СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 8 (95) АВГУСТ 2004 ГОДА

Светлана Лурье

УКРАИНА НЕ ХОЧЕТ В НАТО

 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Вряд ли это был осознанный глубоко продуманный шаг. Скорее — конъюнктурный, в расчете на российскую помощь в выборах. Возможно, шаг, продиктованный обидой на постоянную критику по поводу «прав человека». Но — Украина изменила свою Военную доктрину. Из неё исключены положения о вступлении в НАТО и Европейский союз как конечных целях политики евроатлантической и европейской интеграции страны. Об этом идет речь в указе президента Украины Леонида Кучмы, подписанном еще 15 июля. Его обнародовали только 26 июля — накануне встречи президентов России и Украины в Ялте.

О намерении Украины присоединиться к НАТО впервые на официальном уровне было заявлено 23 мая 2002 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны страны. Обосновывая этот шаг, президент Кучма тогда заявил: «Мы знаем, что в середине НАТО никто никогда не воевал. И я хочу, чтобы мы никогда не воевали — вот главная цель нашей политики. Это прагматическая цель. Это в интересах всех украинцев, потому что европейскую безопасность без Украины не построишь».

С учетом перспектив вступления страны в НАТО и ЕС и разрабатывалась украинская военная доктрина. Этот документ был утвержден президентом в июне этого года. Однако своим нынешним указом украинский президент заменил пункт положения военной доктрины об условиях обеспечения военной безопасности.

Одним из условий безопасности Украины называлось проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО — организацию, которую Киев считал основой общеевропейской системы безопасности. В новой же редакции доктрины эта формулировка сокращена до проведения политики евроатлантической интеграции. «Условия обеспечения военной безопасности Украины — укрепление доверия между странами, последовательное снижение угрозы использования военной силы, проведение политики евроатлантической интеграции», — теперь сказано в документе.

Кучма также исключил из указа фрагмент, где утверждалось, что Украина «готовится в полноправному членству в НАТО и ЕС». А пункт о том, что евроатлантическая интеграция с ориентацией на вступление в НАТО принадлежит к приоритетам внешней и внутренней политики Украины, изложен без формулировки о вступлении в НАТО.

Последней каплей был саммит НАТО в Стамбуле, где Украина была подвергнута обструкции за несоблюдение должных демократических норм.

В последнее время до сих пор не расследованное дело об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе и готовность поставлять в Ирак радиолокационные станции поставили Кучму в очень трудное положение. Он несколько поправил свою репутацию в глазах Вашингтона, направив в Ирак 1600 военнослужащих — но этого оказалось мало, чтобы заслужить симпатию Запада, тем более, что многие западные страны протестовали против войны в Ираке. К тому же Кучме так и не удалось настоять на создании совета Украина –НАТО по аналогии с советом Россия — НАТО.

Конфронтация по поводу «позорной ситуации» с правами человека на Украине доминировала на последнем саммите президента Кучмы и лидеров Евросоюза, пишет «Индепендент». Вследствие этой перепалки им не удалось заключить никаких новых политико-экономических соглашений, хотя после расширения Союза у Украины с ним общая граница. ЕС призывает дать средствам массовой информации свободу и независимость в свете приближающихся выборов. Кучма же, на котором висит подозрение в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе, жестко и агрессивно ответил на критику в своей адрес. Он указал, что в самих странах ЕС есть множество нерасследованных убийств. «Работа комиссии НАТО-Украина в Брюсселе удовлетворить прозападные амбиции Киева не смогла, в чём, впрочем, виноваты, прежде всего, президент Кучма и его команда. Именно из-за них Украина намного отстаёт, например, от соседней Польши по степени развития демократии, правового государства и экономики», как об этом пишет немецкая «Нойе оснабрюкер цайтунг».

И вот теперь Кучма решил не то, чтобы хлопнуть дверью, а прикрыть её — разумеется, оставив щелочку.

Запад, казалось, прореагировал спокойно. А в ЕС почти обрадовались. Дескать, украинским амбициям пришел конец, и теперь можно спокойно выстраивать соседские отношения.

В середине мая Европейская комиссия обнародовала документ, который содержать детали расширения ЕС в течение нескольких десятилетий на все средиземноморские мусульманские страны от Марокко до Сирии, а также на Израиль, Ливан и все бывшие части Советского Союза на европейском континенте, включая Россию. Но расширение это специфическое. Согласно «Новой политике добрососедства», такие страны, как Египет, Алжир, Ливия, Украина и Россия, могут стать полноправными членами единого рыночного пространства, с открытыми границами для торговли и инвестиций, а их граждане получат полное право жить и работать в ЕС. Новые страны-союзницы станут частью единого европейского рынка, однако им будет отказано в членстве в институтах, принимающих решения — в Еврокомиссии, Совете министров и Европарламенте. Как выразился Романо Проди, «целью является создание круга друзей, с которыми у нас есть общие интересы — и политические, и экономические. Это своего рода еще одна концепция расширения — расширения без институтов».

Для такой политики требуется пространство без других полюсов силы. Идея баланса между двумя центрами, доминирующими в Европе, противоречит обычной повадке ЕС растекаться, словно амеба, принимая новые страны или связывая их узами «добрососедской политики”. Россия, как и Украина, низводится на уровень страны в ряду других, таких как Молдавия, Грузия. Никакой самостоятельной роли за ними не предполагается. Они должны просто «дружить» с Евросоюзом, не имея в нем никаких политических прав.

Россия уже четко дала понять, что политика европейского соседства не представляет для нее никакого интереса, и что она не позволит ставить себя на одну доску с Тунисом. Украине тоже кажется, что приравнивание к Молдове или Марокко не соответствует ни статусу страны, ни ее потенциалу, ни амбициям.

Ничего удовлетворяющего амбиции Украины ни США, ни НАТО, ни ЕС предложить ей не в состоянии.

Так что они могли бы быть даже довольны исключением из Военной доктрины Украины упоминание о НАТО и ЕС — если бы не одно но. Украина может сместить свои ориентиры в сторону России.

Россия выразила удовлетворение новой Военной доктриной Украины. Некоторые эксперты считают, что «резко повысились шансы более активной российско-украинской интеграции, как военной, так и экономической».

Сразу почувствовались подвижки в деле создания Единого экономического пространства. Владимир Путин заявил, что Российская Федерация и Украина почти готовы к формированию ЕЭП. Россия и Украина на двусторонней основе раньше, чем до конца года выйдут на решения по формированию Единого экономического пространства. Россия и Украина могут выйти на двусторонние экономические соглашения раньше, чем со всеми партнерами по ЕЭП.

Но наиболее показательно другое. Вопреки своему июньскому решению, Леонид Кучма принял решение направить нефть по нефтепроводу Одесса-Броды на юг, то есть в выгодную России сторону. По нефтепроводу будет перекачиваться российская нефть к нефтетерминалу «Южный» и далее танкерами в Европу. До сих пор предполагалось, что нефть пойдет с юга на север на Полоцк и далее через Польшу в Европу. Если последнее решение Кучмы осуществиться, то это серьезный шаг на пути интеграции Украины с Россией.

«Многие годы Леонид Кучма, словно стрелка компаса, колебался между западом и востоком. Но теперь, кажется, украинский президент определился на север», пишет «Зюддойче Цайтунг».

Такой поворот большинство аналитиков связывает с предстоящими на Украине выборами. Понятно, что Виктор Янукович, назначенный Кучмой своим приемником, хотел получить поддержку от Москвы и получил ее — но эта поддержка, скорее всего, с определенным условием. Этим условием должно стать превращение Януковича в полноценного антипода Виктора Ющенко. Сейчас дело обстоит так, что два основных кандидата соревнуются, кто кого перещеголяет в национализме. Это Россию устраивать не может.

России есть чем помочь. Недаром рейтинг президента России Владимира Путина на Украине составляет 60 процентов. Если он мог бы стать президентом Украины, то стал бы им в первом туре. У Виктора Ющенко рейтинг стабильно держится на отметке 29, а у Виктора Януковича подрос за последний месяц и достиг 25. Россия может также помочь финансами и избирательными технологиями, которыми владеют российские политтехнологи.

На карту Россия ставит многое. Без Украины на пространстве СНГ начнутся дезинтеграционные процессы. Стоит придти к власти Ющенко, как он не только вновь поменяет Военную доктрину Украины, но и займется реанимацией ГУУАМ (блока, в который входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) — как средство вызвать распад не только в СНГ, но и самой России. Украина не будет нейтральной страной, какой она по большей части была при Кучме. Она станет центром антирусской интеграции. России никак нельзя допустить прихода Ющенко к власти.

«Президентские выборы на Украине являются в 2004 году самым важным политическим событием для России», — так об этом говорил еще до переизбрания Владимира Путина политолог Сергей Марков, цитирует австрийская «Зальцбургер Нахрихтен». И, может быть, это не преувеличение.

Разумеется, Янукович тоже не подарок. Вопрос в тех гарантиях, какие он может дать, что уго политика окажется прорусской. Ведь, несмотря на смену Военной доктрины, армия Украины, как недавно заявил Янукович, будет формироваться по НАТОвским стандартам.

Сейчас Янукович велет переговоры о сроках вывода украинского контингента из Ирака. Это, безусловно, добавляет ему очки, поскольку иракская война крайне непопулярна среди украинцев. Но вот захочет ли и сможет ли он продолжить последние смелые шаги Леонида Кучмы, готов ли настаивать на использовании в южном направлении нефтепровода Одесса-Броды, ускорить интеграцию с Россией в рамках Единого экономического пространства? Готов ли не навязывать Восточной Украине украинский язык? Готов ли не идти на поводу у Галиции в смысле введения везде и всюду украинских традиций, чуждых востоку страны?

Россия делает серьезную ставку. Она может оказаться проигрышной. Но иного варианта у нас просто нет. Леонид Кучма сделал все, чтобы убедить нас в серьезности намерений. Но дело нам придется вести с его приемником. Время покажет, насколько украинским авансам можно верить.


 << предыдущая статьяэтнополитикаследующая статья >> 

Константин Крылов
 
 
Егор Холмогоров
Александр Белов
Светлана Лурье
Игорь Пыхалов
 
 
Юрий Нерсесов
Сергей Карамаев
Владимир Мейлицев
Юрий Сенчуков
Андрей Сидоренко
Алексей Щербаков




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru