СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 7 (106) ИЮЛЬ 2005 ГОДА

ХРОНИКА ТЕРРОРА

 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Чечня, Дагестан, Турция, Ливан, Палестина...

Студенты-моджахеды

18 июня в Грозном задержали подручного Шамиля Басаева из села Дышне-Ведено, который работал в качестве связного, финансиста и курьера для местных главарей, соединяя их с Басаевым. Он дал соответствующие показания, и 19 июня в самом Дышне-Ведено сотрудники батальона «Восток» уничтожили троих высокопоставленных басаевцев, блокированных в частном доме на улице Садовая, а 22 июня в селе Карабулак был найден тайник с оружием, фото- и видеоматериалами самого Басаева. Ценность архива переоценить сложно – среди отснятых материалов нашли и подготовку к захвату «Норд-Оста», и теракты, совершенные в декабре 2002 года, и потенциальные «объекты для атаки» в Москве и других городах России… Материалы оказались столь неожиданными и полными, что послужили основанием для того, чтобы продлить доследование по делу «Норд-Оста» до октября.

20 июня в Наурском районе оперативники ФСБ задержали двоих членов банды, похитившей 17-летнюю местную жительницу и собиравшейся превратить ее с помощью соответствующей обработки в «шахидку». В ходе операции ее удалось освободить. Вечером того же дня в Назрани в частном доме на улице Коммунальная были блокированы два… студента 5 курса Северокавказского университета, 22-летние Мансур Арчаков и Аслан Орчханов. Дело в том, что дом, куда они зашли в гости, принадлежал некоему Чилиеву, задержанному по обвинению в организации теракта на трассе «Кавказ» 23 мая, унесшего жизни 9 сотрудников правоохранительных органов. А когда сотрудники УСФБ, окружившие дом около 17 часов, предложили им сдаться, те (по словам сотрудников) почему-то принялись отстреливаться. Оперативникам ничего не оставалось, кроме как открыть ответный огонь, и без пяти минут выпускники через час ожесточенной перестрелки отправились в мир иной.

Утром 21 июня возле здания Госсовета Чечни раздалось 10 взрывов, прозвучавших почти одновременно. Как выяснилось впоследствии, это была очередь из автоматического гранатомета АГС-17, направленная против рабочих управления производственно-технической комплектации министерства ЖКХ Чечни, расположенного в 150 метрах от здания Госсовета. Боевики стреляли с запада, из разрушенной промзоны. К счастью, первый выстрел никого не задел, а после него рабочие сразу же залегли между штабелями из листов шифера, так что никто даже не был ранен. Единственным пострадавшим оказался автокран, грузивший шифер.

Но в полной мере проявить свои «тапанты» чеченским террористам удалось 19 июля в станице Знаменской Надтеречного района. Сначала бандиты приготовили «сюрприз»: машину УАЗ с милицейскими опознавательными знаками, куда они положили чье-то мертвое тело. После этого они заминировали машину, находившуюся в 100 метрах от средней школы, и «дали знать» местным жителям, которые сообщили о машине с убитым милиционером в Надтеречный РОВД. К тому моменту, когда силы милиции прибыли на место, вокруг машины уже толпились в большом количестве «любопытные». Милиционеры ненамного оттеснили их от машины и приступили к ее вскрытию. В этот момент сработало заложенное в машину взрывное устроство, которое состояло из двух снарядов мощностью 80-10 килограммов тротила и управлялось по радиосигналу...

На месте машины остались только мосты - все остальное либо испарилось при взрыве, либо превратилось в осколки, которые разнесло на сотни метров. Всего жертвами теракта по данным на 19 июля стали 14 человек, 10 из которых - милиционеры, 1 - сотрудник УФСБ и 3 - дети, случайно оказавшиеся рядом. Раненых оказалось гораздо больше - 39 человек, 20 из которых - тяжело. Если бы милиционеры не оттеснили толпу от машины, жертв среди мирного населения было бы гораздо больше.

Новая война

Обстановка в Дагестане в течение последнего месяца стала еще более напряженной и, что самое плохое, существенно менее контролируемой центральной властью, нежели еще два-три месяца назад. Несмотря на существенные успехи в задержании членов бандгрупп, последние не перестают наносить ответные удары по сотрудникам правоохранительных органов, которые нередко достигают своей цели. 17 июня в Махачкале задержали двух членов банды известного полевого командира Раппани Халилова, у которых было найдено готовое к закладке маломощное взрывное устройство, состоящее из тротиловой шашки, электродетонатора и мобильного телефона Ericsson.

В ответ на это террористы провели многоходовой «акт возмездия». События начались в 1 час ночи 25 июня, когда в Махачкале был подорван милицейский УАЗ и получили ранения 2 милиционера. После того, как на место взрыва прибыли их товарищи во главе с командиром батальона, террористы произвели подрыв второго устройства, ранив самого командираю. Часом позже, в 2 часа ночи, мощное взрывное устройство уничтожило железнодорожный путь на 63-м километре перегона Куруш – Карлан-Юрт, вызвав сход с рельсов тепловоза и четырех платформ. Машинист и его помощник получили ранения средней тяжести. В 5 чаксов утра террористы взорвали небольшую «самоделку» в Школьном переулке Хасавюрта, прямо под окнами интерната, которые выбило взрывом, но из-за раннего часа жертв и пострадавших не было.

Самый мощный удар был нанесен бандитами 1 июля, когда они взорвали мощный заряд (примерно 5-7 кг в тротиловом эквиваленте), усиленный рубленой арматурой, на одной из улиц Махачкалы, прямо перед баней, куда подъехали на трех грузовиках бойцы отряда спецназа внутренних войск «Русь». Бомба была спрятана за водопроводной трубой, и подрыв произошел в непосредственной близости от солдат, поэтому потери оказались очень серьезными – 10 человек погибли на месте, еще один позже скончался в больнице. Ранения различной степени тяжести получили еще 14 солдат и 12 местных жителей. Ответственность за этот теракт неосторожно взяла на себя ваххабитская группировка «Шариат», которую некогда возглавлял переводчик Хаттаба Расул Макашарипов, а после его ликвидации – 31-летний Арслан Шайхаев с позывным «Сейфулла», уроженец села Цовкра-2 Кулинского района и «амир Буйнакской зоны», известный также по кличке «Шамиль Кулинский». Его бандиты нанесли еще один удар 5 июля, подорвав в дагестанской столице опорный пункт милиции, убив 2 милиционеров и ранив курсанта и местного жителя (по некоторым данным, курсант позже скончался в больнице).

Главаря удалось выследить, и вечером 13 июля в Махачкале сотрудники дагестанского СОБРа и бойцы отряда «Русь» окружили дом № 119 по улице Оскара Лещинского, в котором Шайхаев снимал жилье. После короткого боя во дворе милиционеры ворвались в дом, где их встретил главарь, прикрывавшийся годовалым ребенком хозяев. Удерживая его левой рукой и отстреливаясь из пистолета правой, бандит с товарищами попытался пробиться из окружения и добраться до расположенной неподалеку строящейся многоэтажки, но был убит точным выстрелом в грудь. Трое его подчиненных (в том числе один раненый) были взяты в плен. Из штурмующих трое сотрудников СОБРа получили легкие ранения. На месте боя были найдены два пистолетных магазина, автоматные гильзы и граната РГД-5. Бойцы отряда «Русь» отомстили за смерть товарищей.

Ответ на этот успех не замедлил последовать – в ночь на 17 июля бандиты взорвали на проспекте Акушинского в Махачкале мощную бомбу (7 килограммов в тротиловом эквиваленте), заложенную в мусорный контейнер, когда мимо проезжал УАЗ с сотрудниками Буйнакского РОВД, командированными в Махачкалу. Террористы не стали снабжать взрывное устройство поражающими элементами, надеясь только на силу взрывной волны, но не совсем правильно выбрали место закладки и момент подрыва, поэтому в результате 3 милиционера отделались легкими осколочными ранениями.

Отдых с летальным иходом

16 июля в турецком курортном городе Кушадасы террористка-смертница взорвала себя в микроавтобусе с туристами из Великобритании и Ирландии, убив 5 человек и ранив еще 14. Ответственность за этот теракт взяла на себя Рабочая партия Курдистана.

Бейрут под ударом

После вывода из Ливана в конце апреля сирийских войск, спровоцированного убийством 14 февраля экс-премьера Рафика Харири, обстановка в стране не претерпела существенных изменений к лучшему – лишенные сдерживающей силы религиозные группировки активизировали террористическую войну между собой. Еще 2 июня в результате взрыва погиб известный журналист Самир Касыр, работавший в ведущей христианской газете Ливана «ан-Нахар», а 21 июня в Бейруте был взорван в своем автомобиле бывший секретарь Коммунистической партии Ливана Джордж Хауи. Оба они относились к радикальным «антисирийцам». В убийстве этих двух людей, особенно Хауи, ливанские политики и эксперты обвиняют израильские спецслужбы, так как убитые, выступая против союза с Сирией, предостерегали и от «партнерства» с Израилем, желая, чтобы Ливан вел независимую внешнюю и внутреннюю политику…

Летнее обострение

Очередной всплеск палестинского терроризма произошел в первой половине июля, когда стало ясно, что, несмотря на все усилия израильского премьера Ариэля Шарона и палестинского лидера Махмуда Аббаса, реально сохранить перемирие едва ли удастся.

26 июня близ еврейского поселения Бейт-Хагай террористы, ехавшие по трассе, «на ходу» расстреляли из автомата двоих подростков, стоявших на обочине – 16-летнего Авиада Манцура и 17-летнего Авихая Леви. Ответственность за это убийство взяла на себя группировка «Шахиды Масуда Ияда», организационно входящая в «Батальоны мучеников аль-Акса».

13 июля в Нетании террорист-смертник взорвал себя на переходе между автомобильной стоянкой и торговым центром «а-Шарон». Кроме самого «шахида», погибли еще 5 человек: 21-летний солдат Моше-Маор Джан, 31-летняя Юлия Волошина, 16-летние Рахель бен-Абу и Нофер Горовиц, 50-летняя Анна Лифшиц, скончавшаяся в больнице. Еще около 90 получили ранения разной степени тяжести. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «аль-Кодс» (так арабы называют Иерусалим) – военизированное крыло «Палестинского исламского джихада». От «аль-Кодс» также удалось получить некоторые сведения о террористе – по их сведениям, это был 18-летний житель деревни Итиль, расположенной неподалеку от города Тулькарема. Видимо, жертвы были выбраны «шахидом» с учетом того, что среди них был «хаяль» (израильский солдат) – цель безусловно приоритетная для любого палестинского террориста.

В этот же день другой террорист на заминированном автомобиле, угнанном у сотрудника одной израильской фирмы и загруженном дополнительно двумя газовыми баллонами, протаранил ворота еврейского поселения Шавей-Шомрон в Самарии, после чего проехал 100 метров по территории поселения и решил, что пора взрываться. Тем не менее, взрывное устройство оказалось недостаточно мощным, чтобы подорвать газовые баллоны, так что единственным пострадавшим в результате этого теракта оказался сам «шахид», получивший тяжелые ранения и доставленный в госпиталь. Скорее всего, после лечения суд приговорит его к смертной казни.

Наконец, на следующий день палестинские террористы из группировки «ХАМАС» изводили «сионистов» такой нечастой для простых террористов тактикой, как ракетно-артиллерийские удары. Конечно, в их распоряжении оказались не тактические ракеты и не крупнокалиберные орудия – всего лишь «самодельные» ракеты «Кассам» и минометы (точный калибр неясен, но, видимо, речь идет максимум о полковых минометах). Впрочем, жертвам обстрелов от этого было ничуть не легче – маломощные «Кассамы», выпущенные по кибуцу Натив а-Асара из близлежащего палестинского селения Бейт-Ханун, убили 20-летнюю израильтянку и ранили еще одного жителя кибуца. Погибшая рассчитывала спастись от ракеты в собственном доме, так как после пуска жители получили приказ укрыться в домах, но прямое попадание ракеты в дом причинило ей тяжелейшие ранения, от которых она скончалась в больнице. Сразу после ракетной атаки еврейские поселения в секторе Газа были обстреляны из минометов, но на этот раз никто не пострадал (хотя повторный минометный обстрел поселения Неве-Дкалим 17 июля привел к ранению 4 человек) Ответ Израиля был быстрым и суровым – уже 15 июля израильские боевые вертолеты уничтожили на палестинской территории 5 достаточно крупных «ХАМАСовцев», а в ночь с 14 на 15 июля в Наблусе был застрелен главарь группировки «Батальоны мучеников аль-Акса» Мухаммад аль-Аси, который давал интервью британской журналистке и попытался бежать, когда солдаты окружили дом, где он скрывался.

Как заявил лидер «ХАМАСа» Халед Мешаль, его люди на самом деле соблюдали и намерены соблюдать перемирие, заключенное Махмудом Аббасом. Тем не менее они просто обязаны «отомстить» за гибель товарищей. То есть кровопролитие будет продолжаться по нарастающей…

А под Кунаром горы высокие…

В конце июня Пентагон проводил в афганской провинции Кунар, расположенной на границе с Пакистаном, очередную операцию под названием «Красное крыло» по захвату или уничтожению неуловимого Усамы бен Ладена, который тогда достоверно был в этом районе. Как стало известно 29 июня, разведгруппа из 4 бойцов элитного спецподразделения «SEAL» (переводится как «Тюлень» или «Морской котик» во главе с лейтенантом Майклом Мерфи. Разведчики, вооруженные снайперскими винтовками, должны были найти «террориста № 1» и взять его на мушку.

Однако группу явно ждали – сразу же после высадки она попала в окружение нескольких сотен талибов. Последнее сообщение, которое удалось получить по радио от разведгруппы – панический крик Мерфи «Срочно эвакуируйте нас отсюда!»

По какой-то причине американцы сильно недооценили противника и отправили на выручку только 16 «морских котиков» без всякого сопровождения на невооруженном и небронированном (!) транспортном вертолете CH-47 «Chinook», фактически преподнеся их талибам на блюдечке. Само собой, «моджахеды» не могли отказаться от такого подарка и сбили вертолет во время захода на посадку. Что интересно, события по такому сценарию (подбитый летчик или окруженная разведгруппа – полтора-два десятка спецназовцев на «Чинуке» без прикрытия – гибель и спасаемых в неравном бою, и их «спасителей» в сбитом вертолете) уже случались много раз и в Югославии, и в Ираке, и в том же самом Афганистане. Предпоследний раз CH-47 с 18 солдатами был сбит под Газни 6 апреля - менее чем за три месяца перед операцией «Красное крыло». Но в Пентагоне упорно не хотят учиться на ошибках...

Покончив с «выручкой», талибы без особых проблем уничтожили разведгруппу, подавив ее шквалом огня. Спастись удалось лишь одному «котику», который спрятался и не был замечен боевиками, прочесывавшими местность после боя. После пятидневного блуждания по горам совершенно истощенного «спеца» подобрал и спас местный житель.

Поняв, что операция провалилась и надо спасать если не живых, то хотя бы мертвых «морских котиков», американцы наконец-то нанесли массированный бомбово-штурмовой удар и высадили адекватные обстановке силы – более 300 спецназовцев, которые только после ожесточенного боя и только при поддержке авиации смогли оттеснить талибов из этого квадрата и приступить к поиску товарищей. Кроме упомянутого счастливчика, не спасся никто – все находившиеся на борту вертолета погибли при крушении, а тяжелораненые разведчики после боя были зверски добиты «духами».

На войне как на войне…

Смерть вместо конфет

Последние два месяца и особенно время с середины июня стало для американских солдат самым горячим с момента прошлогодних боев с шиитами ас-Садра и суннитскими повстанцами в Фаллудже. Боевики научились наносить оккупантам ощутимые потери и выводить из строя основные джипы американской армии – легкобронированные M998 «Hummer», используя мощные мины направленного действия и обычные кумулятивные гранаты к РПГ-7.

Классические наваренные решетки не спасают положения – как показала иракская практика, они обезвреживают не более половины кумулятивных выстрелов и практически бесполезны против мин класса МОН-100 и МОН-200,

Возобновились и атаки на колонны с помощью дистанционно управляемых фугасов – если ранее большинство таких «сюрпризов» управлялось по радио и американцы смогли свести число удавшихся нападений к минимуму установкой на все единицы бронетехники комплексов радиоэлектронной защиты («глушилок»), то теперь партизаны успешно освоили инфракрасные лазерные взрыватели , которым «глушилки» нипочем. К счастью, в России такие вещи не слишком доступны – наиболее распространенным и удачным взрывателем такого типа является югославский ЛУВ, которые иракцы получают от «братьев по вере» из Боснии и Косово.

Например, 22 июня взрыв в Багдаде унес жизни 18 человек, а поздним вечером 23 июня в Фаллудже террорист-смертник на заминированном автомобиле врезался в грузовик, перевозивший морских пехотинцев. Взрывом убило 6 солдат (в том числе 2 или 3 женщин) и ранило не менее 13 (из них 11 «солдат Джейн»). Этих представительниц прекрасного пола развозили на блокпосты – производить личный досмотр иракских женщин. Ответственность за теракт взяла на себя иракская «аль-Каида», которую возглавляет Абу Мусаба аз-Заркави. Созданный им «батальон смертников», как считается, стал одним из самых весомых факторов, влияющих на обстановку в Ираке и прежде всего в Багдаде – так, 18 июня серия терактов, «ювелирно» выполненных террористами-смертниками, почти лишила город питьевой воды, и положение в течение месяца так и не удалось радикально изменить к лучшему.

Вечером 13 июля террорист-смертник в Багдаде взорвал заминированный автомобиль возле американской колонны. В результате погиб всего 1 американский солдат и 32 мирных жителя, главным образом дети, которые хотели посмотреть на американскую технику и поклянчить у солдат немного конфет. Еще около 30 детей были ранены.

В то же время багдадские полицейские на блокпостах понемногу учатся бороться с «шахидами». Например, 14 июля один террорист-смертник взорвал себя на КПП перед комплексом правительственных зданий, на пару с пешим товарищем, а когда полицейские бросились к месту взрыва, на них кинулся третий «мученик». Но те быстро среагировали и застрелили его, прежде чем он успел замкнуть контакты. Результат столь многообещающего теракта оказался очень скромным – всего 10 раненых, только половина из которых служили в полиции. В этот же день в городе повстанцы расстреляли полицейский патруль, убив 2 полицейских и ранив еще 4. На трассе Киркук-Тикрит в северном Ираке партизаны убили 3 водителей цементовозов, работавших на оккупантов.

Тем не менее, число жертв «адской недели» продолжало идти в гору. 15 июля в Багдаде прогремело аж 11 взрывов, жертвами которых стали как минимум 32 человека. Но это были только цветочки по сравнению с тем, что случилось на следующий день. 16 июля террорист-смертник на заминированном грузовике въехал в толпу жителей перед шиитской мечетью в городе эль-Мусаиб, убив около 100 человек и ранив около 150. Ответственность за этот взрыв взял на себя все тот же аз-Заркави.

Все это показывает, что суннитские повстанцы деятельно отталкивают своих сограждан от любого сотрудничества и даже от общения с оккупантами, недвусмысленно показывая им, что всякого, кто это делает, вскоре настигает смерть. Вне зависимости от того, кто именно это делает – полицейские, водители, сотня шиитов или даже три десятка детей.

Жестоко, но очень доходчиво.


 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Константин Крылов
 
 
Егор Холмогоров
Андрей Морозов
Светлана Лурье
 
 
Алексей Аванесов
Егор Холмогоров
Владимир Мейлицев
Юрий Нерсесов
Игорь Пыхалов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru