СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 12 (111) ДЕКАБРЬ 2005 ГОДА

СМОТРЯЩИЙ ИЗ КГБ

 << предыдущая статьягорячие точкиследующая статья >> 

11 декабря на территории правительственного комплекса в Грозном погиб секретарь Совета безопасности Чеченской республики Рудник Дудаев. Примерно в 13 часов 30 минут он прилег отдохнуть в собственной бытовке-вагончике, служившей ему жилищем, и примерно через полчаса погиб при внезапно начавшемся пожаре, отравившись продуктами горения. Эта неожиданная и необычная смерть произвела большой общественный резонанс не только в самой автономной республике, но и в Москве, с которой секретарь Совбеза был связан гораздо теснее, нежели большинство членов Кабинета министров Чечни. Поэтому многие российские и международные наблюдатели сразу же принялись обсуждать такую правдоподобную версию, как убийство. И для размышлений такого рода, как выяснилось, были и есть вполне весомые предпосылки.

Рудник Дудаев был кадровым офицером КГБ-ФСБ, проработавшим в органах государственной безопасности более 30 лет. Он считался одним из крупных специалистов по исламу и странам Ближнего Востока. Во время первой чеченской кампании Дудаев в родной республике не появлялся – будучи последовательным сторонником пророссийской ориентации Чечни, он обоснованно боялся крупных неприятностей со стороны своего мятежного однофамильца. В Чечню он вернулся только в 1997 (по другим данным – в 1996) году, когда между режимом Аслана Масхадова и российским правительством установилось что-то вроде перемирия.

Так как официальной политической линией было провозглашено замирение с сепаратистами, то Дудаев принимал активное участие в предвыборной кампании Масхадова, считая его относительно умеренным политиком, способным принести в Чечню мир. Возможно, впрочем, что Дудаев просто имел соответствующий приказ – детали прихода Масхадова к власти до сих пор известны гораздо хуже, чем хотелось бы.

Вскоре, поняв, что мира при Масхадове ждать не приходится, Рудник Дудаев покинул Чечню. Вторую чеченскую кампанию он встретил уже на посту главы Совета СНГ по связям с мусульманами в странах дальнего зарубежья. В декабре 2000 года Дудаев был назначен заместителем главы администрации по силовым структурам. А в январе 2001 года он стал секретарем вновь образованного в Чечне Совета безопасности и занимал эту должность вплоть до своей гибели.

Рудник и Рамзан

Сам секретарь Совбеза Чечни неоднократно подчеркивал, в чем именно заключаются его должностные обязанности: давать республиканскому правительству «точные ориентиры по восстановлению экономики», но самое главное – «обеспечивать стабильность, определять, от кого исходит угроза в Чечне, и организовывать работу по нейтрализации источников такой угрозы». И если первая часть этой задачи, то есть обеспечение стабильности, в воюющей, хотя и подпольно, республике была почти не выполнима, то с выявлением и нейтрализацией источников угроз Рудник Дудаев вполне справлялся. Более того, в Чечне давно уже ни от кого не было секретом, что Дудаев выявлял эти угрозы не только со стороны боевиков, но и со стороны «лояльных» чеченцев, например, среди окружения Рамзана Кадырова. Он играл как бы роль «смотрящего», поставленного над чиновниками для того, чтобы осуществлять наблюдение и негласный контроль.

За последние полтора-два года по Чечне ходили слухи о том, что Рамзын Кадыров, которому совсем не по душе контроль над его деятельностью с чьей бы то ни было стороны, постепенно оттеснял Дудаева от властных рычагов, превращая пост секретаря Совбеза в чисто декоративное кресло. 10 декабря Дудаев вернулся из командировки в Москву, где, как поговаривают, пытался найти себе какую-нибудь серьезную должность за пределами Чечни – неважно где, лишь бы подальше от Рамзана Кадырова. 13 декабря, по словам министра по труду и социальным вопросам Магомеда Махаева, Рудник Дудаев планировал снова отправиться в Москву – говорят, там для него все-таки нашлась какая-то работа. Но не успел.

Калорифер-убийца?

Причиной пожара власти Чечни поспешили объявить калорифер, который был в вагончике Дудаева. Так как в вагончиках, расположенных на территории правительственного комплекса, довольно холодно, то в состав прилагающегося к ним штатного имущества входят масляные обогреватели, которые справедливо считаются относительно безопасными. Но многие жильцы этих вагончиков пользуются еще и калориферами – масляного обогревателя часто бывает недостаточно, чтобы обогреть вагончик площадью более 30 квадратных метров. Большое энергопотребление и перегрев, как заявляют официальные представители МВД Чечни, и стали причиной пожара – скорее всего, загорелся пол под калорифером либо не выдержала электропроводка. Но трудно предположить, что секретарь Совета безопасности Чечни был настолько неграмотен, что не представлял всего риска использования калорифера с маломощной электропроводкой. Значит, либо калорифер был просто неисправен, либо дело в чем-то еще.

Тело Дудаева от огня практически не пострадало, хотя вытащить его из огня удалось лишь через некоторое время после начала пожара. Это дало повод судебно-медицинским экспертам заявить, что Дудаев умер вследствие отравления продуктами горения. Но на момент эвакуации тела несколько других вагончиков, расположенных рядом с этим, тоже были охвачены огнем. Следовательно, Дудаев должен был каким-либо образом быть выведен из строя перед началом пожара, так как спать в вагончике, от которого уже загорелись другие, и при этом почти не обгореть, практически невозможно. Есть, правда, вариант поджога внешней пластиковой обшивки, но в этом случае непонятно, как концентрация обыкновенных продуктов горения внутри вагончика достигла таких больших значений, что смогла быстро и незаметно убить спящего человека, даже не разбудив его. Легкость и быстрота воспламенения соседних вагончиков свидетельствует о том, что если поджог обшивки и имел место, то при этом не обошлось без чего-то легковоспламеняющегося вроде бензина или керосина.

Длинная рука боевиков

Таинственности к гибели Дудаева прибавили еще и боевики. На одном из веб-сайтов сепаратистов появилось сообщение о том, что Рудник Дудаев был «уничтожен в ходе спецоперации»: вагончик, якобы, был разрушен с помощью мины с дистанционным управлением. В то время как на веру этот бред, как он есть, принимать нельзя (пронести взрывчатку в охраняемый тщательнейшим образом комплекс не так-то просто), не стоит считать невозможным вариант какой-нибудь простой и эффективной диверсии, вроде порчи калорифера, поджога токсичных веществ рядом с вагончиком или внутри него, и тому подобного. Для этого у боевиков есть силы и средства практически по всей Чечне – даже на территории правительственного комплекса.

Убить Дудаева боевики пытались многократно. Его машину обстреливали по несколько раз в году. При взрыве, разрушившем Дом правительства Чечни и убившем 83 человека, Рудник Дудаев был тяжело ранен. Наконец, в январе 2005 года некто… поджег его вагончик, получивший серьезные повреждения. К счастью, хозяина там не было – в это время Дудаев был в Москве.

Но не только боевики хотели бы устранить Дудаева с политической сцены Чечни. Как было сказано выше, в этом были заинтересованы и многие силы, действующие «легально», в том числе Рамзан Кадыров. К чести последнего, никаких непосредственных улик против него не имеется, но можно констатировать тот факт, что с гибелью Дудаева свободы действий у вице-премьера Чечни существенно прибавилось. Чем это обернется – покажет время.


 << предыдущая статьягорячие точкиследующая статья >> 

Михаил Харитонов
 
 
 
Наталия Холмогорова
Егор Холмогоров
Юрий Нерсесов
 
 
 
Егор Холмогоров
Игорь Пыхалов, Виктор Степаков
Валентина Петрова
Владимир Мейлицев
Андрей Борцов
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru