СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 6 (105) ИЮНЬ 2005 ГОДА

Алексей Аванесов

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ МОЗАИКА

 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Весна и начало лета – время, когда все в мире пробуждается к новой жизни. Помимо растений, животных и благонамеренных обывателей пробуждаются от сна и другие, не столь безвредные существа, от простых погромщиков до международных террористов. О всплеске деятельности первых и вторых, имевшем место на территории Центральной Азии за прошедший месяц-полтора, и пойдет речь.

ПРОВАЛ «ХЛОПКОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Как известно, первая половина мая ознаменовалась невиданными по размаху беспорядками в узбекских городах Андижан, Карасу и некоторых других, большей частью расположенных в Ферганской долине. По всем признакам, организаторы беспорядков планировали перевести их в «оранжевую революцию» по киргизскому сценарию. Погромы магазинов и расправы с представителями власти также, скорее всего, ими планировались как неизбежный и своеобразный среднеазиатский революционный колорит. Но они не учли двух вещей: собственной репутации и репутации своего оппонента – президента Узбекистана Ислама Каримова.

Персоналии и политические пристрастия неудачливых узбекских «революционеров» сегодня, в общем, известны. Душой (хотя и не исключительным организатором) «хлопковой революции» были партии и организации исламского толка, вроде «Акрамия» или «Хизб ут-Тахрир», вожди которых до поры до времени предпочитают держаться в стороне или проявлять свои таланты за пределами досягаемости Ислама Каримова, как Исламское движение Узбекистана, лидер которого, Джума Намангани, погиб в Афганистане, сражаясь против американских солдат. Те же главари, которые «засветились» во время беспорядков в самом Узбекистане, такие, как арестованный в Карасу вожак местных погромщиков Бахтияр Рахимов, едва ли могут претендовать на роль самостоятельной и серьезной политической силы – скорее это просто более-менее квалифицированная «пехота».

А вот противостоящий этим силам Ислам Каримов – более чем состоявшийся политик, который не боится принимать жесткие решения и брать на себя ответственность за них. Свойство, в общем, необходимое для любого настоящего политика, который не желает быть свергнутым толпой молодежи с улицы, профинансированной откуда-то из-за границы или просто искренне недовольной его властью (как это было в Киргизии).

Что наиболее интересно, Каримову очень вовремя «подыграли» в принятии такого решения сами «революционеры». Как своим имиджем, который, в общем-то, поначалу еще можно было поправить, так и своим образом действий.

Имидж у всех этих партий, мягко говоря, неважный. Имидж исламских радикалов, никогда не останавливающихся перед террором и готовых на все, чтобы ликвидировать светский Узбекистан как самостоятельное государство и построить узбекский исламский «эмират», с перспективой превращения его в часть ваххабитского «халифата». Часть из этого имиджа соответствует действительности, часть – и немаленькая – домыслена нынешними властями Узбекистана. Но, подчеркнем снова, сами представители «оппозиции» постоянно поддерживают столь неприглядный имидж – то в стране произойдет серия взрывов и Каримов свалит все на исламистов, то какой-нибудь район или город взбунтуется и объявит себя «независимым исламским государством»… Что, собственно, и случилось на этот раз.

Например, в Андижане «непримиримые» начали «делать революцию» не с захвата вокзалов, телеграфа, мостов и так далее, а со штурма местной тюрьмы. Причем после того, как этот штурм увенчался успехом (не увенчаться он не мог – штурмующие были вооружены гораздо лучше охранников, явно не без помощи из-за рубежа, кроме того, на их стороне были внезапность и численный перевес), из тюрьмы были выпущены не только «политические», но и все заключенные вообще. Хотя сами «оппозиционеры» и лояльные им СМИ опровергают этот факт, к настоящему времени имеется достаточное число утвердительных показаний жителей Андижана. Освобожденных «орлов молодых» победители тут же вооружили и влили в свои ряды.

После этого вся толпа «революционеров» направилась к зданию местной администрации и начала штурмовать и его. Затем они потребовали в ультимативной форме отставки Ислама Каримова и всех его представителей на местах, так как, судя по их заявлениям, они уже всерьез приступили к созданию исламского государства. То же самое было и в Карасу, за вычетом штурма тюрьмы – главарь тамошних боевиков Бахтияр Рахимов, захвативший здание администрации, не только подтвердил свою приверженность строительству шариатского государства, но и подчеркнул готовность воевать с правительственными войсками, если только последние попробуют навести порядок.

Поэтому непонятно, что в такой ситуации узбекские, российские и западные «демократы» ожидали от Каримова. Во время узбекских событий речь шла не только и не столько о передаче власти «с рук на руки», как это произошло в Грузии и на Украине, сколько о сохранении национальной и региональной стабильности.

ДУСТУМ НЕ ЛУЧШЕ КАРИМОВА

Так как вся экономика в Узбекистане организована по «семейно-родовому» принципу, то уход Ислама Каримова и его родственников из власти мгновенно привел бы к беспорядочной и кровопролитной реализации лозунга «Грабь награбленное» — обиженные режимом Каримова представители других «семей» тут же принялись бы вознаграждать себя и делить «шкуру убитого льва», попутно выясняя и отношения между собой. Все это, конечно, не обошлось бы без крупномасштабного кровопролития. Киргизия и Таджикистан в лице сопредельных «эмиров» не смогли бы отказать в защите своим собратьям, которых в Узбекистане, мягко говоря, немало. А если к этому добавился бы еще и масштабный «экспорт исламской революции» из Афганистана, то можно представить, какая «нескучная» жизнь началась бы в стране после ухода Каримова…

Ведь Узбекистан был, есть и будет страной больших контрастов. Хлопковые поля и бывшие колхозники, безнадежно отравленные ядохимикатами, соседствуют здесь с крупными месторождениями нефти, газового конденсата, урана и золота. С одной стороны – беднейшая, густонаселенная и до упора исламизированная Ферганская долина, которая еще в советские времена по степени проблемности заслужила среди неместных справедливую характеристику «душманского местечка», а с другой стороны – автозавод с новейшими линиями, на котором собираются по лицензии недорогие автомобили Daewoo… Короче говоря, поживиться в Узбекистане в случае большого хаоса есть чем. И «горючий материал» для большой гражданской войны, как в Таджикистане, тоже налицо в огромном количестве и «всегда готов».

Так что простые жители Узбекистана должны сказать огромное спасибо их «жестокому и авторитарному» президенту Исламу Каримову, который потопил в крови восстание в Ферганской долине. Иначе Узбекистан на многие годы (а то и на десятилетия, как Афганистан) погрузился бы в кровавую кашу межплеменной войны. И счет жертв шел бы уже не на сотни, а на десятки тысяч.

Конечно, на фоне демографического роста такие потери были бы и незаметны, но вся беда в том, что целенаправленно уничтожаться и случайно погибать будут именно носители цивилизованного начала. Такова практика всех гражданских войн, в первую очередь азиатских. Остаются лишь соколовские «мужики в широких штанах» — душманствующие дехкане, даже не умеющие читать и знающие только ежедневную молитву, да их многочисленные несовершеннолетние жены и дети, напоминающие диких кроликов пугливостью и прочими повадками.

Не стоит идеализировать нынешнее руководство Узбекистана. Но его оппоненты, такие, как «Акрамия», показали себя в еще менее выигрышном свете. «Оранжевая революция», начавшаяся с вооруженного штурма тюрьмы, освобождения уголовников и строительства «халифата»– это уже никакая не «оранжевая революция», а обыкновенный вооруженный мятеж исламистов, который любой психически нормальный и авторитетный политик попытается подавить любой ценой. И народ должен быть ему за это только благодарен.

Откровенно говоря, лучше бы представители узбекской «оппозиции» вместо вооруженной борьбы за «халифат» ограничились бы невооруженным грабежом магазинов, как это делали провокаторы в Киргизии. Это гораздо вернее, прибыльнее, безопаснее, да и репутация страдает не так сильно – все-таки это не мятеж, осуществлявшийся к тому же при поддержке таких столпов «исламской демократии», как афганские боевики.

РОЛЬ ВНЕШНИХ СИЛ

Раз уж речь зашла об афганских боевиках, нелишним было бы посмотреть, кто именно получил бы наибольшую выгоду от падения режима Ислама Каримова. В этом регионе к настоящему моменту сохраняется присутствие трех великих держав: США, России и Китая. Свои интересы имеют и влиятельные региональные державы, такие как Иран и Турция. Не могут остаться в стороне от такого развития событий ни соседи Узбекистана по СНГ, ни Афганистан.

Ни России, ни Китаю уход Каримова не был бы выгоден, так как это значило бы победу партии «Хизб ут-Тахрир» и ей подобных со всеми вытекающими последствиями. И если Чечня далеко от Узбекистана, то Синьцзян-Уйгурский район Китая, известный агрессивным религиозным сепаратизмом его обитателей, довольно близко. После ухода из Таджикистана российских пограничников, который уже начался, в случае такого расклада никто не сможет противостоять слиянию экстремистов всех этих трех областей с афганскими радикалами и превращению их в мощную региональную силу, способную к дальнейшей экспансии.

На первый взгляд, уход Каримова мог бы быть выгоден американцам, так как президент Узбекистана не так давно вышел из проамериканского блока ГУАМ и начал совершать разворот в пользу стратегического партнерства с Россией. Но «Акрамия» и «Хизб ут-Тахрир» — это никак не «оранжевые» партии, с радостью и готовностью вводящие в своих странах «прямое президентское правление» из Белого дома. Это «зеленые» партии, прежде всего любящие отнюдь не природу и даже не доллары (хотя и их тоже), а шариат и джихад.

Если в Афганистане и на Ближнем Востоке американцы до последнего времени еще могли направлять эту энергию в нужную им сторону, то в Узбекистане это представляется по меньшей мере проблематичным. Как показывает опыт, даже «ручные», сидящие на нефтедолларах саудовские ваххабиты иногда выходят из-под контроля и делают существенно больше, чем от них требуется. В Узбекистане тоже есть нефть, но превратить Узбекистан в Саудовскую Аравию у США вряд ли получится. По крайней мере, в обозримые сроки. Да это и не слишком нужно. Поэтому американцы «всерьез обеспокоились» освобождением из андижанской тюрьмы «пособников международных террористов» и тем самым предоставили Каримову полный карт-бланш.

Ирану и Турции по разным причинам уход Каримова с поста президента Узбекистана тоже скорее невыгоден. Выгоден он был бы только исламистам со всей Средней Азии. Но пока, к счастью, они не являются самостоятельной и легитимной политической силой.

НЕУГОМОННЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ

Почти месяц весь мир обсуждал перипетии кровавой бани, которую Ислам Каримов устроил своим оппонентам в Ферганской долине. К этому времени в постсоветской Средней Азии снова вспыхнули беспорядки. На этот раз – в Бишкеке, столице победившей «революции тюльпанов». 17 мая толпа молодых сторонников движения «Мекен» с дубинками численностью в 4-5 тысяч человек дважды врывалась в здание Дома правительства Киргизии – на том основании, что Центральный избирательный комитет отказал в регистрации в качестве кандидата в президенты от этого движения бизнесмену Урмату Барыктабасову по той причине, что последний имеет гражданство Казахстана.

Несмотря на очевидную коммерческо-политическую подоплеку этих беспорядков, ситуация в Бишкеке оказалась достаточно серьезной. Тем не менее, революционное правительство сохранило контроль над развитием событий и не допустило новой волны погромов и грабежей. На этот раз под ударом могли бы оказаться представители казахского большого бизнеса, имеющие обширные интересы и не менее обширные ресурсы в Киргизии.

Согласно заявлению временно исполняющего обязанности президента Киргизии Курманбека Бакиева, беспорядки в Бишкеке 17 июля провоцировались с территории Казахстана и осуществлялись посредством «активистов» движения «Мекен». Один из лидеров движения, 60-летний Мукар Чолпонбаев, уже арестован и дает показания. Следователи киргизской Генеральной прокуратуры намерены обстоятельно допросить и экс-президента Аскара Акаева, семья которого, интегрированная в бизнес-структуры Казахстана, активно поддерживает движение «Мекен», надеясь возвратить себе если не власть, то хотя бы часть имущества, утраченного после «революции тюльпанов».

Оперативность и решительность, проявленные новыми властями Киргизии в наведении порядка, не могут вызвать ничего, кроме оптимизма. Как и сразу после революции, когда Курманбек Бакиев и Феликс Кулов быстро смогли прекратить грабежи и разбои.

Поэтому сейчас можно только пожелать им проявлять еще больше здравого смысла и единства. А еще – не забывать о бдительности.


 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Константин Крылов
Николай Олейников
Николай Олейников
Владимир Уваров
Наталия Холмогорова
Павел Петров
Егор Холмогоров
Светлана Лурье
Алексей Аванесов
 
 
Егор Холмогоров
Андрей Морозов
 
Игорь Пыхалов
Владимир Мейлицев
Николай Степанов
Александр Алексеев
 
Андрей Попов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru