СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 5 (165) МАЙ 2010 ГОДА

Андрей Борцов

ТРУД И КАПИТАЛ

 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

8 мая в России произошла очередная трагедия. Десятки человеческих жертв после взрывов на шахте «Распадская». И опять без ответа остался вопрос, что, собственно, значат в современной рыночной России человеческая жизнь и достоинство. Российское общество и государство разобрало факт трагедии со всех сторон, за исключением самой важной — морально-нравственной.

ТРУД И КАПИТАЛ

ТРУД

Первый взрыв прогремел на «Распадской» 8 мая в 23:50 в лаве 5А-6 18 на глубине свыше 200 метров. От взрывной волны обрушилась порода, и под землей оказались заблокированными 359 человек. К месту аварии выехали 9 групп горноспасателей Новокузнецкого отделения ВГСЧ. Вместе с бойцами междуреченского подразделения они начали поиск оставшихся под завалами шахтеров. К 3:25 9 мая из шахты вышли самостоятельно или при помощи спасателей 295 человек.

9 мая в 3.50 во время спасательных работ на шахте произошел еще один взрыв, по своей силе значительно превосходивший первый. Толчок почувствовали даже в Междуреченске, который находится в 15 километрах от «Распадской». Именно второй взрыв и вызвал сильное задымление в шахте. Он оставил под землей и 20 спасателей, спустившихся туда после первого взрыва.

Сейчас есть данные о 66 погибших и 24 человека считаются пропавшими без вести — их тела пока не нашли. Но, как понимаете, ситуация ясна…

Самое интересное: оказывается, «Распадская» является «лучшей шахтой в России», как заявил Иван Мохначук, председатель Российского профсоюза угольщиков:

«… Эта шахта лучшая в России. Там всё, что было предписано проектом отработки данных пластов, что было обязательно по правилам безопасности, по строительству шахты, — всё четко соблюдалось. На шахте было установлено самое современное оборудование, самое высокопроизводительное, современная система защиты, все необходимые датчики. Велась дегазация угольных пластов. То есть предпринималось все то, что, к сожалению, далеко не на всех шахтах делается. Поэтому в этом плане предъявить претензии к шахте было бы абсолютно неправильно».

Ему вторит газета «Кузбасс» от 11 мая 2010 года:

«На «Распадской» действительно самое современное импортное и российское оборудование. Все забои оборудованы современной автоматической системой аэрогазового контроля. Известно, что перед взрывом все датчики фиксировали, что метан был в норме. Пожалуй, единственное, чего не было на шахте, — системы поиска и обнаружения людей.… Это упрощает поисково спасательные работы после аварии — горноспасатели точно знают место, где находится человек».

Вот как оно все: оборудование по последнему слову техники, лишь слегка сэкономили на оборудовании для поиска пострадавших спасателями. Это же мелочь, лишняя такая…

В частности, на «лучшей шахте», по данным Междуреченского городского суда, Ростехнадзор в 2008 останавливал работу шахты в феврале (неисправность системы взрывозащитного орошения), в мае 2008 (для проведения очистных работ), дважды в июне (за отсутствие жестких барьеров на заезде с транспортного уклона на вентиляционный штрек и ниже заезда, двое рабочих получили травмы), в октябре (несоответствие правилам взрывобезопасности в выработках). В 2009 году подобные решения выносились пять раз.

Если ЭТО — лучшая шахта, то что же в других шахтах делается, а?!

При расследовании катастрофы выяснилось, что из 400 сигнализаторов утечки метана на 150 были обнаружены нарушения пломб. Это значит, что кто то скручивал датчики, чтобы они «не мешали работать».

Зачем? — удивится посторонний наблюдатель. Техника безопасности — она, как ни пафосно звучит, пишется кровью.

А все просто: на «Распадской» фиксировано меньше половины зарплаты, все остальное зависит от выработки. Деньги, на которые можно жить, зарабатывались лишь при перевыполнении плана. И надо учесть, что во время простоя шахты премий, понятно, нет.

Шахтеры de facto ставятся перед выбором: либо не зарабатывать на обеспечение семьи, либо работать с риском для жизни. Опасность становится привычной и как бы незаметной — и лишь иногда реализуется таким вот трагическим образом.

Капиталистический подход прост: поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии нерентабельно. Затраты на нее не обеспечивают немедленных крупных прибылей — и, следовательно, являются лишними с точки зрения капиталистической логики. Поэтому капиталисты практически не обновляют инфраструктуру, оставшуюся со времен СССР. «После нас хоть потоп»…

По подсчетам экономиста М. Делягина (2005 г) износ инженерных и коммуникационных сетей составляет в России 60 70 %, в т. ч. износ котельных — 54,5 %, водопроводов — 65,3 %, канализации — 62,5 %, теплотрасс — 62,8 %, электросетей — 58,1 %, водопроводно-насосных станций — 65,1 %, канализационных насосных станций — 57,1 %, очистных сооружений водопровода — 53,9 % и канализации — 56,2 %, трансформаторных подстанций — 57 %. Физический износ улично-дорожной сети превысил 52 %, мостов — 45 %, путепроводов — 56 %. 12 15 % жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте. В 2004 г. из за износа коммуникаций в жилищно-коммунальном хозяйстве терялось до 70 % тепла, 30 % воды, 18 % электроэнергии. За первое десятилетие реформ число аварий выросло в 5 раз.

Я поражаюсь запасу прочности, который закладывали еще при СССР, и отнюдь не в последние, «перестроечные», годы. Мы до сих пор во многом работаем на этом ресурсе. Но он не бесконечен.

Помните катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС?

Ни для кого не секрет, что РАО «ЕЭС» практически не финансировало организации, которые занимались диагностикой оборудования в отрасли. Техническое управление в РАО «ЕЭС России» было ликвидировано около семи лет назад, как и должности главных инженеров региональных энергосистем, при Чубайсе.

Трагедия в «Распадской» — это отнюдь не уникальное событие. Про Саяно-Шушенскую ГЭС я уже вспоминал, а вот вам свежее: 25 мая в Кузнецком районе Кемеровской области на 30 суток остановлены подземные горные работы на шахте «Алексиевская», где на прошлой неделе произошла авария, в результате которой были смертельно травмированы два подземных проходчика. Ростехнадзор выявил ряд нарушений: в частности, увеличение сечения горной выработки наклонного квершлага произведено без нормативно-технических документов; выдача нарядов на производство работ (по увеличению сечения горной выработки) производилась с нарушением требований положения о нарядной системе шахты и т. д.

Мы очень долго рассчитывали на прочность того, что было создано двумя-тремя предыдущими поколениями. При всей неприязни многих к «совку», понятно, что современные управленцы оказались неспособны справиться со сложностью поставленных исторической ситуацией управленческих проблем в техносфере.

КАПИТАЛ

Первый из двух стандартных вопросов: «Кто виноват?»

В эпоху перестройки пропагандисты «свободного рынка» описывали, как свободная игра спроса и предложения удовлетворит все человеческие потребности — для чего, будто бы, рынок и предназначен.

Ложь. Цель капиталистической экономики состоит не в удовлетворении человеческих потребностей, а в производстве прибылей для тех, кто этой экономикой управляет.

Капитализм переворачивает нормальную человеческую логику, логику здоровых человеческих потребностей с ног на голову. Трудом считается занятие, приносящее деньги, а не производящее нужные для физических или духовных потребностей людей вещи. Финансовый делец, не производящий ничего, кроме опустошений и нищеты, считается честным работником, причем гораздо более ценным, чем трудящийся.

Пока тенденция лишь намечена, но события неизбежно будут развиваться. Обычный человек будет получать минимальное образования, нещадно эксплуатироваться, и затем — выбрасываться на свалку.

Люди — это всего лишь ресурс для капиталиста.

Я не раз писал — и не устану повторять — что вся идеология капитализма сводится к максимизации прибыли. Улучшение жизни обычных людей — это отнюдь не следствие капитализма, а лишь вынужденная мера. Из-за появления Советского Союза, а затем — блока социалистических стран, капиталистическим странам пришлось заботиться о своем населении. Иначе привлекательность социализма была бы слишком очевидной. «Красная угроза» — вот причина зажиточности обывателя «развитых капстран».

«Старого доброго» капитализма уже нет и больше никогда не будет.

Про «Распадскую» известно, что она имеет задолженность около 300 миллионов долларов перед некоей ирландской компанией Raspadskaya Securities Ltd. Которая формально, как ни удивительно, не имеет никакого отношения к шахте. Некоторые эксперты полагают, что эти деньги истинные владельцы предприятия дали в долг сами себе, немало «накрутив» на такой операции.

Структура собственности шахты — вообще нечто туманное. Кому именно государство будет помогать справиться с последствиям аварии? Не вдаваясь в далекую историю приватизации (в свое время «Распадская» стала первым в стране предприятием, акционированным трудовым коллективом, как и кому потом «ушли» эти акции?), напомним, что в ноябре 2006 года в ходе IPO «Распадской» инвесторы смогли купить у основного на тот момент акционера компании — кипрской Corber Enterprises Ltd (до этого момента она уже владела 98 % акций шахты) — до 20 % акций. В результате бенефициарами кипрской компании на паритетных началах стали группа Evraz.

Отсюда и участие Романа Абрамовича в селекторном совещании с участием Путина, в ходе которого жители Междуреченска с удивлением узнали, что Абрамович имеет, оказывается, отношение к «Распадской». А также двое менеджеров «Распадской» — Козовой и Вагин, которые владеют своей долей тоже через оффшор — кипрскую Adroliv Investments Ltd.

Компания Evraz Group S. A., в свою очередь, зарегистрирована в Люксембурге, структура ее собственности непрозрачна, а российская компания «Евразхолдинг» является лишь ее мелкой составной частью. Собственник Evraz Group S. A — Lanebrook Ltd (72,39 %) Кипр, BNY (Nominees) Limited (27,61 %) Кипр. Оффшор на оффшоре.

Бенефициарами Lanebrook являются председатель совета директоров компании Александр Абрамов и её генеральный директор Александр Фролов (вместе — 50 %) и Millhouse (50 %, компания принадлежит Роману Абрамовичу).

На середину мая 2008 крупнейшими акционерами Evraz Group являлись: через кипрскую Lanebrook Роман Абрамович (36,44 % акций Evraz), Александр Абрамов (24,29 %), Александр Фролов (12,15 %) и Игорь Коломойский (9,72 %).

Как думаете, будут ли предъявлено хоть что то владельцам шахты? Вот и я так думаю.

Угольная отрасль вообще организована в РФ весьма своеобразно.

Шахты принадлежат частному бизнесу, но, когда что то происходит, они восстанавливаются за государственный счет. Тулеев говорил: мы восстановим, а «мы» — это область. Областной бюджет — это деньги тех же самых рабочих, которые платят налоги. Очень популярная схема: «национализация убытков и приватизация прибыли».

Что получается?

Частный бизнес выкачивает из шахт деньги. Год назад, когда был пик кризиса, шахтерам «Распадской» срезали зарплату на 40 %, а по акциям владельцы выплатили себе дивиденды в 1,2 млрд. руб. И еще посетовали, что сильно их сократили. А по итогам 2009 года, когда финансовая ситуация вроде бы улучшилась, дивиденды должны были составить 3,9 млрд. руб.

Частник выкачивает деньги, а когда что то случается, ремонт этой шахты осуществляется за счет государства. То есть у владельца шахты в принципе нет стимула обеспечивать безопасность, не говоря уже о развитии. Ситуация очень простая: владельцу шахты проще купить сотрудников технадзора, чем на деле обеспечивать безопасность.

А если что то можно и попросить помощи у государства. Вот на иллюстрации — запрос по «Распадской»:

Для справки. Геннадий Козовой — один из богатейших людей планеты, его состояние оценивается примерно в 950 миллионов долларов. Совладельцами «Распадской угольной компании» являются еще один долларовый миллионер Александр Вагин, чье состояние приблизительно равняется состоянию Геннадия Козового, и небезызвестный Роман Абрамович, обладатель 11,5 миллиардов долларов.

С протянутой рукой, ага. Ну не продавать же яхты, дворцы и футбольные команды?

Путин ознакомился с запросом и поручил в течение месяца проработать вопрос об оказании господдержки.

Это было бы хорошо, если бы одновременно с масштабным участием государства в восстановлении шахты, была бы оформлена доля государства в собственности.

Но, разумеется, этого не произошло. И как то не очень понятно, с какой радости деньги налогоплательщиков должны тратиться на решение проблем частного предприятия.

Более того, даже не ставятся вполне логичные вопросы по раскрытию структуры собственности, по оговоренным размерам инвестирования собственных средств в восстановление шахты, по другим обязательствам, в том числе по техническому обустройству шахты, по мерам безопасности, по социальной политике в отношении работников.

Однако, помимо трагических, но понятных событий, имеется и детективный оттенок.

Очень интересно поведение котировок акций шахты «Распадская» перед трагедией, на что обратил внимание М. Делягин. Котировки с 4 по 7 мая медленно дешевели — с 200 с лишним до 185 рублей за акцию. Это снижение было вызвано объективными обстоятельствами — как собственной переоцененностью акций, так и общим снижением рынка. Однако уже вечером 7 мая, буквально в последние час-два торгов, наблюдался обвальный сброс акций. То есть рынок буквально рухнул до 168 рублей за акцию, причем акции предлагали купить даже по 70 рублей, — просто уже не было покупателей. По сути, акции продавали по любой цене, от них панически избавлялись.

Простой вопрос: почему?

Что означает такая паника?

Возникает ощущение, что до катастрофы кто то на фондовом рынке узнал о ней и начал избавляться от акций. Причем избавляться панически — даже сейчас они стоят дороже, чем 70 рублей.

А теперь давайте вспомним события марта 2007 года, когда в Новокузнецке взрывается шахта «Ульяновская». Гибнут 110 человек. У владельца хотят купить акции, но он их не продает.

Спустя два месяца взрывается шахта «Юбилейная», гибнут 38 человек. Речь опять идет о человеческом факторе и вине владельцев шахты. Причем в качестве владельцев кемеровские власти называют исключительно Георгия Лаврика с его 40 процентами акций, а не «Евраз» с 50 %. Губернатор Тулеев прямо угрожает отзывом лицензии у всех угольных предприятий «Южкузбассугля» и говорит о необходимости смены собственника и увольнении всех топ-менеджеров. Рядом с Тулеевым стоит член совета директоров «Евраза» Александр Абрамов и заявляет, что он готов купить акции, принадлежащие Лаврику. Топ-менеджер соглашается, после чего все быстренько успокаивается.

Цена 40 процентного пакета акций — 148 человеческих жизней.

Что именно было с акциями шахты «Распадская» — не знаю; но, согласитесь, мысли навевает.

Особенно с учетом того, что сообщали о том, что изначально в больницу попал некто неизвестный, который чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы исчезнуть из больницы самостоятельно — и только потом выяснилось, что его никто среди горняков не знает и вообще раньше не видел.

ГОСУДАРСТВО

Наше государство сейчас фактически контролируется частным компрадорским капиталом, который никогда не допустит новой индустриализации. Частный капитал в России вырос на экспорте сырья и импорте всего остального. Развивать собственную промышленность, идти из за этого на конфликт с Западом, российский капитал не будет.

Но дело не только в сверхприбылях олигархов.

Нередко можно прочесть критику безответственности чиновников — мол, такой то виноват, и ему за это ничего не будет. Выше я перечислил держателей акций, т. е. собственников, которым даже обещали помочь, чтобы они не теряли доходы.

Обещания могут даваться правительством, но исправить ситуацию — это не просто пообещать.

Тенденция отчетлива: сокращение социальной сферы по всем параметрам. Уже прошла монетаризация льгот, уже давно высшее образование — платное, сейчас делают платным среднее. Бесплатная медицина вырождена, да и платная больше заботится о своей прибыли, чем о лечении пациентов (что логично с т. з. капитализма). Уже говорят о налогах на недвижимость, полученную бесплатно при СССР, по современным коммерческим ценам — что на практике означает неспособность платить такие суммы для пенсионеров и других малоимущих групп населения.

И это не только в РФ — во Франции собираются поднять пенсионный возраст, а в Германии сворачивают ряд социальных программ… Маска добродушности, надетая капитализмом, начинает потихоньку съезжать, обнажая оскал, который там был изначально.

ВЫВОДЫ

Эффективным собственникам нужны эффективные работники, которые будут быстренько подстраиваться: «а как именно вы теперь хотите нас эксплуатировать?».

Легенда о «среднем классе» долго поддерживалась, но нужда в ней отпала. Я не согласен с теми философами, которые утверждают, что история развивается по спирали, тут все проще: как только отчетливо исчез фактор сдерживания, капитализм отбрасывает «цивилизованность» и возвращается к «первобытности».

Прибыль — самоценность. Все остальное не имеет значения.

Работника, покалеченного или убитого, проще заменить, чем оплачивать соблюдение техники безопасности. Это сейчас, в особо распиаренном случае, возможно, будут достаточно значительные «гробовые». Но это исключение — большую ли компенсацию получили семьи погибших на Саяно-Шушенской ГЭС?

Идеал капитализма — это работник, которого родители обучают на какую либо узкую специальность, чтобы не был слишком образованным и не думал много, и который затем работает по этой специальности послушно и покорно. В случае закрытия производства и т. п. — безропотно переезжает на иное место дальнейшей эксплуатации, и вообще не озабочен понятиям «Родина», как большая, так и малая; в идеале — аполитичен и космополитичен.

После окончания срока эксплуатации быстро помирает, освобождая место для трудоспособных особей.

За время эксплуатации воспроизводится в количестве, достаточным для обслуживания производства и т. п. В случае сильного повреждения также быстро помирает — лечить, понятно, не выгодно.

Капитализм рассматривает население лишь как один из ресурсов. А ресурсы предназначены для того, чтобы их тратить, а не для того, чтобы о них заботиться.

Вот оно — наше будущее.

Нравится?

Единственное «противоядие» — это русский социализм. Даже не потому, что это «лучше», «справедливее» и так далее. Просто другого выхода нет — вот и все.

 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

 
Андрей Борцов
Дмитрий Кондряков
Леонид Смоляр
Григорий Чекан
 
Матвей Сотников
Николай Олейников, Федор Бармин
Александр Михайлов
Алексей Филатов
Павел Евдокимов
Матвей Сотников
Людмила Иванова, Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Федор Бармин
Григорий Чекан
Федор Бармин
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Георгий Элевтеров
Дмитрий Лимонов
Юрий Нерсесов
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru