СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 12 (99) ДЕКАБРЬ 2004 ГОДА

Наталья Холмогорова

ГИТЛЕР МЕРТВ, А МЫ ЕЩЁ НЕТ

 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Оскорбить человека, как правило, несложно. Достаточно пренебрежительно отозваться о том, что он глубоко чтит. Несложно и рассмешить: всевозможные скоморохи с успехом занимаются этим уже не первое тысячелетие. Но требуется недюжинный талант, чтобы вызвать оба эти чувства одновременно. Так, чтобы и хотелось от души врезать — да руки заняты, ибо утираешь обильно выступившие от смеха слезы.

Именно такие смешанные чувства вызывает открытое письмо четырех депутатов Европарламента — А. Кушкиса (Латвия), В.Ландсбергиса (Литва), Т. Келама (Эстония) и англичанина Кристофера Бизли к главам государств, которых президент Российской Федерации Владимир Путин пригласил в Москву 9 мая 2005 года — отмечать 60-летие Победы.

И дело даже не в том, что трое прибалтов и примкнувший к ним английский джентльмен столь свято верят в силу своего слова: по их мнению, одного их желания довольно, чтобы несколько государств открыто оскорбили Россию и de facto разорвали с ней доброжелательные отношения. Над этим можно посмеяться; но настоящий гомерический хохот вызывает обоснование этого пожелания.

Чего стоит одно лишь заглавие документа, размерами и велеречивостью напоминающее названия романов XVIII века: «Открытое письмо от членов Европарламента лидерам государств, которых президент Российской Федерации Владимир Путин пригласил в Москву 9 мая 2005 года — отмечать день, когда СССР, ведомый тогда И. Сталиным, праздновал свою Победу в Европе как конец Второй мировой войны».

«Аргументация», содержащаяся в документе, такова: кто примет приглашение, тот тем самым признает легитимность «советской оккупации» и прочих «преступлений коммунистического режима». В самом деле, вся Европа празднует Победу восьмого мая, а Россия — почему-то девятого; ясное дело, Путин специально «шагает не в ногу», желая таким наглым и циничным образом показать всему миру сталинскую сущность новой России. «Если Россия таким образом дистанцируется от демократических государств Европы, то это ее собственный выбор как государства–правопреемника СССР.

Однако дело не в абсурдных требованиях и не менее абсурдной аргументации. Интереснее то, что в этом анекдотическом происшествии, как в капле воды, отражается клубок проблем, характеризующих нынешние отношения стран Балтии с Россией.

АВАНСЫ И ДОЛГИ

Как известно, западные соседи на нас давно и глубоко обижены. Во внешней политике прибалтийских государств все громче звучат претензии о выплате компенсаций «жертвам оккупации» в балтийских республиках, а также требование извинений перед ними за «преступления, совершенные с 1940 по 1991 год». Первым об этом заявил литовский президент Валдас Адамкус, затем — латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга. А затем и эстонцы присоединились к намечающемуся альянсу, к которому бывший премьер Литвы Андрюс Кубилюс хочет привлечь также Польшу — у нее с Россией свои счеты. Литовцы уже сосчитали, что Россия в качестве правопреемницы СССР должна Литве 20 миллиардов долларов. Латвия и Эстония пока молчат: заняты подсчетами.

Характерна статья экс-премьер-министра Эстонии Марта Лаара в Wall Street Journal, в которой, помимо стандартных тезисов про «оккупацию» и «преступления», выражено мнение, что «объективная оценка своего прошлого нужна прежде всего самой России», без чего она «не сможет построить демократическое общество». Какая забота о России, аж слезы на глаза наворачиваются!

Надо думать, сами прибалтийские политики демократическое общество у себя уже построили. Русскоязычному меньшинству, например, определенно есть за что их благодарить. Так, газета «Ээсти Пяэвалехт» пишет: «Пора исключить тему меньшинств из российской политики, иначе этой игре не будет конца. ... Возьмем, к примеру, Северо-Восток, который Эстония может превратить в приоритетный регион, используя деньги европейских фондов. Это покажет не только добрую волю, но и предотвратит возникновение русских гетто».

Вот как. Если Эстонии дать денег, то она, может быть, даже не станет загонять русских в гетто. Чего еще желать?

Все остальное — мелочи. И обращать на них внимание даже как-то неприлично. Именно за такое неприличное поведение был освобожден от обязанностей наблюдателя при Европарламенте депутат латвийского Сейма Мартьян Бекасов. В своем заявлении он имел неосторожность отметить, что в Латвии русскоязычные неграждане не могут найти работу, а на изучение латышского языка у них нет средств — и тут же был отозван из Страсбурга.

Так что и мы оставим эту неприличную тему и вернемся к разговору о «преступлениях советских оккупантов». Где есть преступления, там не обойтись без наказаний, верно? С законностью у наших высокоцивилизованных друзей все в порядке: не проходит и месяца, чтобы не возникло новое дело чекиста, «народного защитника» (бойцы истребительных отрядов, уничтожавших бандитов в Прибалтике после освобождения ее от немецких захватчиков) или красноармейца. Несколько примеров: Василий Кононов, 80 лет; Михаил Неверовский, 79 лет, инвалид второй группы; Василий Бесков, 80 лет; Трофим Якушенок, 81 год; Илья Машонкин, 83 года (гражданин РФ).

Но сложность для прибалтов еще и в том, что, помимо живых русских людей, существует память об умерших.

Так, бывший министр иностранных дел Эстонии Трийвими Веллисте в очередной раз высказался о перенесении памятника советским воинам из центра Таллина на кладбище: «Мне все равно, на какое, но ему не место в городе», а заодно и призвал строго наказывать тех, кто распивает спиртное на праздновании 9 мая.

К победе над Германией в Прибалтике вообще отношение особое. Так, в этом году эстонским ветеранам запретили праздновать День освобождения от фашизма в Национальной библиотеке. Союзу ветеранских организаций Эстонии отказано в аренде зала под предлогом того, что празднование 24 ноября 60-летия освобождения Эстонии от немецко-фашистской оккупации якобы является политическим мероприятием.

Накануне 60-летия победы над нацизмом состоялся демонтаж памятника советскому генерал-лейтенанту Лембиту Пярну. Председатель парламентской фракции партии «Союз Отечества» (Isamaliit) Пеэтер Тульвисте заявил, что в 1945 году была одержана победа над фашизмом, но для Эстонии эта война не закончилась до 1991 года. Лембит Пярн был советским генералом, а потому должен отвечать за преступления своего режима, считает Тульвисте. Отвечая на вопрос о наличии «двойных стандартов» в вопросе демонтажа памятников эстонцам-красноармейцам и установления памятников эстонцам-нацистам, парламентарий заявил, что «эстонские нацисты — это совсем другое дело. Они воевали против ненавистного режима и в Эстонии, и в Финляндии, и в других местах. Все они боролись за независимость страны».

В самом деле, то место, которое в советское время занимали ветераны Великой Отечественной, теперь в Прибалтике отводится... тоже ветеранам Великой Отечественной. Только — как бы это помягче выразиться? — ветеранам с другой стороны.

О ДОБЛЕСТИ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ

В эстонской волости Вайвара на исторической конференции не предоставлено слово ветеранам Советской Армии, эстонского стрелкового корпуса, освобождавших Эстонию от фашизма. Зато делится своими воспоминаниями Илор Тамм, член общества, объединяющего добровольцев 20 дивизии СС и «лесных братьев». «Борцы за свободу Эстонии» выразили желание вновь установить монумент эстонским фашистам, что будет, по их мнению, лучшей памятью о погибших в войне, пишет «Ээсти Пяэвалехт». Ветераны Латышского добровольческого легиона СС отмечают 55-ю годовщину создания Гитлером этого формирования богослужением и шествием к памятнику Свободы. Командующий национальными вооруженными силами Латвии Юрис Далбиньш принимает личное участие в шествии бывших эсэсовцев.

Интересно, однако, что на запрос греческого депутата Европарламента о том, какие меры Совет намерен предпринять, чтобы воспрепятствовать реабилитации нацизма в Эстонии, Европарламент отвечает: «У Совета нет подробной информации о явлениях, упомянутых уважаемым депутатом».

Что же такого натворили в Прибалтике «советские оккупанты», что нынешним эстонцам, литовцам и латышам даже Гитлер рядом с ними кажется освободителем? Что отняли Сталин и КГБ у несчастных прибалтов? Какого рая на земле лишили?

Вспоминает Уно Лахт, член правления Эстонского Союза против неонацизма и межнациональной розни:

«Я родился в 1924 году и хорошо помню, что из себя представляла Эстония тех лет. Мало кто из официальных историков говорит, что не было ни бесплатного среднего, ни высшего образования, число батраков и бедных в фактически рабском услужении достигало больше половины населения, процветал туберкулез и другие болезни из-за платной медицины. Эстонцы бежали из Эстонии куда глаза глядят. Всего этого вы не прочтете в современных учебниках по истории».

Далее Лахт рассказывает, что американские органы разведки подробно проанализировали положение дел в Эстонии того периода в докладе 1980 года «The Case Study of Estonian SSR». По докладу получалось, что Эстонская ССР — идеальное государство. Документ ставил знак равенства между экономикой и развитием Эстонской ССР и Дании. И учтите, что этот материал был подготовлен в самый разгар «холодной войны».

Получается, до прихода Советской власти жилось прибалтам не очень, после — весьма неплохо... Чем же «русские оккупанты» вызвали к себе то отношение прибалтов, которое существует на настоящий момент?

По словам уже известного нам члена Европарламента Тунне Келама, начиная с «захвата» Таллина 22 сентября 1944 г., «все эти годы оккупационные власти организовывали массовые репрессии, убийства и высылки, уничтожали человеческое достоинство, заставляли эстонцев верить лживой истории».

Не будем интересоваться примерами массовых репрессий, убийств и высылок в 60-е или 70-е , которые однозначно входят во «все эти годы». Просто обратимся к истории.

Уже в конце 1941 года немецкое командование приступило к формированию воинских частей из советских граждан определенных национальностей. Всего за время войны был сформирован 41 латвийский, 26 эстонских и 23 литовских полицейских батальона. Вот доклад офицера по особым поручениям тыла Русской освободительной армии (РОА) поручика В.Балтинша, латыша по национальности, представителю РОА в Риге полковнику В.Позднякову от 26 мая 1944 года:

«В середине декабря 1943 г. по делам службы пришлось мне быть в Белоруссии... деревни занимали немецкие части и вполне терпимо относились к населению, но когда им на смену пришли латышские части СС, сразу начался беспричинный страшный террор. ... Вокруг этих деревень лежало много трупов женщин и стариков. От жителей я выяснил, что этими бесчинствами занимались латышские СС. 23 апреля 1944 г. пришлось мне быть в д. Морочково. Вся она была сожжена. В погребах жили эсэсовцы. ... Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни трупов непогребенных... Ответ был таков: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских». После этого сержант подвел меня к сгоревшей хате. Там лежало несколько обгорелых полузасыпанных тел. «А этих, — сказал он, — мы сжигали живьем.» ... В начале мая в районе д. Кобыльники в одной из ложбин мы видели около трех тысяч тел расстрелянных крестьян, преимущественно женщин и детей. Уцелевшие жители рассказывали, что расстрелами занимались «люди, понимавшие по-русски, носившие черепа на фуражках и красно-бело-красные флажки на левом рукаве» — латышские СС».

Еще одно свидетельство: «За полгода до декабря 1941 года здесь были убиты свыше 12 тысяч человек. ...в расстрелах участвовали исключительно добровольцы-эстонцы, немцы им предоставили «грязное дело»... Самым юным убийцей был тринадцатилетний подросток, поощрявшийся товарищами по расстрелу, самым пожилым — восьмидесятилетний старик. И за всем этим наблюдала любопытствующая толпа, комментировавшая происходящее».

Стоит ли после этого возмущаться «зверствами кровавого тоталитарного режима»? Скорее уж, надо удивиться его гуманизму: ведь, если для власовцев, полицаев и прочих немецких прислужников, не уличенных в совершении военных преступлений стандартным приговором были шесть лет ссылки, то большинство литовцев, латышей и эстонцев, служивших в немецкой армии, СС и полиции в качестве рядовых и младших командиров, было освобождено и отпущено по домам.

Конечно, сталинский гуманизм распространялся далеко не на всех. Тем из немецким пособников, кто «отличился» в карательных экспедициях, рассчитывать на пощаду не приходилось. Для них оставалась одна дорога — в лес. Сменив хозяев с немцев на англичан и американцев, «лесные братья» при поддержке местных кулаков и прочих обиженных Советской властью совершали теракты и диверсии, грабили и убивали мирных жителей. «...Партизаны, — сообщала заброшенная в тот период в Литву английская агентура, — настроили литовцев против себя, так как уничтожают всех подряд, даже женщин и детей. Народные батальоны из колхозников созданы в каждом уезде, они не дают покоя партизанам даже в лесу. Большевистская пропаганда сильно действует на население, литовцы сами ведут борьбу с партизанами».

С этими бандитами, которых теперь героизируют историки «свободной Балтии», Советская власть в самом деле боролась беспощадно. Не обходилось дело и без депортаций, о которых сейчас так любят напоминать нам братья-прибалты. Правда, не любят они вспоминать ни о том, что нынешние цифры депортированных сильно завышены (впрочем, «миллионы жертв сталинских репрессий» — это вообще разговор особый), ни о том, что общая смертность среди высланных не превышала 7% — т.е. «геноцида», о котором теперь модно говорить и по обвинению в котором несколько десятков русских сейчас отбывают сроки в прибалтийских тюрьмах, не было и в помине.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

Но, может быть, у прибалтов все же были причины поддерживать Гитлера? Быть может, нацистская оккупация обещала им свободу, независимость — вот они и не могут простить русским, что те лишили их этого блаженства?

Однако указ Гитлера от 17 июля 1941 года ясно говорит, что Прибалтика и Белоруссия должны быть объединены в единый рейхскомиссариат «Остланд». Первое, что сделали немцы — смешали прибалтов в одну кучу, да еще и объединили с белорусами. Какая тут самостоятельность и свобода?

21 июля Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось:

«...Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы и Белоруссии заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха ... Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, независимых от Германии. ...Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских и белорусских университетов и вузов.»

За три с половиной года фашистской оккупации прибалтийским государствам был нанесен огромный урон. В одной Литве было уничтожено 700 тыс. человек, вывезено в Германию 38 тыс. человек, в целом республике нанесен ущерб на сумму 17 млрд. рублей (в ценах 1941 г., когда рубль был дороже доллара).

Таковы были планы гитлеровцев — и таков итог их действий. Однако литовский министр иностранных дел А. Саударгас оповестил весь мир: «Литва к Германии претензий не имеет»; зато настойчиво требует с России 20 млрд. долларов за то, что она вместе с другими народами поставила разрушенную Литву на ноги.

Театр абсурда?

Отнюдь. Дело в том, что Гитлер мертв — и, следовательно, уже не опасен. А Россия пока еще жива.

Прибалтийские страны-недомерки, наконец-то вкусившие самостоятельности, больше всего боятся, что Россия, «опомнившись», вновь предъявит на них права. И «мировое сообщество» охотно поддерживает и культивирует в них этот страх. «Отход Путина от демократии и его нескрываемые попытки вернуть Россию к авторитаризму представляют для Эстонии определённый риск, — пишет в статье, опубликованной в «Ээсти Пяэвалехт», Пол Гобл, американский политолог, преподающий в Тартуском университете. — Если Путин добьется успеха, Россия станет националистическим государством и будет стремиться расширять своё влияние в экономической, культурной и военной сферах».

Иррациональный страх перед сильной и влиятельной Россией — вот движущий мотив прибалтийских радикальных политиков, толкающий их на самые экстравагантные и порой откровенно скандальные выходки. Им нечего опасаться: пока их действия направлены против России, «цивилизованный мир» будет закрывать глаза и на громкие заявления, и на смешные по своей несоразмерной притязательности требования, и даже на откровенные заигрывания с официальным общеевропейским пугалом — нацизмом. Точно так же, как принято в том же Европарламенте закрывать глаза на откровенно бандитскую и террористическую сущность других «пострадавших от русского империализма» — чеченских «повстанцев».

И не так уж сложно догадаться, почему именно день Победы вызывает столь неприязненную реакцию у прибалтийских «борцов с тоталитаризмом» и их европейских покровителей, почему они так стараются скомпрометировать этот священный для каждого из нас праздник. Народ жив, пока жива его память; кто чтит свои прошлые победы, тот способен побеждать и в настоящем. Вот почему первоочередная задача всей многообразной неруси — навязать нам чувство вины за былые подвиги, превратить наши победы в поражения.

И в стремлении к этой цели наши враги готовы на все. Даже выставлять себя на посмешище.


 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Константин Крылов
 
 
 
Егор Холмогоров
Алексей Аванесов
Александр Алексеев
Наталья Холмогорова
Светлана Лурье
Андрей Борцов
 
 
 
 
Игорь Пыхалов
Юрий Нерсесов
Кирилл Фролов
Владимир Мейлицев
Федор Гиренок
Дмитрий Володихин




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru