СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 3 (186) МАРТ 2012 ГОДА

Алексей Филатов

МЕЖДУ КАЗАНЬЮ И ТУЛУЗОЙ

 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

Цена этих двух столь разных событий, связавших, однако, французскую Тулузу и столицу Татарстана, одна: человеческая жизнь. В рамках своего аналитического обзора я хочу сделать особый акцент на этих драматических событиях. Впрочем, к ним примыкают и другие — положение дел в армии, коррупция, деятельность государственных корпораций, и идея г-на Кудрина относительно увеличения пенсионного возраста для мужчин. Все эти темы вошли в нынешний аналитический обзор.

МЕЖДУ КАЗАНЬЮ И ТУЛУЗОЙ

Операция «Антиполицай»

После зверского убийства ни в чем неповинного гражданина в отделе полиции «Дальний» в Казани градус негодования общества настолько вырос, что не смогли оставить это без внимания ни депутаты Государственной Думы, ни руководители МВД, ответственного за осуществление функций по выработке и реализации государственной политики (!), и нормативно-правовому регулированию (!) в сфере внутренних дел.

Словом, вынуждены были «отреагировать» те, кто долго и нагло врал нам о том, что «реформа» МВД будет нечто большее, чем просто смена вывески, в чем было уверено подавляющее большинство населения.

Но что нам предлагают?

Депутаты нам предлагают отказаться от «палочной системы» планов по раскрываемости преступлений в МВД не предлагая ничего взамен.

Руководители МВД, раздавая выговоры и замечания своим подчиненным, предлагают во всех отделениях вдобавок к видеокамерам сделать прозрачные перегородки.

И что все это дает?

Предложения депутатов еще больше снижают контролируемость деятельности МВД. От выговоров начальникам никому ни тепло, ни холодно. А прозрачные перегородки вдогонку к видеокамерам тоже ничего не меняют, поскольку внутри зданий МВД о происходящих безобразиях и так все и всё знают.

До нынешней череды убийств, совершенных стражами порядка прямо в отделениях полиции, министр МВД со своей свитой не переставал убеждать всех в успешности реформы и ценности процедуры переаттестации, в ходе которой, по мнению очевидцев, из органов внутренних дел были выдавлены последние профессионалы. При этом многие сотрудники с сомнительной репутацией не только продолжили службу, но и заняли более высокую должность. И у общества нет никаких гарантий, что зверства в застенках полицейских отделений не продолжаются, и не будут продолжаться впредь.

Поэтому меры должны быть кардинальными.

Во-первых, за подобные результаты «реформы» должно ответить своими погонами всё руководство МВД.

Во-вторых, все лица, причастные к фактической растрате и разворовыванию бюджетных ассигнований, выделенных на так называемую «реформу МВД», должны вернуть эти средства государству на принудительных работах, причем в десятикратном размере. Тогда другим неповадно будет заниматься очковтирательством и покрывать преступления в среде ведомства, призванного защищать граждан от преступников.

Нестыковочки

После прошедшего заседания Минобороны тревога за судьбу ведомства, а значит и безопасность страны не то чтобы не развеялась, а напротив — возросла. Если разбить все обсуждаемые вопросы на блоки, то можно сделать вывод: состояние их решения резко отличается.

Первый блок вопросов — социально-бытовой, где, по крайней мере, с «освоением средств» проблем не возникает. Это и строительство жилья, и развитие санаторно-курортных комплексов, это и бесконечно откладываемое формирование фонда служебного жилья для военных и т. д. Как по этим вопросам на самом деле обстоят дела с точки зрения реализации, однозначно судить сложно, но то, что «освоение средств» идет бодро — сомнений нет.

Второй блок вопросов — также социально-бытовой, он связан с реализацией так называемых непрофильных функций Минобороны — обеспечение питания, бытовое обслуживание и т. д. Словом все, что вынесено в аутсорсинг. Тут все блестяще! Если, конечно, не считать, что стоимость предоставляемых услуг выросла на порядки — что никак не повлияло на повышение боеспособности нашей армии. А вот с третьим блоком вопросов — выполнение гособоронзаказа и реализация программы вооружения — начинаются большие проблемы.

Что касается сроков и объемов выполнения гособоронзаказа, то президент использовал мягкий термин «нестыковки». А вот непосредственные участники используют исключительно жесткую терминологию. И зачастую ненормативную! Взаимодействие с заказчиком порой настолько неконструктивно, что некоторые заказы балансируют на грани срыва.

При этом достаточно неубедительно выглядят недавние инициативы по возможности корректировки долгосрочных договоров (свыше трех лет), или, например, обещания создать беспилотники к 2020 году, которые в том же Израиле были уже к началу 1980‑х.

Или, например, задача: дать ответ на ЕвроПРО к 2017‑2018 годам. А как жить до этого? Правда министр обороны обещает до мая предоставить аргументы, подтверждающие наличие угрозы от ЕвроПРО. Только нам нужны не аргументы, которые обосновывают таковую, а реальные действия по защите.

Не меньше вопросов и по блоку вопросов совершенствования военного образования и развития кадрового потенциала. На фоне бесконечных обещаний и непонятных реформ в этой сфере мы имеем ситуацию, схожую с хрущёвскими временами, когда произошел разрыв поколений. И сегодня в условиях недостатка обещанных контрактников возникает нешуточный вопрос о продлении предельных сроков службы. При нынешней ситуации через три-пять лет кадровых специалистов не останется.

Не меньше проблем и по блоку укрепления материально-технической базы, особенно на фоне бесконечных взрывов и пожаров на складах Минобороны. Одним словом, с замом по тылу нам все понятно. Еще бы с Министром ОБОРОНЫ определиться!

Неадекват

Откровенно скучая по работе в правительстве, экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал «адекватный возраст выхода на пенсию». У мужчин, к примеру, он должен на три-четыре года превышать среднюю продолжительность их жизни. Гениально!

Если сделать пенсионный возраст с семидесяти лет, сославшись на опыт Японии, то вообще можно создать систему, в которой до пенсии мужчины будут не доживать одиннадцать лет. А значит, платить то, что всю жизнь откладывалось в пенсионный фонд, практически никому и не придется.

«Мы должны отдать предпочтение лучшей для граждан стратегии — последовательному повышению пенсионного возраста», — безапелляционно пишет Кудрин. В то, что эта «стратегия» лучшая для граждан, поверить невозможно. Несмотря даже на то, что в соавторах статьи выступает руководитель Экономической экспертной группы при Правительстве РФ Евсей Гурвич. Кстати, кандидат физико-математических наук. Впрочем, для правительства РФ непрофильность образования — это норма, даже в экспертных группах.

Заявление авторов о том, что решение о повышении пенсионного возраста требует серьезной политической воли, но альтернативы ему нет, напоминает горбачёвский бред, когда все идиотские «эксперименты перестройки» проводились под не менее идиотским лозунгом — «разумной альтернативы нет».

Выбор есть всегда. И вариантов множество. Во-первых, работать надо не дольше, а эффективней. Не секрет, что производительность труда в РФ, «благодаря» отставанию технологий в перерабатывающих отраслях, по самым скромным оценкам, ниже, чем в передовых странах мира в три-пять раз. Так что высокотехнологичное производство надо развивать, а не пенсионный возраст увеличивать.

Во-вторых, для наполнения бюджета нужно создавать новые рабочие места, а не заставлять стариков работать больше. Не секрет, что при всех разговорах о стабильности за последние двадцать лет Министерство промышленности не может отчитаться ни одним построенным предприятием, весомым по своим масштабам для России. А между тем скрытая безработица у молодежи до тридцати лет, согласно экспертным оценкам (не Экономической экспертной группы при Правительстве РФ), превышает 30 %. Поэтому старики должны больше работать?

В-третьих, можно изменить систему формирования пенсионных наполнений, опираясь не только на отчисления с заработков граждан в пенсионный фонд, но и на рентные платежи компаний. Тем, что сидят, в частности, на нефтяной и газовой трубе — как это сделано во многих странах с сырьевой (углеводородной) ориентацией экономики.

Вместо того, чтобы покупать за государственный счет футболистов за десятки миллионов евро, тратить сотни миллионов на дворцы и прочие корпоративные забавы, по сути, закапывая деньги в песок, компании, качающие углеводороды из недр, вполне могли бы наполнить Пенсионный фонд РФ.

Процесс наполнения бесящимися с жиру компаниями нефтегазовой сферы пенсионного фонда мог бы происходить в десятки раз быстрее, чем все принуждаемые Кудриным к работе до послесмерного возраста пенсионеры. С чего вдруг г-н Кудрин взял, что чем раньше произойдет повышение пенсионного возраста, тем лучше и для пенсионеров, и для налогоплательщиков, и для страны в целом (?!), — совершенно непонятно.

В-четвертых, нельзя говорить только о формировании пенсионных накоплений, замалчивая характер их фактического использования, как государственным пенсионным фондом, так и многочисленными его негосударственными клонами.

Мало того, что в каждом городе самым заметным архитектурным сооружением стало здание пенсионного фонда! Так еще и бесконечные факты мошеннического хищения огромных средств из них не явили миру наказания ни одного виновного. Или, быть может, дело вообще не в наполнении пенсионного фонда? А в нецелевых расходах трудовых отчислений людей, мечтающих дожить до пенсии. Список вариантов можно продолжить…

А вы, господа, говорите, что повышению пенсионного возраста альтернативы нет. Хотя, если исходить из принципа «что бы такое сделать, чтобы ничего не делать», то, наверное, вы правы. Только не надо, господа, прикрывать свои нежелание и неспособность работать индексацией коэффициента инфляции возраста населения. Это полный неадекват.

Лили воду решетом. Вот тебе и здрасьте

Предложение руководства страны обязать чиновников отчитываться по расходам — с учетом задекларированных доходов за последние три года — напоминает попытки поймать сачком невидимого джина, давно выпущенного из бутылки! Или процесс сбора нефтяного пятна, разлившегося на океанской поверхности, чайным ситечком.

Извечная привычка бить по хвостам, в принципе не способная искоренить причину проблемы, в предложенной антикоррупционной программе способна лишь породить новые витки Зла. С одной стороны, появится еще одна каста чиновников — им остальные собратья должны будут давать взятки за то, чтобы к проверкам деклараций расходов не оказалось претензий.

С другой стороны, появится еще одна каста посредников. Нет бы создавать ВВП — пахать, сеять и строить! Вместо этого эта каста будет наслаждаться общественным строем, в котором появляется потребность в урегулировании документальных разногласий между мизерными доходами и гигантскими расходами чиновников путем перераспределения награбленного «добра».

Специалисты справедливо и давно возмущаются — почему Россия не ратифицирует статью 20‑й Конвенции ООН о незаконном обогащении чиновников? Официальная версия такова, что у нас не такое законодательство («гранаты не той системы»). Вот когда мы его приведем в соответствие мировым стандартам, вот тогда… Но давайте посмотрим в корень проблемы. Ратификации этой 20‑й статьи блокирует не Россия, а чиновники Госдумы — «народные избранники».

Ну, так и давайте ударим исключением по исключению. Предлагаю такую адекватную меру. Блокируют чиновники ратификации статьи Конвенции ООН об их же незаконном обогащении? Отлично! Вводим упраздненную в 1990‑е годы высшую меру социальной справедливости — за хищения в особо крупных размерах. В силу российской исключительности. У нас же «гранаты не той системы».

Версия закона Мёрфи для российских госкомпаний

Согласно закону Мёрфи — если есть вероятность того, что какая‑нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт. Именно это и случилось с отчетами госкомпаний, которые неудовлетворительно раскрыли информацию о своих контрагентах и менеджерах — чем вызвали праведный гнев премьер-министра РФ Владимира Путина.

В первую очередь речь идет о недостаточности информации, предоставленной госкомпаниями в отношении своих менеджеров и членов их семей, а также данные о бенефициарах контрагентов. К тому же Владимир Владимирович усомнился в достоверности полученной информации. При этом премьер-министр уточнил, что речь идет о проблемах с информацией, полученной от «Росатома», всех (!) подконтрольных государству крупных энергокомпаний, «Аэрофлота», ОАО РЖД, «Ростелекома», «Совкомфлота», «Транснефти» и «Газпрома».

Ну а мы, честно говоря, и не сомневались в недобросовестности деятельности отечественных госкомпаний с зашкаливающим уровнем коррупции. Думать иначе могут разве что сотрудники центров изучения общественного мнения, пичкающие нас непонятной статистикой, но и их убедить несложно.

Остановите на улице сотню человек, поинтересуйтесь — какие значимые успехи крупных отечественных госкомпаний им запомнились в 2011 году? И в итоговой графе «внятный ответ» после статистической обработки вы получите убедительный нуль.

Спросите у ста прохожих на улице — куда, по их мнению, бегут подземные денежные потоки (эдакие речки-Неглинки) отечественных госкомпаний? И вам на разном сленге, но с одинаковым смыслом сто человек из ста ответят, что эти полноводные финансовые реки текут в зарубежные оффшоры к бенефициарам дочерних структур российских госкомпаний.

Что же происходит из года в год с отечественными госкомпаниями? Расходы абсолютно непрозрачны, себестоимость производственно-хозяйственной деятельности не нормирована. Это ли не повод вешать лапшу на уши, что, мол, потратили все заработанное на благое дело.

Особо «веселая» ситуация с госкорпорациями — эдакими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций в России. Они учреждены государством на основе имущественного взноса и созданы для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (понять бы каких).

Вот где Клондайк…

Имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является ее собственностью. Не государства! Тем самым контроль за собственностью выведен из‑под надзора Счетной палаты.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации. На нее не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве.

В отличие от ФГУПов госкорпорации выведены из‑под контроля ряда государственных органов.

Во как! Кругом прописана полная бесконтрольность. Как же тут не сработать следствиям закона Мёрфи в отношении этих чудных корпораций:

— в этих корпорациях все будет хорошо… но до поры, до времени. А потом вдруг выяснится, что все не так легко, как кажется… И запланированная госкорпорацией работа требует гораздо больше времени, чем все мы думаем (кстати, что‑то подобное Чубайс уже рассказывал про «Роснано»);

— изо всех возможных неприятностей в этих госкорпорациях произойдёт именно та, ущерб от которой наибольший (да, в общем‑то, и так понятно какой — увод денег в оффшоры);

— предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

Вот это уж точно. И пока не будет жесткого учета и контроля со стороны государства, мы так и будем иметь в лице госкомпаний бездонные бочки, не дающие стране почти ничего.

И пока, к сожалению, это происходит. В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2011‑2012 гг. Россия занимает «почетное» 66‑е место. Ну, сразу за Вьетнамом, но перед Перу. Причем по первой же индикативной панели («институты») Россия имеет самые слабые позиции — 128‑е место из 142‑х возможных! Именно здесь коренятся коррупция, бремя госрегулирования, надежность полиции и т. д.

При этом, несмотря на бесконечные декларации отечественных правителей о государственно-частном партнерстве, доля госкомпаний в российской экономике непрерывно растет. Если в 2009 году она составила 45 %, что само по себе в полтора раза выше мирового показателя, то в 2011 году надежно превысила 50 %.

До недавнего времени в советах директоров крупных компаний вполне официально фигурировали федеральные министры и их замы. Теперь формально их подвинули, но по факту все осталось по‑старому, если не хуже.

В большинстве секторов экономики наблюдается засилье олигополий, приводящих к сговору (возьмите хотя бы цены на бензин), если не монополий — что особенно проявилось в деятельности госкорпораций с непосредственным участием чиновников. Это прямой путь к окончательному краху экономики. И только создание конкурентной среды на базе частных компаний, когда чиновники устанут метаться, разрываясь между умными и красивыми, и вымрут как гегемонствующий класс, может спасти ситуацию в России.

Тулузский стрелок

Мне уже не раз приходилось писать, что Франция, участвующая в Афганской войне и развязавшая агрессию против Ливии, получит откатную волну — бумеранг непременно вернется. Я не кровожадный человек, просто такова логика воздаяния.

Выстрелы Мохаммеда Мера, выходца из Алжира, явились тому наглядным подтверждением. Находясь в Пакистане, этот «новый француз», как сообщалось, согласился выполнить приказ «Аль-Кайеды» и совершить теракт во Франции. Или же принял такое решение самостоятельно. Да, сколько мы, в России, повидали таких «борцов за Веру»!

И вот он уничтожен…

Еще накануне я искренне радовался за французские спецслужбы, потому что они, несмотря на давление общественного мнения, поставили для себя достаточно нелегкую и необычную (для нас) задачу: взять террориста живым. Зачем? Чтобы хорошенько допросить и заполучить его связи, контакты, понять мотивацию его поступков.

После завершения спецоперации я могу сказать, что она была проведена на «двойку» — если оценивать по школьной системе. Исходя из нашей практики борьбы с терроризмом, такая ситуация решается в течении, максимум, получаса после подхода основных сил спецназа к этому адресу.

Разберем ситуацию.

Хорошо сработали спецслужбы по выявлению убийцы трех военных, преподавателя еврейской школы и его детей. Преступника вычислили по компьютерному IP-адресу, через интернет и мотороллер, который он пытался перекрасить.

Для захвата террориста был задействован не спецназ жандармерии (аналог нашей «Альфы»), а отряд Raid, находящийся по своему уровню во «втором эшелоне». Чем руководствовался Саркози и его силовики? Вразумительного ответа нет.

В самом начале операции были ранены трое спецназовцев. Полицейские, имея установку взять преступника живым, отошли и начались переговоры. Одновременно в доме, где забаррикадировался преступник, были отключены свет, газ и вода.

С полуночи, перед развязкой, Мохаммед Мера не подавал признаков жизни. Перед этим из квартиры раздались два выстрела. Возникло предположение, что террорист, понимая безвыходность положения, свел счеты с жизнью.

Всю ночь с промежутками по полтора часа полицейские бросали в убежище Мохаммеда Мера по две-три свето-шумовые гранаты, чтобы вывести его из равновесия, максимально утомить и ослабить волю к сопротивлению. Это нормально, хотя и по старинке. Сейчас существуют более эффективные способы для достижения этих целей. Уверен, что не до конца были исчерпаны возможности переговорного процесса, здесь видимо, как это обычно бывает, сказалось нетерпение руководителей страны, что всегда вносит свои коррективы в проведение операции.

Наконец поступила команда, и сотрудники спецназа проникли в квартиру — с лестницы и из окон. Перед этим было проведено обследование комнат с помощью видеокамер.

Не обнаружив стрелка, сотрудники Raid попытались просунуть камеру в ванную комнату, но в ту же секунду оттуда выскочил террорист, одетый в пуленепробиваемый жилет, и открыл огонь из автомата.

Террористу позволили выпустить около тридцати пуль! При этом двое полицейских были ранены, состояние одного из них оценивалось как тяжелое, но без угрозы для жизни.

Вступив в огневой контакт, Мохаммеду Мера удалось (!) вскочить на подоконник и спрыгнуть вниз, но во время «полета», как утверждается, его снял снайпер. Выходит, окно внизу никто не страховал? Для меня это непостижимо. Более того, террориста можно было нейтрализовать специальным газом (потом привести в чувство), поскольку в помещении не было заложников, однако и это не было сделано.

Итог: начали за здравие, а кончили за упокой.

По мнению основателя элитного спецподразделения французской жандармерии GIGN Кристиана Прото, операция была проведена без четко разработанного плана. «Надо было закачать все слезоточивым газом. Это не заняло бы и пяти минут. Вместо этого они забрасывали его светошумовыми гранатами», — отметил ветеран, добавив, что такие действия только разозлили преступника и спровоцировали на ожесточенное сопротивление.

«Я могу показаться самонадеянным, но под моим командованием GIGN провел 64 операции, во время которых никто не погиб», — подчеркнул именитый экс-командир GIGN.

Наши оценки, таким образом, полностью совпали.

Дневник Алексея Филатова: http://alfafilatov.livejournal.com

 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

 
Сергей Гончаров
Алексей Филатов
Сергей Голов
 
 
Павел Евдокимов
Федор Бармин
Алексей Филатов
Сергей Поляков
 
Ирина Давыдова
 
Анастасия Гончарова
 
Алексей Филатов
 
 
Павел Евдокимов
 
Николай Лукьянов
 
Николай Олейников
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru