совсем обалдели, это ж надо столько антенн на машину навешать!». Соседка прокомментировала: «Там же телефон, телевизор, радио, да мало ли что ещё».
Такое мнение приходилось слышать не раз. И, наверное, многие задавали себе вопрос — так что же там такое на самом деле?

ОРУЖИЕ КРИМИНАЛЬНЫХ ВОЙН

Для этого придется вернуться лет этак на десять назад в начало 90-х годов. Многие помнят, как в это время то и дело взлетали на воздух заминированные автомобили. Бабахало в офисах, на дорогах, да и много где еще.

Достаточно часто для этой цели использовались радиоуправляемые СВУ (самодельные взрывные устройства). Мысль криминальная у нас никогда не стояла на месте. И поэтому достаточно быстро пришла к идее радиоподрыва.

Эта тенденция обусловлена тем обстоятельством, что взрывание зарядов электрическим способом с использованием проводной линии (особенно в условиях населенного пункта) вызывает целый ряд сложностей технического порядка связанных с прокладкой и маскировкой проводных линий. Использование для этой цели взрывателей замедленного действия на основе часовых механизмов или электронных таймеров для поражения движущегося объекта не позволяет обеспечить точного совпадения момента вхождения цели в зону поражения и момента взрыва. Иными словами, пока заряд сработает, клиент уже благополучно укатил куда-то далеко.

Независимо от тапа применяемого радиопередатчика и его частоты подавляющее большинство радиокомандных СВУ устроено примерно одинаково. Функционирование радиовзрывателей основано на передаче командно-передающим прибором (командно-передающим устройством, командным прибором, передатчиком) кодированного радиосигнала управления и последующим улавливании его приемно-исполнительным прибором (исполнительным прибором, приемником), к которому присоединен электродетонатор и, далее собственно взрывчатка.

В состав типового командно-передающего прибора входит блок шифратора, формирующего кодированный сигнал, и блок передатчика, осуществляющий передачу в эфир команды управления.

Типовой приемно-исполнительный прибор включает:

– блок приемника, осуществляющий прием команды управления;
– блок дешифратора, осуществляющий дешифрирование полученной команды;
– исполнительный блок, осуществляющий после получения соответствующей команды управления выдачу на электродетонатор импульса тока, необходимого для его срабатывания.

Попытки применить для данных целей простейшие радиопередатчики (без шифрования сигнала) с использованием функции тонального вызова для подрыва детонатора, заканчивались, как правило, похоронами изобретателя.

При конструировании и последующем использовании подобных изделий «изобретателю» приходится всегда учитывать следующие, нежелательные для него, издержки данной деятельности, такие как:

– несанкционированное срабатывание взрывателя, которое в отсутствии соответствующего предохранительно-исполнительного механизма (механизма дальнего взведения) в большинстве случаев приводит к гибели изготовителя и/или исполнителя террористического акта;
– отсутствие срабатывания при подаче команды на подрыв;
– срабатывание с задержкой после подачи команды на подрыв, при которой объект покушения выходит из зоны поражения и остается невредимым или получает незначительные повреждения.

В последних двух случаях изготовитель радиовзрывателя и исполнитель террористического акта могут оказаться не только без гонорара, но и без головы. Причем данная «неприятность» может придти как со стороны объекта покушения, так и со стороны заказчика. Кроме того, при отсутствии срабатывания в руки правоохранительных органов попадает взрывное устройство, которое содержит значительный объем информации о своем создателе.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

В подавляющем большинстве случаев РВУ (радиоуправляемые взрывные устройства) применяются следующим образом. При подготовке акта террорист устанавливает ПИП (с подсоединенным к нему электродетонатором и зарядом ВВ) на предполагаемом маршруте движения объекта покушения.

Сам террорист с КПП находится на удалении 100...500 м в месте, обеспечивающем наблюдение за местом установки ПИП и заряда ВВ. При появлении вблизи заряда ВВ объекта покушения террорист с помощью КПП подает команду управления на ПИП. ПИП принимает эту команду и выдает импульс тока на электродетонатор, который инициирует взрыв заряда ВВ.

Анализ РВУ применявшихся для совершения террористических актов на территории СНГ и захваченных различными структурами МВД, и ФСБ и ВС МО РФ показывает, что в качестве РВУ применяются как устройства промышленного производства, так и «кустарного» изготовления.

При осуществлении террористических актов максимальная дальность передачи радиосигнала управления определяется техническими возможностями радиовзрывателя и, в большей степени, возможностями визуального контроля обстановки в районе установки взрывного устройства и своевременной подачи команды на его подрыв. Минимальная дальность определяется исходя из безопасности самого исполнителя террористического акта с точки зрения возможности воздействия на него поражающих факторов взрыва и, в большей степени, возможностью скрытного подхода, ожидания объекта и последующего отхода с учетом возможного противодействия личной охраны объекта. Естественно предположить, что исполнитель террористического акта будет стремиться осуществлять передачу радиосигнала управления с максимально возможной дальности.

Следует отметить, что в связи с высокими ставками «гонорара» в случае удачи и не менее высокой ответственности в противном случае маловероятно, что исполнитель поручит «нажатие кнопки» постороннему человеку. Также маловероятно, что исполнитель будет сознательно рисковать собой, имея в своем распоряжении такую совершенную систему дистанционного подрыва взрывного устройства, как радиовзрыватель (террористы-»камикадзе», как правило, пользуются простейшим контактными электрическим или механическим замыкателями). Статистика планировавшихся и осуществленных террористических актов показывает, что в большинстве случаев в городских условиях дальность подачи команд управления составляла в среднем 100-120 метров, на открытой местности — 150-500 метров.

Бандиты кинулись скупать радиопередатчики. Брали, естественно то, что было под рукой и приспосабливали для своих целей.

В связи с этим наиболее вероятно создание самодельных радиовзрывателей в диапазонах частот 26-29 МГц, 140-170 МГц. Со значительно меньшей вероятностью могут быть использованы диапазоны частот 20-26, 29-48 МГц, 110-140 МГц, 170-260 МГц, 300 -700 МГц. Наиболее вероятно, что изготовитель пойдет по пути использования готовых проверенных схемотехнических решений из состава радиоуправляемых моделей (диапазоны частот 26-28 МГц и 144-146 МГц, мощность передатчика 0.5-1.5 Вт) как наиболее доступных, дешевых и надежных; радиостанций отечественного и иностранного производства диапазона частот 26 ...28 МГц, 144-174 МГц, 390-470 МГц (например, «ВЕДА», «ALAN», «DRAGON»), а также различных систем сигнализации для охраны автомашин и стационарных объектов, работающих в этих же диапазонах частот (например, аппаратура типа CAR ALARM SYSTEM c рабочей частотой 27.145 МГц и «СОВА» («Система Охраны Вашего Автомобиля») с рабочей частотой 26.945 МГц). Это подтверждается отечественными и зарубежными статистическими данными по осуществленным и планировавшимся террористическим актам с использованием взрывных устройств, снабженных радиовзрывателями.

ЗАГРАНИЦА НЕ ПОМОЖЕТ

Столкнувшись с эдакими «подарками», охрана и службы безопасности потенциальных жертв, естественно стали искать противоядие. И по обычаям того времени отправились на Запад.

Нам были предложены блокираторы РВУ производства Великобритании («Фриквенси джаммер») и США («Хьюлет-Паккард»).

Вот тут-то и ждал нас первый сюрприз. Оказалось, что на английском приборе частоту подавления предлагается выставлять… вручную. На вопрос — почему, ответ последовал по-английски прямой: «А у нас террористы используют одну (!) частоту для подрыва РВУ. Это аппаратура управления радиозакладками, а она вся работает на одной частоте». При этом оператор служил всего 2 (ДВА!) года. После — на пенсию, как исполнившего свой долг перед королевой. Оказывается, прибор имеет выходную мощность 150Вт.! Мягко говоря, небезопасно для здоровья. В свою очередь, англичане были удивлены тем, что у нас все не так! И частот подрыва больше одной, да и 2 года только солдаты в армии служат.

«Хьюлет-Паккард» отличался от «британца» тем, что существенно большая мощность у него размазывалась по достаточно широкому диапазону частот, а не стояла насмерть на одной частоте.

При этом возникала опасность, что в результате воздействия мощного радиосигнала (помехи) на элементы РВУ, может произойти подрыв ВВ. Особенно, если это РВУ самодельное, со слабой защитой блока управления. На неоднократные вопросы — как этого избежать, никто из изготовителей так и не ответил.

Таким образом, разница между обыкновенным широкополосным генератором помех и «блокиратором РВУ», сводилась лишь к большей мощности у «блокиратора». (И стоимости). Да и сделать такой «прибамбас» было не очень сложно для знающего связиста.

В результате в России стали разрабатывать свой блокиратор.

При этом, часть разработчиков пошла традиционным (у вас передатчик 5 Вт? Так сделаем помеху в два (три) раза мощнее!») путем, а другие принялись разрабатывать свои, нестандартные методы предотвращения срабатывания РВУ.

На этом пути удалось добиться очень многого.

Первым госчиновником высокого ранга, использовавшим новый российский прибор стал А.И.Лебедь. Это был прибор «Персей-2». 2 чемодана с выдвижными антеннами упрятали в гермоукладки и резиновыми жгутами притянули к бамперу «УАЗа». А прибор просто включили в прикуриватель.Так и ездили по Чечне. Весело выглядел автомобиль! И необычно! Система, однако, работала на славу. Теперь, естественно это выглядит иначе.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

В итоге, в настоящее время в России существует несколько серийно выпускаемых блокираторов РВУ.

Одно направление — приборы большой (150-400 Вт) мощности («Шиповник», «Пелена» и некоторые другие) и т.н. «умные» блокираторы («Персей», «Грифон») существенно меньшей мощности., но абсолютно ничем не уступающие приборам большой мощности.

Возможно, кому-то прибор большой мощности греет душу. Не удивительно. Тело он точно может согреть, без преувеличения. Недаром сертификата Мизндрава такие приборы не имеют. Так что, выбор, подорваться сразу(на некачественно выполненном РВУ) или медленно поджариться — каждый волен делать сам. А я остаюсь сторонником «хитрого» решения.

Вот так и появился «ёжик» антенн на крыше. 4 антенны, 6,7- не только стандартные штыревые, но и экзотические профилированные. Каких только не увидишь. Все это — признаки конкретных блокираторов.

На обеих снимках изображена машина, оборудованная прибором «Гефест».

Вот так выглядит пульт управления. Две кнопки и никаких тебе настроек.

При неоднократном сравнении качества работы и исполнения, наши приборы («Персей», «Грифон») весьма существенно обогнали все западные аналоги. Состоят на вооружении в Китае, Испании, на Ближнем Востоке.

А вы говорите, запад…


 << предыдущая статьярусское оружиеследующая статья >> 

Михаил Харитонов
Николай Олейников
 
Егор Холмогоров
Михаил Харитонов
Алексей Аванесов
Светлана Лурье
 
 
Юрий Нерсесов
Андрей Борцов
Игорь Пыхалов
Александр Конторович
Игорь Пыхалов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru