СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 10 (109) ОКТЯБРЬ 2005 ГОДА

Александр Налимов

ИГРА В ЗАНЗИБАР

 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

(из введения в Правила Большой Игры)

-Сыграем в Занзибар?
-Как это?
- Загадайте число.
-Ну ладно — 6.
-А у меня — 8.
-Ну и?
-Это значит — я выиграл.


ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: НЕ ИГРАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ

Пару лет назад правительство Аскара Акаева, услышав про обещание Дж. Буша выделять чуть ли не по двести миллионов долларов США в год странам, твердо вставшим на путь исправления и демократии — решило: Вот теперь поперло. И обратилось к американцам за помощью в демократизации Киргизии, заключив сделку ни предмета, ни реальных условий которой оно не понимало. И это притом, что собственное население, живущее по ту сторону грани нищеты никакой такой демократии не требовало, и было занято исключительно выживанием.

С точки зрения руководства маленькой нищей страны, строящего свой бюджет во многом на кредитах МВФ и международной помощи в сделке: реальные бусы и зеркальца в обмен на обещание демократии была государственная мудрость.

Через два года президент Акаев был вынужден бежать из страны. Его режим был сметен в результате государственного переворота чуть подмазанного, для внешних приличий, оранжевой краской. А несчастной страной, которая к весне может превратиться в просто территорию Киргизия, заправляют откровенные бандиты. А уж, казалось бы, акаевский режим сделал все возможные «прививки от расстрела»: под американцев с МВФ лег, демократизировался по самое некуда, базу (правда, не без подачи другого великого друга — России) к себе пустил. И помогло оно ему?

Дело не в человеческих глупостях? слабостях и просчетах, совершенных Акаевым и его окружением (куда ж без них), дело в совершенной ими фатальной системной ошибке. Понять и учесть ее важно для всех государств постсоветского пространства, которым угрожают «цветными» технологиями.

Вообще, судя по всему, уже бывшая страна Киргизия оказалась для всех крупных игроков, как мировых так и региональных, этакой тренировочной площадкой, лабораторной колбой, где все силы, все бесы, слетевшиеся на запах бишкекских погромов пытаются сварить зелье Нового Регионального Порядка. И тем из наших стран, кто в нем хочет выжить, нужно научится сварить в этой реторте свой собственный целебный эликсир контрреволюции. А обладатель сего напитка не пропадет. К нему потянутся люди и страны. Как минимум, место лидера СНГ ему обеспечено.

Суть проблемы не в опасении, что завтра киргизская тюльпановая (скорее маковая) революция завтра доползет и в Казахстан, и далее в Россию. Нет, события в Бишкеке скорей послужили прививкой от заразы. Пожелание жить как в Бишкеке — разновидность проклятия. С этим не успели. Власть в России и Казахстане оказалась достаточно прочна, а рост благосостояния достаточно быстрым. Так что сценарии, по которым их попытаются дестабилизировать, будут несколько изменены.

Это нужно осознавать трезво, не поддаваясь на либеральные «отмазки»: «Типа, а нас то за что? Вон мы и так встраиваемся в мировую экономику — нефтью торгуем. Посмотрите на один список нефтяных компаний, которые мы к себе запустили. С Америкой мы и так партнеры». Где логика?

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: ЗНАТЬ, ЧТО ИГРА СУЩЕСТВУЕТ

А Киргизию «ушатали» по какой логике? Да нет ее там. Вернее есть некая результирующая двух сложных прихотливых стратегий (причем, по мнению автора, человека верующего, одна из них не вполне человеческая). Говоря упрощенно, первая стратегия, которую персонифицирует собой Джордж Буш — это мировой проект американских неоконсерваторов. Там, хотя бы на первый взгляд, все просто и по-человечески понятно (если глубоко не вдаваться в их симбиоз с евангельскими христианами-баптистами, по сути, христианскими ваххабитами стремящимися поторопить апокалипсис). Ребята стремятся к мировому господству: Традиционные Ценности, Семья, Вера, ВПК, глобальная проекция силы, контроль за потоками нефти и наркотиков. (Контроль за наркотраффиком по своей финансовой и властной значимости не мене важен для Большой Игры, чем контроль за нефтью. Киргизия важна не только как подступы к Китаю и Казахстану, но и как наркопровод. Афганский героин, производство которого в результате победы демократии увеличилось в десятки раз, важно правильно направлять. Через Казахстан в Россию и в Европу)

Но, тем не менее, с этими силами возможно и, увы, неизбежно договариваться и торговаться. Их интересы поддаются качественному и количественному просчету и осмыслению.

Вторая стратегия — это во многом неявный (конспирологический) проект целого конгломерата сил. Здесь отчасти и круги американских демократов, ориентированные на второй центр власти в США Госдеп и европейские и наднациональные олигархические и масонские структуры. Их цель — создание единого мирового государства, объединенного некоей гуманистической квазирелигией. Это похоже на деятельность раковой клетки, которая стремится переродить весь организм в саму себя, приводя при этом к гибели и организм и себя саму (по мнению большинства христианских, мусульманских и иудейских богословов и мистиков такое развитие событий может привести к прекращению хода мировых событий в привычном человечеству виде. Иными словами к Концу Света). Представители этих сил предпочитают действовать не столь явно, грубому силовому давлению предпочитая финансовое и пропагандистское. Они предпочитают делать ставку не на танковые дивизии или авианосцы (в случае необходимости о применении силы можно договорится и с первым проектом), а не на вызывающие человеческого отторжения демократические и правозащитные организации. Так что когда вы сталкиваетесь с каким-нибудь SOROS FOUNDATION, FREEDOM HOUSE или USAID, то вас касаются щупальца или ложноножки (что у них там?) нового мирового порядка.

Здесь собственно договариваться не с кем. С кем? С Соросом или с международной общественностью?

Они предпочитают работать на виртуальном уровне, зомбируя и паразитируя массовое и индивидуальное сознание. Забрасывая в него, методами близкими к нейролингвистическому программированию, идеологические установки и поведенческие клише, продвигая их как товарные бренды. Ну, согласитесь, воспитанному в современной культуре человеку будет как-то и неловко не «по-понятиям» выговорить: мне плевать на демократию или я не сочувствую борьбе за права человека. Это ведь просто замечательные вещи. Все откуда-то это знают

Особенно если из этих вещей научится делать оружие, как в мирах Матрицы.

Так вот первой жертвой этих сил в регионе и стала Киргизия. Повторюсь, пойдя на сделку: мы им демократию — они нам баксы. Правительство Акаева совершило не просто человеческую глупость (типа лох сел на пляже с шулерами). А системную: они сели играть в неизвестную им игру с неизвестными людьми, цели и задачи которых они не понимали. Для партнеров правила игры были таковы мы им «демократию» — они нам свою власть.

В Занзибар выиграть невозможно. Сказав, научите нас демократии, раз уж вы знаете, что она такое и даете деньги за это, они согласились загадать число. Им тут же предложили воспользоваться патентованными демократизаторами, эффективными как гильотина при головной боли: SOROS FOUNDATION, FREEDOM HOUSE, USAID. Дескать потерпите, это немного больно только первый раз, они просто посмотрят как там у вас и скажут, что делать дальше, чтоб получать денежки.

А дальше у джентльменов на руках оказалось больше. Демократизация процесс перманентный, и технологически безупречно отработанный. Эти организации тут же проросли сетью НПО. Возникла их «независимая» типография, «независимые» издания. Срочно сколотили оппозицию Как всегда, в нее вошли проворовавшийся экс-премьер, недокормленные региональные лидеры, политические маргиналы, авантюристы, истеричные журналисты уважаемые наркобароны и бандиты попроще. На все это дело, для легитимации, было натянуто тонкое резиновое изделие из интеллигенции, оранжевого цвета и со вкусом демократии.

Процесс пошел. Бюджеты пилились. Раковая клетка росла и делилась. Бедной киргизской власти оставалось только зажмурится, и открыть рот пошире. На любую произнесенную ими в процессе демократического Занзибара цифру они слышали: А у нас больше.

Не скажу, что режим Акаева в ином варианте обязательно бы уцелел — слишком он обрюзг и расслабился, увлекшись лишь собственным прокормом. Слишком велики реальные проблемы нищей страны расколотой на кланы севера и юга. Но так шанс еще был. А с появлением демократических и правозащитных неправительственных организаций они стали катализатором, мозговым центром, матрицей для сборки переворота. Дали ему международную легитимизацию. Так это было бы просто бунтом обдолбанной черни, руководимой бандитами и ворами чиновниками. На худой конец их можно было перестрелять. Никто в мире бы и не вякнул, да и соседи по региону, партнеры по ШОС бы вмешались. А так это оказалось «Тюльпановой Революцией». И соседи с партнерами дрогнули.

Важнейший урок, который, следует вынести всем странам СНГ из падения Киргизии это то, что Демократический Занзибар — Игра без выигрыша. В нее нельзя садится играть. А уж если оскоромился — то научиться вовремя встать из-за стола.

Увы, но сейчас киргизскую системную ошибку совершает Казахстан — ключевое государство центральноазиатского региона. Похоже по всему — он намечен следующей костяшкой домино, что должна упасть по направлению к каспийской нефти и России.

Острота ситуации усугубляется тем, что это государство сейчас геополитически просто вынуждено решать «проблему Киргизия». В кооперации с Россией или нет, это уже другой вопрос, но долго ждать пока Россия хоть как-то определится, он не сможет. Элементарно нельзя допустить новый Афганистан или Косово (конечную цель всех демократизаций — зону управляемой нестабильности) в двухстах километрах от Алма-Аты.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ

Момент Большими Игроками выбран явно не случайно. В ближайшие годы Казахстан политически становится повышенно уязвим. Именно сейчас в качестве варианта операции «Преемник» он выбрал постепенный (сильной фигуры равной «Папе» нет и не предвидится) под руководством самого Президента Назарбаева, переход от мягкого, реально работающего и устраивающего, по большому счету, всех авторитаризма к формам парламентской демократии.

Для этого он вновь выходит на выборы и реальных соперников человеку, создавшему (и весьма удачно) современную казахскую государственность — нет.

Более того, постсоветский кризис преодолен. Страна переживает мощный экономический подъем. Делает заявки на региональное лидерство. Произошел резкий и явный для всех скачок благосостояния народа, практически уничтоживший социальную базу для оппозиции. Основные реальные проблемы -это продолжение экономического роста и социальная стабильность.

Но как только Казахстан заикнулся (по собственной доброй воле!) о дальнейшей демократизации, да еще и по стандартам ОБСЕ, как тут же выяснилось… что демократии в Казахстане не хватает и ему помогут. Тем самым Казахстан сел играть в Занзибар и первый назвал свое число: 6

– В ответ он услышал - 8.

И вместо того, что бы встать из-за стола, бросив крапленую колоду, казахстанская власть продолжает упоенно мериться демократией с оппозицией и международными организациями, и каждый раз удивленно слышит «А у нас больше».

Здесь очень показателен Интернет в силу специфики: раскрепощенности, относительной независимости, часто анонимности. Его можно читать не просто как показатель массового сознания, но и подсознания. Итак, идет избирательная компания. Что пишет оппозиция, доминирующая в бумажной прессе и, особенно в Интернете несложно себе представить. Сплошное «не забудем, не простим». Ну, здесь-то все понятно — пытаются втянуть в игру в Занзибар. Но чем отвечает власть? Вот, навскидку, цитаты из нескольких произвольно взятых провластных материалов последних дней.

«В контексте «цветных революций» для властей Казахстана очень важно удержаться в рамках конституционного поля и в особенности, — действовать с максимальным соблюдением принципов и норм международного права, что бы не вызвать нареканий со стороны международных организаций (прежде всего ОБСЕ)»

«Насколько можно судить по последним данным готовность властей Казахстана к проведению честных и свободных выборов уже не вызывает сомнений у руководства США»

«Подчеркнув, что американские конгрессмены неоднократно встречались с казахстанской оппозицией Даррел Иса (член комитета по международным делам Конгресса) заключил, что «Америка считает, что представители казахстанской оппозиции пока не готовы к руководству страной»

«Подобное «джентльменское соглашение» (имеется в виду с оппозицией) позволяет на практике сделать выборы более демократическими, цивилизованными, приближенными к стандартам ОБСЕ, легитимируя тем самым власть в Казахстане в глазах мирового сообщества, это в свою очередь может сыграть позитивную роль при решении вопроса о председательстве Казахстана в ОБСЕ».

«Некоторые западные эксперты говорят, о якобы имеющих место в Казахстане «репрессиях против политических противников Назарбаева», тем не менее, в последнее время страна сделала ряд существенных шагов вперед по практической реализации международных стандартов в сфере соблюдения прав человека»

Да что ж это такое? Казахстан проиграл войну? Или населен сплошь мировым сообществом и международными экспертами, которым власть старается угодить перед выборами? Вообще суверенная держава, а не бантустан, держится в рамках конституционного поля, что бы не вызывать нареканий собственного народа, а не чужого.

Интуитивно писавшие это чувствуют, что все это «разводка», что речь не идет о реальной демократии или о реальных интересах своего собственного народа «Народ» которому надо понравится, живет в Вашингтоне или ОБСЕ. Чувствуют, но выразить не могут, возможно, еще и потому что внутренне они, хоть и работают на госидеологию, остаются теми же леволиберальными «соросятами» что и оппозиция. И Солнце для них не просто восходит в Вашингтоне. Его там изобрели и проплатили. Таким образом, народу в чьи ценности и проблемы качество демократии уж никак не входит (ну вспомните, о чем на кухне говорят нормальные люди, тем более что массовое сознание в 90-е получило прекрасную антидемократическую и антизападную прививку), она навязывается в качестве некой сверхценности. Какой вывод может сделать, прочитав выступления власти и оппозиции, нормальный человек? Первый: говорят они об одном и том же — значит разницы реальной между ними нет. Второй: раз власть из-за этой фигни так трясется, объясняется и винится, значит, эта фигня все-таки очень важна и мне ее не додали.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: ВСЕГДА ИГРАЙТЕ ПО СВОИМ ПРАВИЛАМ

Таким образом, государство само наигрывает оппозиции, лишенной реальной социальной базы, базу виртуальную. Причем добро бы речь шла о каких-то реальных проблемах государственного устройства. Так нет же все это — «Занзибар». Загипнотизировавшая себя самое власть помогает вбить в головы собственных сограждан чужой миф, имидж, американскую мечту: дЭмократия — это любое то, что хорошо для Америки.

Идет размен реального суверенитета на импортный миф. Запад это почувствовал. Особенно когда Казахстан захватил наживку в виде посула на председательства в ОБСЕ. Понял, что казахский клиент сел играть и назвал число первым. И сразу же оказалось что у Запада число больше. Последовал буквально поток американских требований, что они де готовы поддержать заявку, но при условии, что в стране» будет обеспечена неуклонная реализация демократических принципов» Казахстану был направлен целый список оных.

Тут же, но с другого боку власть принялись «кошмарить» правозащитники и «независимые» политэксперты: «избрание Казахстана председателем ОБСЕ станет маленькой революцией в этой организации, ибо на пост председателя претендует страна, которая не всегда и не во всем соответствует западным стандартам демократии»

Казахстан в ответ на все это стал оправдываться и чего-то доказывать. Хотя единственная правильная реакция в подобной ситуации — заявление, что народу и власти глубоко плевать на ОБСЕ, а ценности у них свои соответствующие нашим степным евразийским стандартам Хотите с видеть -приглашайте. Нет — свои региональные организации есть. И действительно, если уж так нельзя без этого, если подсели на иглу международных организаций и правозащитных движений, то почему бы не создать свои собственные, в рамках того же ШОС?

Пусть запад потом пытается назвать им свое число, а в ответ услышит, что по-казахски или по-евразийски у них все равно больше. Зачем за собственную нефть покупать чужие мифы, когда стали производить свои.

Нужно обоснование свободы слова или независимого суда? Пожалуйста — пока они там истребляли индейцев и торговали неграми Толе бий, Казбек бий и Айтеке бий заложили основу независимого суда биев. А ханов кочевники выбирали. Вот вам и основы незаемной «степной», а не ОБСЕшной демократии.

И самое главное, государственной власти нужно осознать себя самодержавной — имеющей опору только в себе самой и своем народе. Осознать себя весами, а не просто чашей весов перетягивающей чашу иноземной оппозиции. При этом само коромысло отдано в чужие руки потому, что таковы правила чужой игры. Если уж решили переходить от спасительного авторитаризма к парламентской республике (на самом деле, уходящей политической натуре) то необходимо срочно выстраивать мощную правую консервативную оппозицию. Тогда власти будет на кого, прищурившись, кивнуть западу: « Вы упрекаете нас за то, что пару митингов разогнали? Да если ЭТИ ястребы-беркуты дорвутся до власти, то в стране «колючки» не хватит» А правозащитники будут знать, что ходят и сравнительно свободно дышат не благодаря вашингтонскому обкому, а благодаря своей родной власти. И все заживут вместе долго и счастливо. По правилам. По своим правилам.

Только так можно избежать «Занзибара», в который проиграла и, по-видимому, уже навсегда Киргизия.

Если судить по сайтам их правозащитников, то теперь американцы взялись и за Бакиева. Разворачивается кампания против пыток в Киргизии. Следующий этап добивания несчастной страны. А что, согласитесь, это даже «гламурно» сначала вы ставите у власти президента, у которого бандюган Рыспек — гарант «Конституции», а потом начинаете волноваться о человеческих правах оставшегося населения. Третий этап правозащитной деятельности в Киргизии, возможно, будет заключаться в том, что международное сообщество будет отслеживать правомочность применения каменных топоров при массовых жертвоприношениях.

Бюджеты будут «пилиться». Раковая клетка делится.

ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО

Большая Игра состоит из суммы малых игр. В деньги. Во власть. В революцию. В права человека. В личное преуспеяние. В нонконформизм. И т. д.

Большая Игра не имеет смысла. Точнее, он заключен в ней самой. Он в установлении не смысла, но правил всех других игр.

Выглядит она просто.

-Загадайте число
-Ну ладно — 6.
-А у меня — 8.
-Ну и?
-Это значит — я выиграл.


 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Константин Крылов
 
Егор Холмогоров
Андрей Морозов
Леонид Янкелевич
Егор Холмогоров
 
Николай Воинов
 
 
 
 
 
 
Александр Налимов
Андрей Борцов
Юрий Нерсесов
Дмитрий Пучков ("Гоблин")
 
Мария Звездецкая
 
Константин Новиков
Николай Олейников
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru