СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 6 (105) ИЮНЬ 2005 ГОДА

Владимир Мейлицев

ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СОЮЗА

 << предыдущая статьярусское оружиеследующая статья >> 

(начало)

Технологическое и пусковое оборудование добавляло проблем с габаритами и помимо этих цистерн и системы заправки. Такое оборудование для жидкостных ракет, как правило, сложнее аналогичных систем для ракет на твердом топливе; к тому же наше конструировалось на основе норм проектирования артиллерийского вооружения для тяжелых надводных кораблей. В результате у нас на каждую тонну веса ракеты приходилось 130 т водоизмещения лодки-носителя против 30 т на «Вашингтонах» с «Поларисами» А1.

Кроме основного ракетного вооружения, проект 658 имел еще 4 533-миллиметровых носовых торпедных аппарата с боекомплектом 16 торпед, и 2 кормовых 400-миллиметровых для стрельбы малогабаритными противолодочными торпедами самообороны (6 торпед).

В марте 1958 года началась разработка проекта 658А, предусматривавшего установку на кораблях комплекса Д-4 с ракетами подводного старта, создание которого было задано правительственным постановлением, вышедшим в марте того же года. Часть лодок оснащалась этим комплексом уже в процессе постройки.

Первая отечественная атомная ракетная подводная лодка приступила к службе в конце 1960 года. Всего с ноября 1960 года по июнь 1964-го в строй вступили 8 таких ПЛАРБ. В 1965 — 70 годах их перевооружили на ракеты Р-21 (проект 658М), и они несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов до 1988 — 91 годов.

Одновременно с созданием «шестьсот пятьдесят восьмых» были развернуты работы по альтернативному проекту 639. Для ПЛАРБ этого типа в КБ Янгеля разрабатывался комплекс Д-3 с тремя жидкостными ракетами Р-15, имевшими расчетную дальность 1000 км. Ракеты, так же, как на лодках проекта 658, должны были размещаться в рубке больших размеров; но стартовать они могли прямо из шахты, без выдвижения над крышей ограждения. Пуск планировался из позиционного положения — когда над поверхностью находится только рубка лодки, — что позволило придать носовой оконечности корабля «альбакоровские» обводы. Это, в сочетании с существенно увеличенным диаметром средней части корпуса, обещало существенный прирост подводной скорости.

В ноябре 1957 года было завершено эскизное проектирование, но через год, на стадии разработки технического проекта, работы по ПЛАРБ «639» были прекращены. В первую очередь это было вызвано трудностями размещения крупногабаритных ракет Р-15 — для них требовались шахты длиной 17 и диаметром 3 м. К тому же Д-3 всё равно далеко уступал «Поларису» практически по всем основным характеристикам.

Однако ПЛАРБ принципиально нового типа, понятно, была нужна. Боезапас ее должен был быть в несколько раз больше, чем у лодок проекта 658. Надо было достичь лучших скоростных характеристик корабля при значительном снижении шумности — это было совершенно необходимо для достижения приемлемого уровня боевой живучести и, как следствие, вероятности выполнения боевой задачи и благополучного возвращения на базу.

Соединенные Штаты за годы Второй мировой войны накопили колоссальный опыт борьбы с подводной опасностью. Теперь, когда эта опасность неизмеримо возросла, они и их союзники не жалели средств на развитие сил противолодочной обороны и систем обнаружения ПЛ. Вдоль всего Восточного побережья США, около Гавайских островов, на подводных горах в разных точках океана была создана цепь гидрофонов для обнаружения ПЛ. Ближе к Европе развернули передовую систему «SOSUS», предназначенную в первую очередь для контроля за выходом советских ПЛАРБ из Баренцева моря в Северную Атлантику. Продолжал качественно развиваться класс противолодочных авианосцев — именно самолеты с этих кораблей в конце войны окончательно лишили германских подводников возможности достигать сколько-нибудь значимых успехов. В авианосцы ПЛО переоборудовались и переклассифицировались крупные корабли типа «Эссекс», построенные в конце войны как ударные авианосцы. Совершенствовалась базовая и палубная противолодочная авиация, появлялись принципиально новые бортовые приборы обнаружения и образцы противолодочного оружия — ракетные комплексы, самонаводящиеся глубоководные торпеды, реактивные бомбометные установки. Главной задачей торпедных атомных ПЛ стала охота за подводными ракетоносцами.

Так что обеспечение скрытности и живучести становилось поистине вопросом жизни и смерти.

Такие требования можно было удовлетворить, только создав корабль по оригинальному проекту. Кроме всего прочего, конструкция должна был обладать должной технологичностью для крупносерийной постройки — пора было догонять адмирала Риковера и по количественному показателю.

ПРОЕКТ 667

Разработку проекта 667 — атомного ракетоносца 2-го поколения — начали в 1958 году. Первоначально планировалось оснастить лодку уже знакомым нам комплексом Д-4; в качестве альтернативы рассматривался комплекс Д-6 с твердотопливной ракетой, которая по техническому заданию должна была иметь дальность не менее 800 км, с доведением ее впоследствии до 2500 км. Пусковые установки ракет обоих типов должны были «вписываться» в габариты ПУ комплекса Д-2.

Заданием предусматривалось размещение на корабле 8 ПУ, в походном положении располагавшихся горизонтально, а перед пуском разворачиваемых в вертикальное положение. Эскизный проект был готов в 1960 году, но воплощать его не стали из-за выявившихся чрезмерных сложностей с поворотным устройством шахт. В 1961-м возникла новая компоновка с неподвижными вертикальными шахтами. Но в конце 1961 года командованию ВМФ были доложены результаты исследований по малогабаритной ракете Р-27, которые велись коллективом Макеева в инициативном порядке. Они были одобрены, и в апреле 1962-го вышло правительственное постановление о создании комплекса Д-5.

Это был прорыв. Для новой ракеты нужна была шахта, в 2,5 раза меньшая по габаритам, чем ПУ Р-21. По дальности одноступенчатая Р-27 превосходила предшественницу на 1180 км. Долгохранимые компоненты топлива заливались в баки ракеты на заводе-изготовителе, после чего баки ампулизировались — это кардинально решило основные проблемы эксплуатации комплеса и корабля в целом.

Под новый ракетный комплекс исходный проект 667 был доработан, получив обозначение 667А. На лодках этого типа монтировалось 16 вертикальных ПУ, в 2 ряда по 8. Это легко вызывает предположение, что наши конструкторы ориентировались на какие-то разведданные по программе «Джордж Вашингтон». Что ж, может быть, и не без того; однако есть свидетельства, что такое число шахт получилось по менее романтической причине — просто именно столько их можно было разместить в корпусах лодок, размеры которых определялись длиной предназначенных для них стапелей.

Надо сказать, российское военное кораблестроение вряд ли можно упрекнуть в эпигонстве. И в Российской империи, и в Советском Союзе создавались действительно новаторские корабли, что признавалось и зарубежными морскими специалистами. В 1870-х годах, имея в виду полуброненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский», англичане писали, что русским первым удалось осуществить идею крейсера со сплошным бронированием по ватерлинии. В начале ХХ века на Черном море по проекту инженера Налетова был построен первый в мире боеспособный подводный минный заградитель «Краб», принявший активное участие в Первой мировой войне. Наши эсминцы типа «Новик» 1910-х годов постройки в первые годы после своего появления не имели даже близких соперников во флотах первейших морских держав. В межвоенный период ничего экстраординарного построено не было, зато потом, начиная с середины 1960-х годов, на советском флоте появлялись новшества, которые только через годы получали признание и распространение за рубежом. Это можно сказать о противокорабельных ракетах, газотурбинных энергетических установках, десантных кораблях на воздушной подушке и боевых экранопланах. А наши подводные ракеты, похоже, до сих пор являются предметом активного интереса иностранных разведок.

Короче говоря, даже если 16 ракет на лодках проекта 667А и являются в какой-то мере следствием установки на подражание американскому образцу, не стоит из-за этого делать неблагоприятные выводы о всём отечественном кораблестроении.

Закладку первого корабля проекта 667А произвели в 1962 году, и 5 ноября 1967 года новая лодка вошла в состав Северного флота.

Ее водоизмещение (7760 / 11600 т) было в 1,8 раза, а мощность на валах — в 1,5 раза больше, чем у 658-й. Совершенная форма корпуса и специальная система стабилизации позволяли ей достигать максимальной скорости 28,3 узла, то есть лодка была почти такой же быстроходной, как и главные «охотники» за ней — американские торпедные АПЛ типов «Трешер» и «Стёрджен». Рабочая глубина погружения равнялась 320 метрам.

Очень важно то, что был сделан существенный шаг в устранении главной слабости предыдущей серии — новые субмарины имели почти в три раза меньшую шумность, чем ПЛАРБ проекта 658. Для них были спроектированные малошумящие гребные винты, фундаменты под силовой установкой и другими механизмами покрывались вибродемпфирующим материалом. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а легкий корпус имел резиновое покрытие, обеспечивающее одновременно поглощение акустических волн гидролокаторов и дополнительный ««рубеж» гашения внутренних шумов.

Правда, американские лодки пока всё равно оставались менее шумными.

Итак, каждая ПЛАРБ проекта 667А несла 16 ракет Р-27 с дальностью 2400 км — наконец-то мы догнали «Поларис»! Масса ракеты (ее западное обозначение — SS-N-6, или «Serb») составляла 14,2 т, длина — 9,65 м, диаметр — 1,5 м. В первой модификации ракеты имели моноблочную БЧ мощностью 1 Мт и обеспечивали КВО 1,3 км. Стрелять можно было при волнении моря до 5 баллов, интервал между пусками в четырехракетном залпе составлял всего 8 секунд. А 19 декабря 1969 года с подводной лодки этого типа был впервые в мире выполнен восьмиракетный залп.

Дополнительное вооружение составляли 4 533-миллиметровых и 2 400-миллиметровых торпедных аппарата.

Корабли этого проекта, подчеркивая их отличие от «шестьсот пятьдесят восьмых», стали называть на флоте РПКСН — ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. На Западе их назвали «Yankee». Это были уже настоящие серийные корабли, в процессе их проектирования всё было нацелено на обеспечение надежного и по возможности комфортного функционирования — вплоть до интерьеров рабочих мест и бытовых помещений. Боевое дежурство у восточных, а потом и у западных берегов Соединенных Штатов стало их повседневной деятельностью.

Техника продолжала развиваться, и в январе 1974 года на вооружение был принят комплекс Д-5У с модернизированными ракетами Р-27У. Новые ракеты, помимо увеличения дальности до 3000 км, могли оснащаться головными частями рассеивающего типа с тремя боевыми блоками мощностью по 200 кт. Первая ПЛАРБ проекта 667А получила такой комплекс для проведения его испытаний в конце 1972 года. Все 16 испытательных пусков новых ракет прошли успешно, причем последние два были произведены из района боевого патрулирования перед возвращением корабля в базу. Впоследствии по модернизированному проекту 667АУ были достроены или переоборудованы 8 ПЛАРБ базовой модификации 667А.

Между прочим, ПЛАРБ проекта 667АУ были первыми советскими РПКСН, подлежавшими учету по заключенному между СССР и США в 1991 г. договору СНВ-1 — в его документах они проходили под именем «Навага». Это стало еще одним свидетельством огромной мощи этих кораблей и их стратегической значимости.

Одна из построенных «667А» в середине 1970-х годов получила на вооружение комплекс Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (масса 26,84 т, дальность 4200 км, моноблочная ГЧ 500 кт), став единственным представителем проекта 667АМ. Пройдя цикл испытаний, ракета Р-31 тем не менее в широкое производство не пошла — ей предпочли новые типы более мощных жидкостных ракет. Однако вот характерный штрих. Всего было изготовлено 36 ракет Р-31, 20 из которых было использовано во время испытаний. А с оставшимися переоборудованная лодка проплавала до 1990 года, когда ракеты было решено утилизировать путем отстрела. И все 16 пусков прошли успешно! В Советском Союзе умели делать надежное оружие.

Всего к 1974 году построили 34 ПЛАРБ проекта 627А и его модификаций, и они несли 544 ядерных боеголовки — 20% от общего количества ядерных зарядов СССР в то время. Если же брать отношение только к количеству зарядов на стратегических средствах доставки, исключив многочисленные советские ракеты средней дальности, то процент получится значительно больше.

Морская составляющая советской «ядерной триады» стала полноценной реальностью.

Собственно, и в этой серии нашего повествования — главе о третьей, подводной, компоненте стратегических ядерных сил двух лидеров противоборствующих коалиций «холодной войны» — мы подошли к намеченному рубежу, обозначенному годом подписания соглашения ОСВ-1. В дальнейшем и американский, и советский флоты модернизировали уже построенные корабли и строили новые, неуклонно достигая всё новых рубежей мощи и неуязвимости. Совершенствовались наземная и воздушная составляющие «триад» СССР и США. Строились собственные ядерные силы Великобритании и Франции — мы уже кратко о них упоминали. Выходил в число уважаемых игроков Китай, атомное оружие исподволь расползалось по тому, что тогда свысока называли «третьим миром»…

Мы еще будем говорить обо всём этом — в увязке с общими измененеиями геополитических тенденций и событиями, провоцирующими и фиксирующими эти изменения. Ведь опыт последних двух десятилетий показывает, что в наше время, как никогда раньше, уровень военной и военно-экономической мощи, качественные характеристики имеющихся систем вооружения определяют масштабы политических притязаний того или иного государства.


 << предыдущая статьярусское оружиеследующая статья >> 

Константин Крылов
Николай Олейников
Николай Олейников
Владимир Уваров
Наталия Холмогорова
Павел Петров
Егор Холмогоров
Светлана Лурье
Алексей Аванесов
 
 
Егор Холмогоров
Андрей Морозов
 
Игорь Пыхалов
Владимир Мейлицев
Николай Степанов
Александр Алексеев
 
Андрей Попов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru