СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 3 (102) МАРТ 2005 ГОДА

ЧУБАЙС И "СПЕЦНАЗ РОССИИ"

 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

17 марта на Минском шоссе, неподалеку от поселка Жаворонки, было совершено покушение на главу РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. Взрывное устройство мощностью примерно 1.5 кг в тротиловом эквиваленте сработало, когда кортеж Чубайса проезжал мимо.

От серьезных повреждений машину Анатолия Борисовича спасло, во-первых, бронирование, а, во-вторых, то, что в момент взрыва водитель решил обогнать по встречной полосе ехавшую впереди машину «Жигули» девятой модели и отъехал от обочины, где и было заложено взрывное устройство. Сразу же после взрыва кортеж Чубайса был подвергнут неизвестными лицами в маскхалатах поверх зимнего камуфляжа автоматному обстрелу. Охранники остановились, выбежали из машины и открыли ответный огонь. Главную часть осколков приняли на себя «Жигули» и джип охранников. Машина Чубайса отделалась разбитым от пуль, но не рассыпавшимся лобовым стеклом и несколькими небольшими пробоинами в передней части корпуса.

Обстоятельства этого покушения очень загадочны и вряд ли скоро станут известны в полной мере. Поэтому на данный момент лучше всего было бы просто рассмотреть действия обеих сторон – тех, кто пытался спасти жизнь Чубайсу, и тех, кто хотел убить его.

«Черный бумер, черный бумер –
Если хочешь, долбани…»

Действия охраны иначе как некомпетентными не назовешь. Еще до покушения Чубайс, как он утверждает, к нему поступила информация о готовящемся на него покушении и он распорядился усилить охрану. Непонятно, что было сделано, но «усиленной» охрану Чубайса назвать нельзя. Это была всего лишь одна машина с охранниками, которые к тому же допустили ряд грубых ошибок.

Во-первых, они ехали в джипе «Mitsubishi», а их шеф – в бронированном седане «BMW». Так что террористам было абсолютно ясно, какую машину надо атаковать в первую очередь. Обычные в таких случаях ссылки охранников на удобство кругового обзора в джипе и т.д. несерьезны – можно было бы наряду с джипом добавить в кортеж еще один-два «BMW», просто чтобы спутать потенциальным террористам все карты.

Во-вторых, сразу же после покушения охранники остановились, выскочили из машины и открыли огонь, невзирая на то, что шофер самого Чубайса в полном соответствии с должностными инструкциями продолжал на большой скорости увозить своего шефа подальше от места теракта.

То ли охранники всерьез надеялись взять нападавших живыми или мертвыми (с пистолетами против автоматов!), то ли просто не могли проехать мимо и не пострелять в ответ… Но от охраняемого лица они оторвались, и это тяжелейшая ошибка. Именно так устраивали засады на высших гитлеровских офицеров герои французского Сопротивления – отсекая огнем машины с охраной, они «тихо» останавливали легковой автомобиль со своей жертвой тросом, который натягивался поперек дороги, или широкой цепью с шипами, которая в нужный момент укладывалась на дорожное полотно. Охрана этого уже не видела и ничего не могла поделать, так как была всецело поглощена перестрелкой за ближайшим поворотом…

Гвозди против брони

Хотя это покушение и было вполне серьезным, оно не может быть названо профессиональным. Ибо примененные в нем средства не соответствовали цели – убить Анатолия Чубайса, сидевшего в бронированной машине.

При убийстве летом 1992 года итальянского судьи и непримиримого борца с мафией Джованни Фальконе, который тоже ехал в бронированной машине, мощность взрыва радиоуправляемого устройства составила, по разным оценкам, от 100 до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте. Устройство мощностью 1.5 килограмма, к тому же заложенное на обочине (в 1.5 м от проезжей части), даже если оно начинено болтами и гвоздями, сможет лишь слегка покорежить броню. Для гарантированного вывода из строя бронированной машины и ее пассажиров с помощью автоматического оружия ее надо было бы обстреливать не из стрелковых, а из крупных калибров.

Это мнение подтверждает в интервью «Комсомольской правде» офицер ГРУ Владимир Герасимов: «Неточно рассчитан момент подрыва взрывного устройства. Профи такого себе не позволяют - они хорошо знают способы точного «прицеливания» заряда на движущийся объект. Тем более бронированный. В таком случае подрыв делается «под ноль» - фактически под днищем машины. А здесь взрыв прогремел уже после того, как она проехала от места закладки тротила метров 40».

«Стрелочник» из ГРУ

Поэтому такое покушение, при всей серьезности намерений покушавшихся, есть в лучшем случае жест отчаяния. И все попытки ввязать в это дело конкурентов Чубайса по политике (?) и бизнесу или отставного полковника-диверсанта Владимира Квачкова и его старшего сына абсолютно беспочвенны. Не мог опытнейший специалист, без пяти минут доктор военных наук, командовавший в Афганистане 177-м отдельным отрядом СпН ГРУ и написавший исчерпывающую монографию по отечественной истории специальных операций под символическим названием «Спецназ России», провести покушение так топорно.

Спланировано оно было, правда, весьма профессионально, как раз по второй главе монографии – «Специальные действия в военном искусстве советского времени», где описан подрыв и расстрел советскими партизанами машины с немецкими оккупационными администраторами. Но ни один сколько-нибудь соображающий диверсант не станет проводить операцию неподалеку от собственного дома (Квачков и Чубайс имели дачи по соседству в поселке Жаворонки) и тем более отходить через лес на многолюдное шоссе в маскхалатах (прямо как в 1941 году…), да еще и к собственной машине «Saab-900» с «родными» номерами, кстати, машине, никак не доступной среднестатистическому «ограбленному» пенсионеру. Странно и то, что тут же нашлись два «случайных свидетеля», почему-то точно запомнившие номер машины Квачкова, который после покушения хозяин и не подумал сменить.

Найденные в квартире и на даче Квачкова вещественные доказательства (тротиловая шашка, охотничье ружье и несколько детонаторов) явно не соответствуют грандиозной цели убийства РАО «ЕЭС». Эти вещи ему могли, к тому же, и подбросить. Недаром детонаторы были «найдены» только при «повторном обыске».

Что будет после?

Одно можно утверждать со всей определенностью. Психологический барьер, который до сих пор мешал простому человеку атаковать представителей власти чем-то более серьезным, нежели тухлые яйца или майонез, в массовом сознании почти перейден. Учитывая, что уже через пару дней, 19 марта, на складе в поселке Вершино-Дарасунском Читинской области обнаружилась недостача 8,5 килограммов взрывчатки и 900 детонаторов, можно констатировать – по всей России начинает подниматься пресловутая «дубина народной войны»…


 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Константин Крылов
 
 
 
Егор Холмогоров
 
 
Егор Холмогоров
 
 
 
Армен Асриян
Тарас Галюк
Игорь Пыхалов
Владимир Мейлицев
Аркадий Малер
Юрий Нерсесов
 
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru