СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 2 (162) ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА

«АЛЬФА - КРАСНОДАР» - 20 ЛЕТ

 << предыдущая статьяассоциацияследующая статья >> 

В преддверии 20-летия Краснодарской Региональной Службы Специального Назначения мы беседуем с председателем краснодарской краевой общественной организации «Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа-Краснодар» Жметкиным Геннадием Савельевичем, который стоял у истоков создания Краснодарской «Альфы» и прошел вместе с ней насыщенный боевыми событиями путь.

«АЛЬФА - КРАСНОДАР» - 20 ЛЕТ

— Геннадий Савельевич, расскажите про момент зарождения подразделения.

К концу 80 х годов руководству КГБ СССР становится понятна необходимость создания подразделений по борьбе с терроризмом в регионах. Начавшаяся перестройка всколыхнула межнациональные, экономические и социальные проблемы, которые мощной волной терроризма, сепаратизма и военными конфликтами захлестнули окраины страны. В закавказских республиках и на северном Кавказе начались волнения. В Нагорном Карабахе разгорался вооруженный конфликт. Московское подразделение находилось далеко и не всегда успевало быстро реагировать на возросший объем задач. Необходимо было подразделение, находящееся в непосредственной близости с происходящими событиями, сотрудники которого знают особенности региона и менталитет людей его населяющих. Так было принято решение о создании 13 го отдела Группы «А» с дислокацией в г. Краснодаре, о чем 3 марта 1990 года состоялся приказ КГБ СССР № 0031.
Московское подразделение к этому времени уже имело 16 летнюю историю, опыт боевых операций и организации текущей жизнедеятельности. Всё это помогло в создании и становлении Краснодарского отдела, но и трудностей тоже хватало. Не было своего тира, стадион и полигоны находились на значительном удалении от подразделения, а сам отдел располагался на конспиративной квартире. Нам помогала молодость и энтузиазм сотрудников, которыми мы восполняли пробелы в знаниях и трудности боевой подготовки. В суровых буднях боевой учебы к 1991 году отдел был в основном сформирован и насчитывал 25 человек. Особо хочу сказать о первом командире Краснодарской «Альфы» — полковнике Кузнецове Геннадии Андреевиче. Он участвовал в штурме дворца Амина (Афганистан). Это была хорошая школа боевого и организационного опыта. Большое спасибо за тот вклад, который он внес в подготовку первых сотрудников. Не забывало нас и Московское подразделение, проводившее на своей базе регулярные сборы по оттачиванию снайперской, минно-подрывной и другой специальной подготовке.

— А какими были первые операции?

Разными по сложности и условиям проведения. Первые операции отдела проводились в основном по краю и заключались в захвате или задержании особо опасных преступников или членов бандитских групп, но были и выезды в Карабах, для обеспечения безопасности оперативно следственной группы КГБ.
Кавказ забурлил обострившимися национальными проблемами и всплеском террористических актов, выражавшихся в захвате заложников на транспорте. Личный состав отдела неоднократно привлекался для освобождения заложников. В одних только Минеральных Водах подобные операции проводились трижды. В одной из таких операций сотрудники отдела летели на вертолётах за вертолётом с террористами, который приземлился в Чеченской республике в районе населенного пункта Шали. Сотрудники десантировались посадочным способом и провели успешный захват террористов, пытавшихся скрыться с огромной суммой денег в иностранной валюте. В результате операции террористы были захвачены и получили законное наказание, а деньги возвращены государству. Особый риск и смелость операции заключалась в том, что территория Чеченской республики уже не контролировалась Россией и само присутствие там российских правоохранителей, не говоря уже об операции, считалось опасным.

— Кто были первые сотрудники и откуда они попадали в подразделение?

До 1992 года подразделение комплектовалось только сотрудниками, служившими в Пограничных войсках и оперативных службах Государственной безопасности. Причем шли они в подразделение по зову сердца и совести. Распад СССР, неопределённый в новой России статус органов безопасности, вывод из их состава «Альфы» не обещали стабильности и больших зарплат сотрудникам. А начавшийся бандитский беспредел, перераспределение собственности в стране начала 90 ых делало службу рискованной. Почти каждый день проводились мероприятия по задержанию вооружённых бандитов. При выполнении подобных задач формировалась и оттачивалась Краснодарская школа антитеррора.
В 1992 году начинается отток на родину сотрудников, не пожелавших оставаться в отделившихся республиках. В результате отделения Казахстана из Алма-Атинского отдела для дальнейшего прохождения службы прибыло 10 сотрудников, которые органично слились с Краснодарским коллективом. Среди них был назначенный на должность командира, взамен ушедшего на работу в другое ведомство Кузнецова, Волосников Александр Викторович. Под его руководством подразделение пережило сложные девяностые и Чеченскую войну. На его долю, как командира выпали сложные и ответственные решения, которые оказались правильными и были достойно воплощены в жизни. Казахстанцы привезли с собой среднеазиатский юмор и сильные наработки Алма-Атинской школы антитеррора. У ребят был большой опыт в освобождении заложников, захваченных на транспорте. Этот опыт в скором времени стал востребован на Кавказе. Освобождать заложников, захваченных в самолете, автобусе и автомобили приходилось не единожды.
Пестрым был и остаётся национальный состав Краснодарской «Альфы», в ней служили или служат представители не только русской, но и казахской, узбекской, туркменской, украинской национальностей, а также представители Кавказских народов. Естественно все они являются гражданами России, а вообще подразделение живет особым воинским братством, построенном на выручке, взаимопомощи и профессионализме. Если не знать о пестром национальном составе, то заметить его невозможно.
Первые сотрудники заложили основу традиций, которые передаются молодым бойцам. Сформированный в начале 90 х годов костяк подготовил базу последовавших славных дел Краснодарской «Альфы». Многие из тех, кто создавал отдел уже не служат, но связь с подразделением они поддерживают и каждый из них гордится годами, отданными службе в «Альфе».

— Принимали ли Вы участие в первой чеченской кампании?

Любое трагическое событие на Юге страны прямым или косвенным образом касалось нашего подразделения. С началом первой Чеченской кампании сотрудники отдела неоднократно выезжают в зону боевых действий для проведения специальных операций и охранных мероприятий. Практически до окончания войны находятся на территории республики.
Неизгладимый след в памяти сотрудников оставили чудовищные по своим масштабам террористические акты в Будённовске, Кизляре и Первомайском. Учитывая территориальную близость, Краснодарцы одни из первых оказывались в самой гуще событий. Сторонними наблюдателями они не были.
В Будённовске нам удалось ворваться в захваченную террористами больницу. Но из за сильного сопротивления боевиков на других участках мы не смогли закрепить успех и вынуждены были отойти. При штурме больницы я получил ранение.
События в Кизляре и Первомайском, когда банда Радуева совершила свою кровавую вылазку, потребовали от нас напряжения всех сил. Несколько раз осуществлялся штурм захваченного бандитами села, были сложности взаимодействия с другими подразделениями, участвовавшими в штурме, была тыловая неразбериха, паралич командования и много других негативных моментов. Все это отражалось на действии группы. Но в личной смелости и мужестве бойцам отказать было нельзя.
Общие выводы были сделаны и в тренировки подразделений ввели элементы действий в составе больших подразделений.
Было много охранным мероприятий, но в целом коэффициент полезного действия органов безопасности в первой кампании мог быть значительно выше. Это проблема осуществлявших тогда руководство людей, но страдали от этого и мы, и успех общего дела.

— Скажите, во второй чеченской кампании были учтены эти ошибки?

Да были. Для нас вообще не было паузы между кампаниями. В период между 1996 и 1999 годом Краснодарская «Альфа» постоянно выезжала в приграничные с Чечнёй районы и находящиеся рядом Кавказские республики. Именно в этот период группа понесла первую и единственную безвозвратную потерю. Так в 29 мая 1997 года в г. Майкопе при штурме квартиры, в которой засели террористы погиб прапорщик Александр Демин. На входе в квартиру бойцов встретил автоматный огонь, а на лестничную площадку полетела граната. Александр заслонил собой товарищей, приняв пули на себя. А затем закрыл своим телом гранату. Бронежилет такой нагрузки не выдержал. Александр скончался, не приходя в сознание на пути в больницу. Указом Президента прапорщик Дёмин Александр Владимирович посмертно был награжден орденом Мужества. По решению администрации Краснодарского края одна из улиц столицы Кубани названа его именем.
Что касается непосредственно второй чеченской кампании, то так её называют в основном в СМИ, а на военном языке это контртеррористическая операция. В самом названии заложен смысл нашего применения и активного участия. Благодаря правильной организации и учету ошибок прошлых лет применение спецподразделений ФСБ было эффективным и правильным. Всё это сказалось на общем успехе. Удалось справиться с бандподпольем без жертв со стороны мирного населения и малыми потерями.

— Скажите, какая операция считается наиболее известной и удачной?

Удачных операций много, а вот известных единицы. Наиболее известной является захват Краснодарской «Альфой», совместно с Московской, одиозного главаря террористов, Салмана Радуева. По сути, дерзким налетом он был скрытно захвачен под носом у своих подельников и вывезен за пределы республики. Для Краснодарцев было делом чести захватить его, потому что после событий в Кизляре и Первомайском сотрудники имели личные счёты с ним и его бандой. Детали операции до настоящего времени являются секретом. Могу только сказать, что удалось определить его место нахождения, скрытно приблизиться, быстро и бесшумно произвести захват Радуева и его подручного. Ребята шли на осознанный риск, к счастью, всё прошло удачно. Впоследствии участники операции получили заслуженные награды.

— Охватывая взглядом двадцатилетний период существования отдела, какие вы видите изменения в уровне подготовки бойцов и их техническом оснащении?

За 20 лет все сильно изменилось. Если сравнивать бойца начала 90 х прошлого века и начала 2010 года, это одновременно похожие и разные люди.
Похожи уровнем физической подготовки, преданностью России и готовностью к самопожертвованию. Не изменились моральные принципы и уровень боевого духа. Сохранились в неизменности традиции, заложенные в период формирования подразделения.
Разные, по уровню технической подготовки и по расстановке акцентов в методиках тренировок. Это обусловлено новыми вызовами современности и общим укреплением России как государства. Терроризм 90 х был не столь изощренным, методы бандитов заключались в захвате заложников на транспорте или административных и жилых зданиях. Тогда мы тренировались противодействию подобной тактике, и у нас это получалось. Сейчас террористы стали более изощренные в методах, появилось организованное на основе религиозного экстремизма бандоподполье. Методы борьбы с терроризмом стали другими. Значительно возрос уровень технического оснащения бойца. Появились специализированные водолазные и парашютные группы. Улучшилось качество стрелкового вооружения, систематизирована в масштабах страны боевая подготовка. Краснодарцы не чувствуют себя в изоляции от Московского, Питерского или Владивостокского подразделений. Идёт постоянный обмен опытом.

— Спрашивая о подразделении, нельзя не спросить о командирах. Какими качествами они обладали, как влияли на деятельность подразделения?

Вне всякого сомнения, личность командира оказывает влияние на все подразделение и его деятельность. Двадцать лет назад детально отработанных методик тренировок, форм проведения занятий и материальной базы было мало. Командир должен был выступать не просто администратором, но и человеком который на основании своего личного опыта, интуиции и руководящих документов определяет всю жизнедеятельность подразделения. Первый командир подразделения, полковник Кузнецов Геннадий Андреевич такими качествами обладал в полной мере. С 1974 года в группе «А» КГБ СССР. За 16 лет службы в подразделении он получил большой профессиональный опыт. Он участвовал в различных операциях Московской «Альфы», в том числе и легендарном штурме в составе группы «Гром» дворца «Тадж-бек» (дворец Амина) в декабре 1979 года. За эту операцию награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Откомандированный в 1990 году в г. Краснодар для создания регионального отдела группы «А» Кузнецов осуществляет создание подразделения. Благодаря его жизненному опыту все традиции, особенности служебной деятельности и методики тренировок, существовавшие в Москве, закрепляются и получают импульс для дальнейшего развития на Краснодарской базе. До 1992 года он руководил подразделением.
Вторым командиром стал полковник Волосников Александр Викторович, девять лет он проработал оперативным сотрудником КГБ Казахской ССР, с 1990 года по 1992 год был заместителем начальника регионального подразделения «Альфа» в г. Алма-Ата, с таким багажом за плечами он возглавил в 1992 году уже существовавшее два года региональное подразделение по борьбе с терроризмом в г. Краснодаре.
Он, как и Кузнецов, имел личный боевой опыт, в Казахстане принимал участие в штурме автобуса, захваченного террористами в г. Чимкенте. Именно ему в Краснодарском подразделении выпало руководить почти всеми операциями лихих девяностых. С 1995 года я стал заместителем начальника подразделения и совместно с Волосниковым планировал и осуществлял операции первой чеченской и мероприятия освобождения заложников, захват которых в то время случался часто. Хочу отметить его личную смелость и мужество. Юмор, смелые действия и забота о подчиненных в стрессовых ситуациях всегда укрепляли уверенность и помогали находить выход в казавшихся проигрышными ситуациях. С 2001 года и до трагической смерти, он служил в Центре специального назначения ФСБ России (г. Москва).
Полковник Прокопович Вячеслав Петрович, сменивший Александра Викторовича на посту руководителя подразделения с 1994 года в Краснодарском отделе группы «А». С 1997 года сформировал и возглавил отделение в г. Сочи. С февраля 2001 года начальник Региональной Службы специального назначения Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Участвовал в специальных операциях и оперативно-боевых мероприятиях по освобождению заложников в Будённовске, Первомайском, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане, Чечне. Награждён Орденом Мужества, медалью «За боевые заслуги», медалью «Жукова» и другими наградами.
Я не имею морального права давать оценку его деятельности на посту командира, поскольку, пока он является действующим сотрудником, это исключительная прерогатива вышестоящего начальства.

— Последний вопрос вам как председателю краевой общественной организации «Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа-Краснодар». Скажите, чем занимается Ассоциация и как взаимодействует с действующим подразделением?

«Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа-Краснодар» создана в 30 ноября 1995 году и имеет неразрывную связь с Московской международной ассоциацией ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», которая появилась на три года раньше, в один год с действующим краснодарским подразделением, т. е. в 1992 году, как закрытая корпоративная организация. Ветеранское сообщество — это ведь единое целое, замкнутая корпоративная структура, объединённая общим именем и историей. Более того, это единая информационная и духовная система.
Московской ассоциации удалось применить «альфовские» навыки к задачам общественной жизни, так что у нас была возможность использования моральных и духовных принципов боевого братства, на которых основывалась ассоциация в Москве. Со временем сотрудничество расширилось, перешагнув ведомственные и международные границы.
Так, принципами мужества, чести и совести, закрепленными риском и кровью, пролитой бойцами «Альфы» в боевых операциях, объединённые в единое целое ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа-Краснодар», Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», региональные общественные организации ветеранов Группы «А» Хабаровска и Екатеринбурга, а также ассоциации ветеранов подразделений антитеррора в Казахстане, Украине, Белоруссии. Боевое братство сильнее национальных границ…
Если говорить непосредственно об Ассоциации «Альфа-Краснодар», то история её появления и дальнейшего существования связана с действующей Краснодарской «Альфой».
За 20 лет существования группа понесла невосполнимые потери. В Майкопе, в ходе специальной операции погибает Демин А. В. Уходят из жизни, потерявшие на службе здоровье Аманов С. М., Мухаметов В. В., Морозов А. В. Трагически гибнут Лисовский В. Г., Евтушенко С. В., Саленко А. И. и Дедов Н. А. В ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, ряд сотрудников получает ранения различной степени тяжести. Некоторые из них по состоянию здоровья уже не могут вернуться в группу. К этому же времени часть ветеранов, выслуживших установленный срок службы, ушли в запас, где столкнулись с проблемой адаптации к гражданской жизни.
8 октября 2009 года при исполнении служебных обязанностей умер бывший командиром с 1992 по 2001 год полковник Волосников А. В. Не выдержало душевных и физических нагрузок сердце. Он похоронен в Краснодаре, где находится его любимое подразделение, а он пользуется неувядаемой славой и заслуженным авторитетом. Вечная ему память.
Не секрет, что разница между службой и жизнью вне службы огромная. На службе подавляющее большинство окружающих вас людей с высшим образованием, едиными моральными принципами и гражданской позицией. В гражданской жизни приходиться сталкиваться со всеми проявлениями и слоями современного общества от депутатов до уголовников. Весь этот комплекс проблем заставил бойцов группы по новому посмотреть на деятельность Ассоциации и более сплоченно объединиться вокруг нее.
На сегодняшний день Ассоциация является организацией, в которой объединились бывшие и действующие сотрудники подразделения, идентифицирующие себя патриотами России, считающие годы, отданные службе в подразделении, лучшими годами жизни. Они помогают друг другу и действующему подразделению в решении социальных вопросов. Ни один из раненых сотрудников и семьи погибших не обделены вниманием и заботой Ассоциации. Им постоянно оказывается моральная и материальная помощь. Действующие сотрудники знают, что их семьи не будут брошены на произвол судьбы, а получат надежную защиту и помощь. Это самый главный вклад Ассоциации в укрепление морального духа подразделения.
Действующему подразделению Ассоциация помогает в приобретении современных технических средств и организации соревновании. Так международные «соревнования снайперских пар» зарождались, проводились и проводятся благодаря организационной и финансовой поддержки Ассоциации. Другие мероприятия также не проходят без нашего участия. По сути, связь между действующим подразделением и Ассоциацией неразрывна. Само существование Ассоциации, её практическая польза действующему подразделению и ветеранам — наш вклад в укрепление России.

Беседовал В.Л. Дмитриев

 << предыдущая статьяассоциацияследующая статья >> 

Егор Холмогоров
 
Николай Поляков
Николай Поляков
 
 
Юрий Нерсесов
Федор Бармин
Юрий Астанин
Федор Бармин
Матвей Сотников
Павел Евдокимов
 
Павел Евдокимов
Николай Поляков
Павел Евдокимов
Котэ Шавишвили
Андрей Борцов
Юрий Нерсесов
Егор Холмогоров
Андрей Борцов
Георгий Элевтеров
В.Л. Дмитриев
Андрей Борцов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru