СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 2 (162) ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА

В.Л. Дмитриев

СИСТЕМА БОЕВАЯ РУССКАЯ

 << предыдущая статьяспорт и не толькоследующая статья >> 

«Спецназ России» всегда высоко ценил российское оружие, русский боевой дух, и отечественную школу боевой подготовки. В этой связи приятно сообщить о готовой к изданию книге «Система боевая русская». В ней дан научный взгляд на историю рукопашного боя в контексте русской истории, где интересно переплетены историческая, практическая и психологическая основа русского рукопашного боя. Книга наполнена русской духовностью и подлинным патриотизмом коллектива авторов: двух офицеров спецподразделения ГРУ полковника Данилова В.П. и полковника Сергиенко С.И., на профессиональной основе занимавшихся разработкой и практикой применения рукопашного боя с переходом в огневой контакт.

Третий автор, офицер подразделения «Альфа» Дмитриев В. Л., не только проверил в бою их наработки, но и написал историческую часть, придав законченное содержание всему материалу книги. Русская боевая история всегда вызывала особый интерес у наших читателей поэтому «Спецназ России» на своих страницах представляет вам статью, написанную на основе материалов книги.

Прослужив в специальных подразделениях ГРУ и ФСБ более 20 лет и пройдя в их составе различные боевые операции, поневоле начинаешь переосмысливать боевую составляющую истории России. Остановимся на истории рукопашного боя и том, как он развивался у нас в стране. Практически позанимавшись каратэ, потом боксом, затем борьбой и поучаствовав в ближних боях первой Чеченской, а затем и захватах вооруженных преступников, начинаешь анализировать, когда и в какой степени они применимы. Следующим появляется вопрос: «А как это делали наши отцы и деды? Они что пользовались исключительно заморскими приемами? Но тогда как они смогли оставить нам в наследство такую богатую и большую страну?»

Почему то есть расхожее мнение, что Россия никогда не имела национального воинского искусства и рукопашного боя в частности укоренилось в массах. Так ли это на самом деле?

Молодая советская власть безжалостно уничтожала «наследие самодержавия», куда почему то попали народный кулачный бой и школы технической подготовки рукопашного и штыкового боя, применявшиеся в царской полиции и армии. Новая идеология отвергала все связанное с «угнетателями рабочих и крестьян», в число которых попали офицеры, казаки и другие носители воинских знаний. Но набранная из рабочих и крестьян красная армия с энтузиазмом преступила к овладению необходимыми на войне навыками. Рукопашный бой был в их числе.

В 1919 году выходит программа занятий по рукопашному бою в РККА. В этом же году утверждается «Руководство по штыковому бою». В 1923 году издается первое официальное руководство по физической подготовке, которое называлось «Физическая подготовка Рабоче-крестьянской Красной армии и допризывной молодежи». В нём были разделы: «Владение холодным оружием» и «Способы защиты и нападения без оружия». Поскольку старая школа подготовки во многом была утеряна, ее место занимали западный бокс, греко-римская борьба, и восточные дзюдо и джиу-джитсу. Зародившаяся спецслужба молодого государства ЧК и Народная Милиция не могли быть приемниками царской охранки и полиции, им требовалась своя система рукопашного боя и приемов задержания. Поэтому в начале 20 х годов прошлого века создаются спортивные секции, в которых изучают способы защиты и нападения без оружия, владение холодным оружием.

16 апреля 1923 года учреждено Московское пролетарское спортивное общество «Динамо» в котором работала секция самозащиты под руководством Виктора Афанасьевича Спиридонова. В 1928 году он выпускает книгу «Самозащита без оружия», в которой синтезирует джиу-джитсу с техникой французской борьбы. В 1930 году на кафедру «Защиты и нападения» ГЦИФК в качестве преподавателя факультатива по дзюдо был приглашен В. С. Ощепков. В учебную программу кафедры входило изучение основ спортивной тренировки по классической борьбе, боксу, фехтованию, штыковому бою и силовой подготовке. Именно в эти годы происходит объединение ударной и борцовской техники в единый комплекс прикладного характера.

В 1930 году для оперативных сотрудников ГПУ и милиции Н. Н. Ознобишиным было выпущено руководство «Искусство рукопашного боя». Автор критически оценил и сопоставил различные известные в то время единоборства. На основе личного опыта, а также обобщения английского и французского бокса, японской борьбы джиу-джитсу, опыта некоторых зарубежных полицейских систем Н. Н. Ознобишиным была разработана оригинальная комбинированная система.

Спиридонов впервые в мировой практике реализовал систему обратной связи, когда сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли специальные, «заранее заготовленные» анкеты, в которых они указывали способы и приемы, применявшиеся при задержании преступника.

Применять свои навыки на практике приходилось не только правоохранительным органам, но и Красной Армии.

События на озере Хасан и на Халхин-Голе, а также советско-финская война показали, что массированное применение рукопашного боя в современной войне маловероятно. Это война техники, моторов и маневра с огневым поражением. Финская война к тому же показала необходимость удобного теплого обмундирования, отсутствие которого из за морозов осложняло даже в разведке классическое применение рукопашного боя. В итоге финская война оставила очень мало примеров рукопашных схваток.

Начавшаяся Великая Отечественная война, отодвинула на дальний план развитие спортивного направления рукопашного боя. В развернувшихся баталиях применялся прикладной рукопашный бой. Эти схватки условно делятся на две категории:

— массовые схватки в общевойсковом бою;

— схватки при ведении разведкой налетов, поисков и засад.

Первая категория, хоть и показывала массовый героизм и жестокость войны, не требовала от рукопашного боя системности. Приходят на ум дерзкие схватки прижатых к берегу моряков севастопольцев, которые, когда оружие из за отсутствие боеприпасов становилось бесполезным, действовали прикладом, и пускали в ход все режущие, и колющие предметы, которые у них были. Вспоминаются штрафные батальоны, у которых одна винтовка на пятерых, впереди — укрепленный враг, а сзади — заградотряд. Вся их подготовка состояла из психологии. Сзади верная смерть как предателя и труса, впереди смерть как героя и воина со слабой возможностью остаться живым. И они шли, шли вперёд и побеждали. Спасибо им.

Профессионально готовили войсковых разведчиков и диверсантов. Их учили планировать схватки, проводить их осмысленно, добиваясь необходимой цели.

В разведку отбирали бойцов, умеющих думать, с хорошими физическими данными. За время войны система их подготовки была усовершенствована и хорошо отлажена. Систематизировать и описывать полученный опыт начали после войны. Так в 1945 году выходит пособие К. Т. Булочко «Физическая подготовка разведчика» в которой автор, используя военный опыт, описывает приемы и способы рукопашного боя. Причем почти все приведенное в книге не потеряло своей актуальности и сейчас.

Войска НКВД проявили себя не только в заградотрядах. Стоит вспомнить подразделения, называвшееся «войсками особой группы НКВД». В 1941 году подразделение было переименовано в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. В бригаде служило много видных спортсменов Советского Союза: стрелки, боксеры, борцы и т. д. Благодаря их опыту и навыкам проводились захваты пленных, налёты и засады на территориях захваченных врагом. Причем значительная доля бесшумно, только приёмами рукопашного боя.

В войне со Страной Восходящего солнца японцы даже не помышляли помериться силами в рукопашных боях с советскими воинами. Если такие схватки происходили, то победителями выходили наши бойцы. Упоминаний о практической пользе для японцев в этих схватках восточных единоборств нет.

По опыту прошедших войн определилось место рукопашного боя в подготовке воина, как средства физической и психологической подготовки. Рукопашный бой использовался для развития двигательных умений и навыков, правильного ориентирования в условиях ближнего боя, чтобы суметь первым произвести выстрел, бросить гранату, нанести удар холодным оружием, выполнить прием.

В ближнем бою в первую очередь применялось поражение противника огнем, а холодное оружие и приемы единоборств использовались только при внезапном столкновении с противником, при отсутствии боеприпасов или отказе огнестрельного оружия, при необходимости уничтожить противника бесшумно или при захвате в плен. Это побуждало бойцов мгновенно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, проявляя инициативу, действовать решительно и дерзко, целиком используя полученные практические знания.

Мирное время потребовало возрождения спортивного направления рукопашного боя. Руководством «Динамо» принимается решение о развитии борьбы самбо. В 1946 году один из основателей самбо А. А. Харлампиев был направлен на работу в «Динамо».

В связи с изменением в вооружении, технике, тактике, задачах и доктрине ведения войны изменяется и отношение в армии к занятиям рукопашным боем. Так, в «Наставлениях по физической подготовке» 1948 года, рукопашный бой и преодоление препятствий разделены на самостоятельные разделы, однако достаточно полных организационно-методических указаний по проведению комплексных занятий не дается. Кроме того, из раздела «Рукопашный бой» исключаются действия подручными средствами и приемы нападения и защиты без оружия.

С 1952 года в армии перестают проводиться состязания по спортивному рукопашному бою. В 1967 году в Советской Армии прекращается культивирование занятий по фехтованию на винтовках с эластичным штыком. В дальнейшем и до нашего времени спортивная работа по рукопашному бою в вооруженных силах проводилась мало. Это, в первую очередь, связано с последствиями военно-технической революции.

Вновь внимание к рукопашному бою вернули события на острове Даманском, где провокации китайцев носили массовый и регулярный характер. Китайцы стремились вызвать со стороны советских пограничников применение оружия. В результате чего завязывались жестокие рукопашные схватки. Вот как это описывает в своей книге «Кровавый снег Даманского», герой Советского союза, первый командир «Альфы» генерал-майор Виталий Бубенин, командовавший в тот период одной из погранзастав на данном участке границы: «От холода уже трудно было спасаться. Вот и придумали солдаты соорудить из кусков снежного наста, как из бетонных блоков, подобие крепости. Следующей ночью она уже стала главным местом дислокации нового наряда из 20 человек…… Уже через несколько минут более 30 китайцев бросились на штурм нашей «крепости». Это сражение чем то напоминало штурм осажденной крепости в период средневековья. Китайцы карабкались на довольно высокие, шириной до метра стены. Но получив увесистый улар прикладом, скатывались назад. Пытались проникнуть и через ворота крепости, но и тут тоже им доставалось… Наконец, нам все это надоело, и мы предприняли по всем правилам военного искусства контратаку. С криком «Ура», «За Родину, вперед» мы бросились на осаждавших нас китайцев. Скоро порядок на границе был восстановлен»

Участвовавшие в провокациях китайские военнослужащие имели хорошую подготовку как рукопашные бойцы. Наши пограничники также владели различными приемами и во время призыва прошли строгий отбор. Вот описание применения приемов китайцами: «В ходе драки, когда один из солдат пытался снять автомат из положения «за спину», несколько китайцев набросились на него и закрутили ему ремень от автомата на шее». Наши пограничники использовали превосходство в физической силе и ударную технику: «Младший сержант Илья Кобец, физически здоровый и сильный парень, бросался от одной группы дерущихся к другой…… Где прикладом, где кулаком он наводил ужас на китайцев». Вот как В. Бубенин описывает ночную схватку: «Мы выставили все автомобили посредине реки и включили все фары, ослепляя китайцев. Это здорово нам помогало. До глубокой ночи шло ожесточенное сражение. Треск дубин и прикладов, крики ярости и просьбы о помощи, стоны и мат- все слилось в сплошной рев. Вскоре обе стороны стали вытаскивать из этой схватки раненых и изувеченных. Картина жуткая. Никто никого не мог выбить с острова. Да и не стремились уже к этому. Мы просто дрались. Нападали и защищались, атаковали и отходили, падали и вновь поднимались. Порой было трудно разобрать, где свои, а где чужие». Хорошо описана одна из самых массовых драк: И вот началось. Тысяча отборных, здоровых крепких, разъяренных бойцов схватились в смертельной схватке. Мощный дикий рев, стоны, вопли, крики о помощи далеко разносились над великой рекой Уссури. Треск кольев, прикладов, черепов и костей дополнял картину боя. На многих автоматах уже не было прикладов. Солдаты, намотав ремни на руки, бились тем, что от них осталось. А громкоговорители продолжали вдохновлять бандитов. Оркестр ни на минуту не умолкал. Очередное ледовое побоище на Руси со времен битвы наших предков с псами-рыцарями.». В книге есть много детальных описаний индивидуальных и групповых схваток. Конфликт завершился применением танков и артиллерии, включая установки залпового огня «Град» и боевыми потерями с обеих сторон. Тем не менее всем стало ясно, что рукопашный бой по прежнему требует изучения и развития.

Страна входила в застойное, но относительно спокойное время. Отсутствие и не желание перемен в обществе сказывалось и на развитии рукопашного боя.

Тем не менее, с конца 60 х годов прошлого столетия в СССР появляется большой интерес к каратэ. Этот вид борьбы был завезен в нашу страну иностранными студентами, обучавшимися в советских вузах, сотрудниками зарубежных фирм, советскими специалистами, работавшими за границей.

Каратэ было постепенно легализовано. Официальные структуры то ведут с ним борьбу, то оказывают поддержку.

Вместе с развитием клубов по каратэ появляются школы и других восточных единоборств: кунг-фу, тэквондо, вьетво дао, айкидо, джиу-джитсу и т. д. Спортивные залы многих образовательных учреждений были переполнены желающими освоить «тайные системы» новых боевых искусств.

Это было время когда Брюс Ли снимал свои фильмы, перевернувшие отношение к боевым искусствам во всем мире. А в Советском Союзе они действовали лучше любой партийной пропаганды. Естественно, восточные единоборства ассоциировались с буржуазной идеологией и развивались медленно. Но развивались, и перерабатывались в понимании русского менталитета. Так А. Штурмин с Т. Касьяновым «русифицировали» карате перенеся восточную основу на русский менталитет. Позднее Касьянов пошёл дальше создав спортивный рукопашный бой, с приемами каратэ, бокса, бросками, подножками, подсечками и болевыми приемами. Причем рукопашный бой этого направления включал в себя приемы самбо, а Касьянов считает себя учеником А. Харлампиева.

Заслуга Т. Касьянова в формировании спортивного направления рукопашного боя несомненна. Создатели других направлений рукопашного боя тем или иным образом общались с ним.

В апреле 1990 года на базе ЦСКА был проведен всесоюзный учебно-аттестационный семинар для тренеров преподавателей боевых искусств. В котором приняли участие 70 военных инструкторов. На нем делалась попытка популяризировать в среде военнослужащих и правоохранителей модернизированный Касьяновым рукопашный бой. С одной стороны, инструктора не были готовы принять новые требования, с другой стороны, восточная основа не подходила под армейские требования, вследствие чего большого успеха достигнуто не было. На семинаре присутствовал и А. А. Кадочников, который имел свой взгляд на рукопашный бой.

Кадочников первый в мире применил инженерный подход к построению рукопашной схватки. Сведения о нем как кубанском самородке, возрождающем русские боевые системы, относятся к середине 80 х годов прошлого века. Он работал преподавателем теоретической механики в Краснодарском Ракетном училище, где подвел научную теорию под практику различных действий в рукопашном бою. Ему также удалось то, чего безуспешно добивался Т. Касьянов. Его инициативная группа выполняет научно-исследовательские работы по заказу генерального штаба министерства обороны. Практической базой для отработки методик становится нештатная рота разведки училища, сформированная по инициативе все той же группы единомышленников.

Специальные подразделения вообще не делают ставки на какую либо систему, а используют наиболее подходящий им комплекс приемов из разных видов борьбы. Именно так поступают составляя программы боевой подготовки в спецназах ГРУ и ФСБ.

Иногда такое совмещение приводит к появлению новой боевой системы. Так, самбо было синтезировано из элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза, таких как, грузинская чидаоба, узбекский кураш, азербайджанское гурассу, армянский кох и, не постесняемся назвать японского прародителя, дзюдо. В интернациональное время это приветствовалось и было правильным.

Расцвет популярности восточных боевых искусств, совпавший по времени с распадом Советского Союза, заставил по новому поглядеть на историю России и искать корни национальных боевых искусств.

Так мы узнали о возрождении славяно-горицкой борьбы, бузы, скобаря, коло, велесовой борьбы, сибирского вьюна и других. Для братской Украины характерно развитие казачьих стилей: запорожский спас, боевой гопак, казачий приклад.

Хороший мастер сможет из традиций, принципов и дошедших до нашего времени приёмов сложить стройную систему. На этом пути домысливания и заимствования неизбежны. Не важно, сколько в первооснове, западного, восточного и исконно русского, главное чтобы система была, высокого уровня и имела сложившуюся концепцию.

Русская боевая система подвижна по сути и сложилась на основе анализа и практической проверки вариантов наиболее эффективных действий в рукопашном бою. Учитывая, что в современном мире рукопашный бой применяется редко, подход расширен на условия ближнего боя. Но только знание истории русского рукопашного боя поможет обрести ему законченный вид, а нам — поверить в собственные силы.


 << предыдущая статьяспорт и не толькоследующая статья >> 

Егор Холмогоров
 
Николай Поляков
Николай Поляков
 
 
Юрий Нерсесов
Федор Бармин
Юрий Астанин
Федор Бармин
Матвей Сотников
Павел Евдокимов
 
Павел Евдокимов
Николай Поляков
Павел Евдокимов
Котэ Шавишвили
Андрей Борцов
Юрий Нерсесов
Егор Холмогоров
Андрей Борцов
Георгий Элевтеров
В.Л. Дмитриев
Андрей Борцов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru