СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 2 (101) ФЕВРАЛЬ 2005 ГОДА

Алексей Аванесов

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ УГАР

 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

В ночь на 3 февраля в Тбилиси при весьма загадочных обстоятельствах погиб премьер-министр Грузии Зураб Жвания. Среди множества комментариев по этому поводу почти никто не пролил свет на некоторые факты, которые, согласно официальной линии, «полагается» оставлять в тени. Обозреватели наперебой принялись рассуждать о том, какими замечательными государственными качествами обладал покойным премьер, как плохо без него придется непокорным грузинским автономиям, и как от его смерти проиграет Россия.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ УГАР

Чтобы раз и навсегда абстрагироваться от всей этой малозначительной псевдоаналитической риторики, лучше просто рассмотреть подробнее эти «теневые» факты и сопоставить их с официальными «фактами». А потом — попытаться ответить на некоторые возникающие вопросы.

ФАКТЫ И «ФАКТЫ»

Зураб Жвания в течение долгого времени был политиком, лояльным режиму Эдуарда Шеварднадзе. Несмотря на то, что он не входил в пропрезидентский блок, собственная партия Жвания «Объединенные демократы» была отнюдь не оппозиционна Эдуарду Амвросиевичу, хотя и дистанцировалась от него по некоторым вопросам. Главным критерием приема в партию была личная преданность Зурабу Виссарионовичу. Впрочем, как поговаривали злые языки, был и другой, не слишком лицеприятный критерий, но об этом — чуть ниже.

Незадолго до парламентских выборов 2003 года Жвания осознал, что ставка на Шеварднадзе себя исчерпала и поспешил примкнуть к формировавшемуся блоку Саакашвили-Бурджанадзе, занимая в нем важную, хотя и не ведущую роль. В составе этого блока он принял деятельное участие в «революции роз», а через некоторое время после победы Михаила Саакашвили был утвержден в должности премьер-министра Грузии.

Имидж «миротворца», усиленно приписываемый Зурабу Виссарионовичу после его гибели, мягко говоря, сильно преувеличен. Жвания был всего лишь реалистом, который четко осознавал, что с такой страной и таким народом, которые имеются в распоряжении победившей «революции роз», надежды напиться чаю в Цхинвали или в Сухуми абсолютно беспочвенны. Если бы это было не так — Жвания был бы одним из записных «ястребов», призывавших поддержать силы Госсовета Грузии еще в начале 1990-х годов, когда шансы Шеварднадзе на победу были гораздо выше, чем сейчас — шансы Саакашвили.

Рауль Юсупов, выходец из села Караджала Телавского района, погибший вместе с Зурабом Жвания, также принадлежал к партии «Объединенные демократы». Помимо того, что он был партийным чиновником, после «революции роз» он некоторое время работал в аппарате тогдашнего министра по интеграции и гражданским вопросам Зураба Меликишвили. А за неделю до собственной гибели с подачи Жвания Юсупова назначили на должность заместителя уполномоченного президента Грузии в регионе Квемо-Картли.

Предприняв значительные усилия, удалось установить последнего человека, с которым говорил по мобильному телефону Зураб Жвания. Это был посол Грузии в США.

Таковы официально представленные «факты». Которые сразу же породили множество вопросов.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. ОТ ЧЕГО КОНКРЕТНО И ПОЧЕМУ ИМЕННО ПОГИБ ЖВАНИЯ?

Согласно первоначальной официальной версии, Жвания и Юсупов стали жертвами отравления бытовым газом из неисправного газового обогревателя иранского производства.

Впоследствии эта версия была подкорректирована на отравление угарным газом, причиной образования которого стала опять же неисправность обогревателя. Такая версия остается официальной по сей день, и ее подтвердили специалисты из ФБР, проводившие по просьбе Саакашвили собственное расследование и установившие высокое содержание соответствующих соединений в крови погибшего премьера.

Существуют и другие версии. Одна из главных, усиленно муссируемых в Грузии — заказное убийство. Причем в числе заказчиков называют почему-то Россию, даже не пытаясь представить, выгодно ли России ввязываться в такое сомнительное дело. Основной аргумент — «газ был российский». Это, конечно, чисто клиническое мышление, но тем не менее, оно демонстрируется даже официальными лицами.

Сначала рассмотрим версию «случайного отравления». Нечаянно отравиться собственно бытовым газом довольно сложно — помимо того, что он сам не так уж опасен для здоровья, газ обладает неприятным запахом вследствие специальных добавок. И не заметить этого запаха почти нельзя. Но даже в том случае, если Жвания и Юсупов страдали насморком и не почувствовали запаха газа, то они, скорее всего, стали бы жертвами не отравления, а взрыва и пожара — утечка газа в сочетании с пламенем обогревателя и включенным электричеством обычно приводит именно к такому результату. Так что первоначальная официальная версия не выдерживает никакой критики.

Гибель от угарного газа несравненно более вероятна. Он опасен для здоровья даже в небольших концентрациях, и в некоторых случаях отравление развивается незаметно. Но если только жертвы угарного газа не спят и не намерены совершить самоубийство таким образом, то чаще всего им удается если и не выбраться на свежий воздух, то хотя бы добраться до окна и открыть его. Конечно, если в обогреватель не установили емкость с сильным и быстродействующим ядом, выделяющимся при нагревании — как это описано у Конан Дойля в рассказе «Дьяволова нога».

Еще одна немаловажная деталь. При сгорании бытового газа угарный газ обычно не образуется — чаще всего это прерогатива дровяных печей. Такая неисправность газового обогревателя должна быть слишком «специфической», если не сказать рукотворной. Вероятность случайного отравления не слишком велика — за 4 последних года в Грузии при полном отсутствии центрального отопления погибло от угарного газа только 80 человек, причем большая часть этих смертей приходится на дровяные печки и на самодельные газовые обогреватели. А незадолго до гибели Жвания и Юсупова в этой квартире как раз проводились работы по установке и наладке нового газового обогревателя взамен старого. Это наталкивает на определенные размышления…

ВОПРОС ВТОРОЙ. КАК СВЯЗАНЫ ГИБЕЛЬ ЖВАНИЯ И ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА?

Буквально за несколько недель до своей гибели Зураб Виссарионович предпринял поездку по странам Запада. О чем там говорилось конкретно, едва ли станет достоянием гласности, но некоторые слухи все-таки получили известность.

В настоящее время можно считать более или менее достоверным, что поездка Жвания была «отборочной» — западные и в первую очередь американские политики приглядывались к грузинскому премьеру, выясняя его профпригодность (для нужд Запада, разумеется) — как на занимаемом им посту премьера, так и на других потенциально возможных должностях.

Согласно одной версии, Жвания рассматривался в США как альтернатива слишком эксцентричному Саакашвили. Последний узнал об этих планах и решил устранить угрозу собственному президентству. Причем, говорят сторонники этой версии, тут наверняка не обошлось без поддержки или хотя бы молчаливого согласия России.

Вторая версия гораздо более правдоподобна. По этой версии, Жвания действительно проходил «аттестацию» на Западе, но, к сожалению, ее не прошел. Так как Саакашвили является откровенным ставленником США, то Жвания, вполне возможно, был убит с его ведома, может быть, даже при его участии.

В пользу этой версии говорят следующие обстоятельства:

– «Подсознательная оговорка», которую совершил сам Михаил Саакашвили вскоре после смерти Зураба Виссарионовича: «…Что касается убийства, простите, гибели Жвания…»

– Жвания избегал беспрекословного повиновения западным политикам, всегда соотносясь с наличными силами и средствами;

– Жвания, не обладая харизмой Михаила Саакашвили, имел гораздо большие познания и больший опыт политической и административной работы, чем «младореформатор» Саакашвили, представляя, таким образом, непосредственную опасность для последнего;

– Жвания был крупным и относительно самодостаточным государственным деятелем режима Шеварднадзе. Михаилу Саакашвили не могло быть не выгодно избавиться от последних остатков «проклятого прошлого»;

– На Зураба Виссарионовича было собрано немалое количество достоверного компромата — как на Западе, так и в самой Грузии. Возможно, западные политики вместе с Михаилом Саакашвили предложили ему покончить с собой и быть похороненным со всеми почестями — или стать политическим трупом, расставшись с какой бы то ни было репутацией. На эту мысль наталкивает и тот факт, что последний человек, с которым говорил Жвания по телефону — именно посол Грузии в США.

ВОПРОС ТРЕТИЙ. КАКИМ ОБРАЗОМ ЖВАНИЯ ОКАЗАЛСЯ НА МЕСТЕ СВОЕЙ ГИБЕЛИ?

И что значит заявление официальных лиц о «крепкой дружбе», связывавшей его с Юсуповым?

Квартира, где погибли Жвания и Юсупов, не принадлежала никому из них. Поначалу грузинские чиновники пытались объяснить, что Юсупов снимал эту квартиру, но впоследствии выяснилось, что ни родители, ни жена Юсупова о такой квартире ничего не знали. Не знали о ней и родственники Жвания.

Когда независимые эксперты стали распутывать этот клубок, выяснилось, что эту квартиру действительно снимали. Только снимал ее не Юсупов, а сам Жвания. По его указанию в Тбилиси было снято некоторое количество квартир, о которых не знали ни его родители и жена, ни официальные лица.

Сразу же возникает закономерный вопрос: для чего снимались эти квартиры и что делали Юсупов и Жвания в этой квартире? Если бы они были шпионами и содержали бы сеть явочных квартир — это исчерпывающим образом объясняло бы загадку. Равно как и гибель Жвании — кто-то через грузинского посла в США уведомил его о провале и предложил покончить с собой. Но подобных откровений так и не последовало.

Если бы Юсупов и Жвания были наркоманами и использовали эту квартиру в качестве притона — все опять же было бы яснее некуда: и секретность, и приезд премьера в полночь — «расслабиться после трудового дня», и, наконец, гибель как результат вульгарного «передоза». Но, несмотря на то, что высшие государственные лица, не чуждые употребления наркотиков — в СНГ отнюдь не редкость, соответствующих заявлений также не последовало.

Есть и еще одна версия. Еще лучше все объясняющая — и, к сожалению, еще менее приятная для действующих лиц.

Согласно этой версии, Жвания и Юсупов принадлежали к представителям, скажем так, не вполне традиционной ориентации. Более того, практически все активисты и члены руководящего состава партии Жвания «Объединенные демократы», в соответствии с этой версией, опять же подбирались Зурабом Виссарионовичем именно по этому признаку. А жены-дети играли роль, так сказать, «группы прикрытия».

В пользу этой версии говорят следующие факты:

– Аслан Абашидзе в свое время собрал обширный видеокомпромат на всех грузинских политиков. Часть этого компромата — на Зураба Жвания — была в свое время показана по грузинским телеканалам. На одном из кадров Зураб Виссарионович нежно треплет по щеке одного из своих молодых сотрудников, нестандартность ориентации которого на данный момент сомнений не вызывает. И это, как утверждали комментаторы, самая невинная пленка из имевшихся в распоряжении Абашидзе. В Госдепартаменте США компромат на Жвания был еще более подробным — там был даже известен полный список всех съемных квартир премьера.

– Сразу же после гибели Жвания и Юсупова грузинские официальные лица принялись исступленно повторять следующие заклинания-речевки «погибшие были в разных комнатах», «они играли в нарды», «они пили чай и ели сосиски с хлебом», и так далее в том же духе. Неумелость этой дезинформации чувствовалась издалека.

– Необычные пристрастия покойного премьера были подтверждены анонимными источниками в министерстве культуры Грузии.

– Еще в мае 2003 года тогдашний вице-спикер парламента Вахтанг Рчеулишвили открыто заявил, что партия «Объединенные демократы» состоит из политиков с нетрадиционной ориентацией и он готов это доказать. Вместо того, чтобы подать на него в суд за клевету и выиграть процесс, оскорбленные депутаты… избили вице-спикера. Невиновные и психически нормальные люди, тем более политики — так не поступают.

– Сразу же после гибели Жвания и Юсупова покончил с собой один из сотрудников комиссии по помилованию — 32-летний Георгий Хелашвили. Он буквально выцыганил у соседа ружье и, несмотря на то, что семья отобрала у него почти все патроны, смог спрятать один из них, которым и застрелился. По официальной версии, он сделал это, находясь в состоянии депрессии. В случае правильности «голубой» версии такая «депрессия» легко объяснима.

– На похороны Жвания от «революционного» правительства Украины поехали вице-премьер Николай Томенко и министр по делам семьи, детей и молодежи (!) Юрий Павленко, которых на Украине кое-кто уже давно подозревает в столь же нетрадиционной ориентации. Накануне украинских выборов Жвания неоднократно отдыхал на Крымском полуострове в компании лидеров «оранжевой революции» и вдали от глаз грузинских папарацци.

Здесь у иного чистоплотного читателя может кончиться терпение и возникнуть вопрос: а зачем вообще копаться в экзотических пристрастиях того или иного человека, пусть даже и политика? В конце концов, это его личная жизнь, следовательно — частное дело.

Хорошо. Пусть «демократы» всех рангов утверждают, что это так. Если человек не афиширует своих увлечений и не впутывает в них неокрепшую духом молодежь — может быть, это и в самом деле его проблемы?

С одной важной поправкой: если это не есть лицо публичное, тем более политик. Личная жизнь политика по определению должна быть на виду — избиратели должны видеть, что он отвечает их представлениям о порядочности во всех отношениях, в том числе и в личной жизни.

Есть и другие причины, требующие стопроцентной «прозрачности» в таких вопросах. Помимо того, что политики нетрадиционной ориентации всегда защищают и продвигают друг друга, в сколько-нибудь традиционном обществе они еще и вынуждены скрывать свои наклонности. А, следовательно, их легко шантажировать. Такая скрытность, как и «внутрикорпоративный» протекционизм, суть явные угрозы государственной безопасности. И политкорректность тут абсолютно не при чем. В истории имеются примеры войн, переворотов и революций, возникавших именно по этой причине.

Видимо, именно поэтому такие вопросы в официальных СМИ всегда окружены заговором молчания, а все, кто пытается бороться с этим заговором и с высокопоставленными содомитами на всем пространстве бывшего СССР, сильно рискуют. В лучшем случае их избивают или ранят ножом, в худшем — надолго сажают в тюрьму по какому-нибудь сфабрикованному обвинению. Но даже этот риск никак не является поводом не заниматься этой проблемой как немаловажным аспектом безопасности государства и общества.

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: ЧТО БУДЕТ НА КАВКАЗЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЖВАНИЯ?

Как обычно, ничего хорошего. И гибель Зураба Виссарионовича тут абсолютно не при чем. Кавказ еще до распада СССР стал ареной глобальной геополитической борьбы. Местные политики могли и могут в лучшем случае ускорить или замедлить неизбежное, но никак не преодолеть общие тенденции.

Все политические деятели «независимых» государств Кавказа должны усвоить одну вещь: они живут как политики (и живут вообще) до тех пор, пока их жизнь выгодна могущественным «третьим силам». Как только они перестают устраивать эти «третьи силы» — они моментально отправляются в лучшем случае в политическое небытие, а в худшем — в мир иной.

Проамериканская и антироссийская политика Грузии — не случайность, а четко обозначенная тенденция. И грузинские политики, следуя руслу этой тенденции, должны навсегда забыть о какой бы то ни было самостоятельности или самодеятельности. Те из них, кто не может или не хочет этого понять — сходят с политической сцены или умирают от разных причин. Независимо от того, как горячо они любят Америку и с каким сочувствием Кондолиза Райс выражает соболезнование по поводу их гибели.


 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Константин Крылов
Егор Холмогоров
Егор Холмогоров
Наталия Холмогорова
Светлана Смирнова
Андрей Борцов
 
 
 
Юрий Нерсесов
Алексей Аванесов
Игорь Пыхалов
Владимир Мейлицев
 
Андрей Морозов
Дмитрий Володихин




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru