СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 11 (170) НОЯБРЬ 2010 ГОДА

Андрей Коваль

ДВЕ УКРАИНЫ

 << предыдущая статьязаграницаследующая статья >> 

Выбор сделан. Или даже два, по сути. В итоге партийные легионы президента Виктора Януковича победным маршем вышли на старую границу 1939 года по реке Збруч. Там их уже ждет радикальная «Свобода» Олега Тягнибока.

ДВЕ УКРАИНЫ

Главный итог прошедших местных выборов — основательная перекраска политической карты нашей братской Украины. Теперь ПР не является, как это было раньше, партией только Юго-Востока. Она взяла больше всех голосов почти во всех областях центра страны, исключение — Винницкая и Сумская область, где хороший показатель получили малоизвестные партии, ведомые мэрами областных центров.

Местная власть «регионалов» распространилась вплоть до границ УССР 1939 года — по Збручу. А по ту сторону реки также происходят глобальные политические сдвиги. Там на смену умеренным «оранжевым» приходят националисты чистого разлива, либо местные лидеры типа Балоги в Закарпатье.

К чему это все приведет, как будет уживаться Украина Януковича с Украиной Тягнибока — пока вопрос…

Победитель

Даже при отдельных очень крупных провалах (проигрыш в борьбе за пост мэра Запорожья и скандальная борьба за мэрство в Харькове между Кернесом и Аваковым) Партия Регионов — явный и очевидный победитель выборов.

Успех «регионалов» тем более удивителен, что со времени прихода к власти они не сделали ни одного яркого популистского шага — наоборот, поднимали цены на газ и закручивали гайки по линии налоговой. А если и повышали зарплаты — то по минимуму. Нет видимых прорывов и на ниве борьбы с коррупцией.

Кроме того, очень неудачно сложились для ПР внешние обстоятельства — неурожай из‑за засухи, взвинтивший цены на продукты, и стагнация мировой экономики, не давшая ожидаемого роста экспорта. В актив «регионалам» можно записать стабилизацию политической ситуации, дружбу с Россией, реанимацию Евро-2012 и фонтанирование различными проектами реформ по модернизации страны.

Видимо, народ все еще готов выдавать партии власти кредит доверия. Но до парламентских выборов 2012 года он наверняка рассосется, если не последует каких‑то очевидных результатов и свершений.

«Пришла команда реальных дел», — объясняет по‑своему секрет успеха губернатор Кировоградской области Сергей Ларин — пожалуй, главный герой этих выборов в стане регионалов. Исконно бютовская область в центре страны вдруг выдала для ПР показатели лучше, чем в ряде восточных и южных регионов (и это без сомнительных игр в клоны «Батькивщины»). А с учетом того, что кандидаты Ларина победили еще и в большинстве мажоритарных округов, губернатор может всерьез рассчитывать на формирование большинства в облсовете только на основе ПР.

Хорошо, с точки зрения «регионов», выступила и Днепропетровская область, ведомая губернатором Александром Вилкулом-младшим, которому удалось весьма умело разрулить сложную ситуацию с выборами мэров Днепропетровска (им остался Иван Куличенко) и Кривого Рога (им стал Юрий Вилкула‑старший, отец губернатора).

Однако «регионалам» не удалось взять духовную крепость националистов — Запад. Как они только не заигрывали с «лучшими геноцидами страны». Рядили Януковича в вышиванку, дарили местным деткам книжки о Бандере, которого донецкий суд лишил звания героя Украины, а президент Янукович — нет.

Играли с «голодомором», проклиная «сталинских палачей Украины» на Западе и заявляя об «общей трагедии России и Украины» на Востоке. Делали двусмысленные заявления по НАТО, тянули с русским языком. Заявляли, что галичане под началом ПР будут делать жителей Востока «настоящими украинцами». Тщетно.

Как бы там ни было, в большинстве городских и областных Советов «регионалы» будут верховодить. В остальных — играть существенную роль. Лишь в ряде городов и областей Западной Украины победа досталась противникам ПР. И то — не «Батькивщине», а радикально настроенной «Свободе».

Выборы мэров показали, что ПР на голову выше своих соперников. Хотя вместе взятые «нерегиональные» градоначальники набрали на несколько человек больше. Впрочем, не исключено, что ряд мэров, избранных от других политических сил, будут вовсю сотрудничать с «регионалами».

Побежденные

Как бы ни хвалили себя «регионалы», все же нужно быть очень бездарной оппозицией, чтобы не воспользоваться повышением цен буквально на все. Именно такой оппозицией и оказалась «Батькивщина», проигравшая почти везде. Правда, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что именно против бютовцев работали все предвыборные технологии власти.

Регистрация в Киевской и Львовской области клонов «Батькивщины», которые закрыли путь на выборы партии Тимошенко, вызвала много вполне заслуженных нареканий. Но даже с учетом этого прискорбного фактора, главной виновницей своего поражения стала сама Леди Ю.

Хотя Тимошенко предупреждали, в том числе окружение, что заигрывание с националистическим электоратом ведет в ряды маргиналов. Однако она упорно продолжала делать акцент на мало волнующих Центральную Украину темах украинского языка и аренды Черноморского флота.

Так что Юлия Владимировна получила то, что хотела: потеряла весь Центр и осталась лишь частично на Западе, который все равно никогда ее до конца не примет.

Есть, правда, у лидера «Батькивщины» два лучика света в темном царстве — Харьков и Запорожье, но вряд ли ей стоит обольщаться по этому поводу: тут речь идет о просчетах губернаторов, которые слишком понадеялись на авторитет Партии Регионов в этих городах, который, по их мнению, мог вытянуть наверх любую кандидатуру. Оказалось, что не любую.

Таким образом, местные выборы загнали ее «Батькивщину» в западно-украинское «гетто». Но оно столь же чуждо ей, как и регионалам: на Волыни и на Ровенщине за Леди Ю голосовали как за меньшее зло. Победы отдельных мэров‑бютовцев общей картины не меняют.

Сюрприз от «Свободы»

Рост показателей «Свободы» предполагался абсолютно всеми. Правда, мало кто мог предвидеть, что в итоге это может вылиться в четвертое место по стране, но главным все же для Олега Тягнибока является другое: его партия стала главным представителем всей Галиции. Она будет контролировать областные Советы в трех областях — Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской.

И если успех Тягнибока во Львовской области может объясняться проблемами «Батькивщины», то в Ивано-Франковской области проблем у Тимошенко не было, но она все равно проиграла. Секрет успеха «Свободы» в том, что она является наиболее последовательной из всех оппозиционных сил, которые топтались на поле националистического электората (а там собралась почти вся оппозиция).

Наблюдаемый переход Западной Украины к Олегу Тягнибоку в экспертной среде считается выгодным власти. Лидер «Свободы» с его националистическими убеждениям, в отличие от «всеядной» Тимошенко, не сможет вырасти в общеукраинского лидера, а значит, и не составит серьезную конкуренцию Януковичу и Партии Регионов.

Но «Свобода» вполне может основательно закрепиться на Западной Украине, став здесь реальной властью. А отсюда — один шаг до организации мощного сопротивления центральному правительству и роста сепаратистских настроений на Галичине. И не исключено, что Янукович (а вместе с ним и вся страна) еще наберется хлопот с «удобным» Тягнибоком.

Падение вверх

Компартия в очередной раз посрамила предсказателей из национал‑демократического лагеря: в то время, как сами они переместились в ряды маргиналов, бойцы Петра Симоненко увеличили свой электорат. КПУ оказалась единственной партией, которая смотрится органично в рядах нынешней власти. Ее избирателей не пугает «союз с олигархами из ПР», которые на самом деле являются работодателями сторонников КПУ.

Больше того, для многих избирателей Юга и Востока коммунисты по‑прежнему являются наиболее последовательной частью нынешней власти: в то время как ПР пытается играть роль «партии всей Украины», КПУ защищает гуманитарные ценности этих земель.

Успех Симоненко является зеркальным отражением показателей Тягнибока: так же как «Свобода» отражает настроения идейной части Запада, КПУ отражает настроения идейной части Востока и Юга. И чем больше ПР будет тянуть с выполнением своих гуманитарных обещаний (прежде всего, по правам русского языка), тем больше шансов у коммунистов будет на наращивание своего показателя. Это, конечно, в теории. Как будет на самом деле — покажет время.

Примечательно, что Компартии явно не хватило то ли сил, то ли воли. Если в Харькове сторонники проигравшего Авакова не преминули возможностью традиционно «помайданить», то в Крыму никаких акций протеста не последовало.

Даже в Луганске, где представители КПУ завоевали семь мэрских кресел, результаты выборов городского головы получились уникальными (с разницей в несколько десятков голосов, что вызвало много законных вопросов), Компартия ограничилась жалобами в прокуратуру и иском в местный суд.

«После того, как было выявлено еще два мешка с бюллетенями, которые сразу не были учтены, там оказалось на сорок три голоса больше в пользу Килинкарова. Но было сделано все, чтобы зачислить эти голоса в пользу другого кандидата. Для этого даже привлекли областное управление внутренних дел», — сообщил лидер коммунистов Петр Симоненко.

И что же?..

Иск был удовлетворен: в соответствии с принятым решением протоколы должны были «привести в порядок», а это уже склоняло чашу весов в пользу кандидата Килинкарова. Однако на сессии городского совета победителем официально объявили кандидата-регионала Кравченко, который там же принял присягу мэра.

Сам Килинкаров объяснил, что вся вина лежит исключительно на местных нехороших боярах, и он не имеет претензий к своим киевским «союзникам».

Единственным гласом вопиющего в пустыне была позиция Леонида Грача, которая традиционно не совпадает с генеральной линией партии. Конфликт крымских коммунистов с регионалами идет уже давно, и местные выборы стали его логическим продолжением: КПУ в Крыму просто разгромили.

Всю власть на полуострове жестко взяли в свои руки регионалы, которые, при рейтинге около 50 %, получили, благодаря мажоритарной системе, абсолютное большинство депутатских мест и почти все кресла городских и поселковых голов.

По словам Петра Симоненко, крымский реском КПУ выбрал тактику конфронтации, негативизма и критиканства, что, в свою очередь, привело к самым низким результатам голосования за коммунистов по всей Украине. Леонид Грач отверг обвинения в штрейкбрехерстве. «Я дам этому ответ на пленуме ЦК Компартии Украины. Дам теперь ответы на все вопросы. У меня теперь много их есть», — сказал он.

«Регионалы»

Правильнее было бы назвать так партии, для которых базовым является один регион. Например, «Единый центр» Виктора Балоги (с базой в Закарпатье) или «Фронт перемен» Арсения Яценюка. Имея ярко выраженный «свой» регион в виде Буковины, Арсений сумел получить и приемлемый результат в целом по стране.

Правда, на Яценюка во многом сыграл факт кризиса оппозиции — разочаровавшись в Тимошенко с Ющенко и не желая выбирать ни власть (и примкнувшего к ней Сергея Тигипко), ни радикального Тягнибока, часть «оранжевого» электората выбрала «хотя бы такую оппозицию».

Но самым ярким примером региональной партии является «Совесть Украины», которая получила двух мэров — в Виннице и Полтаве, а также показала хороший результат на выборах в Винницкий областной Совет. По сути, она является сообществом региональных элит, которые не хотят подчиняться какому‑либо центру в Киеве.

Банкроты

Речь, конечно же, о «Сильной Украине» Сергея Тигипко (4,3 %, хотя рассчитывали на более чем 10 %) и Народной партии Владимира Литвина (1,8 %).

Литвин уже давно позиционировал себя как «третью силу», но такая сила может быть «третьей» только до того момента, как приходит во власть. У Тигипко были другие проблемы. Во-первых, будучи в правительстве одиночкой, он получал лишь шишки вроде общей критики Налогового кодекса, который на него повесило «региональное» большинство.

Вторую и главную проблему вице-премьер себе создал сам — это проблема кадров. С одной стороны, как младший партнер, он во многих городах уступал Партии Регионов право вести своего мэра — а именно кандидаты в мэры на этих выборах становились главными локомотивами для своих партий.

С другой, во многих регионах Тигипко сделал ставку на весьма непопулярных людей с деньгами, которые принесли «Сильной Украине» финансовое благополучие (и возможность вести рекламу на широкую ногу), но отобрали у нее доверие, которым партия пользовалась изначально.

И для Тигипко, и для Литвина поражение на местных выборах будет иметь далеко идущие последствия. К примеру, Тигипко это может спровоцировать к уходу в оппозицию (чтобы сохранить свой рейтинг на критике властей), либо он может решить окончательно слиться с Партией Регионов, рассчитывая в отдаленном будущем стать официальным наследником Януковича.

Пока что Тигипко заявил, что в ближайшее время Украину ожидают реформы, в их числе пенсионную, которые нельзя назвать популярными. Об этом он сообщил, выступая на VI созыва Днепропетровского областного Совета: «Но если мы этого не сделаем, у страны нет будущего».

Литвину тоже нужно держаться за места во власти, потому что в будущем парламенте у его партии места нет (она не преодолевает 3 % барьер). Вся его нынешняя ценность для регионалов — в двух десятках голосов в Верховной Раде.

 << предыдущая статьязаграницаследующая статья >> 

Сергей Анин
Александр Карпухин
Василий Орленко
 
Павел Евдокимов
Владимир Дмитриев
Николай Орлов
Алексей Филатов
Ольга Егорова
Константин Крылов
Дмитрий Лысенков
Георгий Элевтеров
Андрей Коваль
Василий Теркин
Николай Лукьянов
Инга фон Кремер
Анна Ширяева




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru