СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 1 (160) ЯНВАРЬ 2010 ГОДА

Юрий Нерсесов

СИНИЙ СТАЛИН НА КРАСНОМ ДРАКОНЕ

 << предыдущая статьякультураследующая статья >> 

Самый дорогой и кассовый фильм мира перессорил российских патриотов.
С первых же дней проката снятый с применением новейших электронных технологий фильм Джеймса Камерона «Аватар» по темпам сбора начал обгонять прежнего мирового рекордсмена — снятый тем же Камероном «Титаник». Картина о разлучённых холодным айсбергом возлюбленных собрала за все время проката 1 845 034 188 долларов, а последнее камероновское творение побило этот рекорд менее чем за два месяца. В России рекорд «Титаника» уже превышен многократно: более 100 000 000 долларов против 5 200 000!

СИНИЙ СТАЛИН НА КРАСНОМ ДРАКОНЕ

Конечно, количество российских кинотеатров за 12 лет изрядно выросло, а доллар наоборот обесценился, но «Аватар» в отличие от «Титаника» вызвал настоящий взрыв страстей среди политически активных граждан. Обитатели интернета, ранее ссорившиеся то из за белых и красных, то из за православия и язычества, теперь оказались по разные стороны баррикад из за вымышленной войны на планете Пандора.

По мнению противников «Аватара», картина отражает точку зрения сторонников всемирной глобализации, учит белых людей предавать свою расу в пользу цветных и в этой связи напоминает вышедший на экраны несколько раньше «Район № 9» другого американского режиссёра Нила Бломкампа. Недаром отрицательные герои сплошь белые, а среди положительных заметны негр, индус и латиноамериканка, при том, что большинство их и вовсе синекожие инопланетяне с хвостами.

Общего между фильмами, на самом деле, немного. У Камерона, если позабыть о переносе действия в космос, мы увидим очередной пересказ истории о жадной корпорации, изгоняющей благородных дикарей из родной деревни, чтобы поживиться находящимися на их земле полезными ископаемыми. В решающий момент самый крутой буржуйский наемник, влюбившись в прекрасную папуаску, переходит на сторону ее племени, и, организовав туземных воинов, показывает оккупантам кузькину мать.

Точно по такой же схеме были выстроены десятки других лент, типа «Солдата удачи» с Дольфом Лундгреном. Разница лишь в том, что герой, получающий грошовую пенсию инвалид-морпех с парализованными ногами, в ходе фильма переносит своё сознание в искусственно созданное тело пандорского туземца.

Особенно фильм Камерона напоминает снятую ещё в 1952 году американскую картину «Большие деревья». Там действие происходит не в 2157 году на планете Пандора, а лет за двести до того, на западе США, и война идет не с хвостатыми обитателями джунглей, а с ортодоксально-протестантской деревней не то баптистов, не то квакеров, но все остальное очень похоже.

Аборигены, почти обожествляющие растущие рядом с их домами гигантские секвойи; распальцованная полукриминальная фирма, желающая их вырубить; главный герой в исполнении Керка Дугласа, плюющий на бизнес ради сердца прекрасной квакерши; трагическая смерть отца возлюбленной и финальный разгром захватчиков.

Конечно, компьютерной графики в «Больших деревьях» нет и в помине, но фильм смотрится до сих пор. Секвойи величавы, поезд под откос летит красиво, Дуглас обаятелен, а эпизоды, связанные с американским судопроизводством, смешны до икоты и хоть сейчас могут быть использованы для практических занятий по юриспруденции.

В финале, как и положено — последний бой. Благостные квакеры, сокрушаясь о жестокости грешного мира, с грустью достают из сундучков заныканные винчестеры, а одна девица героических пропорций прекрасно обходится без ствола. Разнеся наймиту корпорации голову камушком размером с хороший арбуз, она садится на орудие убийства, вытирает вспотевшее лицо платочком, и, гордо глядя на восхищенных подруг, нравоучительно произносит: «И никакой, сестры мои, это не грех!».

Изящная синекожая обитательница планеты Пандора в «Аватаре», нашпиговав тушку американского полковника отравленными стрелами, ограничилась торжествующим рычанием, однако суть у нее та же: «Я девушка мирная, никуда из лесу не лезу, но ежели какая сволочь сунется, зараз глотку порву!».

Именно пропагандой подобного — традиционалистского, но неагрессивного мироощущения фильм Камерона отличается от «Района № 9». Там тоже разоблачался жадный олигарх и его наймиты, но тараканоподобные инопланетяне не копошились у себя, а «поналетели» на землю и стали на ней свинячить.

В отличие от симпатичных пандорцев, здешние пришельцы тошнотворны на вид, тупы, вороваты, агрессивны, грязны, неудержимо плодятся, а в отличие от гастарбайтеров еще и ничего не делают. Столь неприглядными особями правят немногочисленные интеллектуалы, но они куда то исчезли и землянам приходится иметь дело исключительно с межзвездным быдлом.

Однако уже по первым эпизодам можно было предположить, что люди окажутся еще хуже, за исключением готовых погибнуть за счастье космических уродцев. Так и получается. Земляне с криками «Поналетели тут!» требуют выселить пришельцев из лагеря в пригороде Йоханнесбурга. Корпорация проводят над ними изуверские опыты. Мафия грабит и убивает. Бездушно относится к креветкам и главный герой — неказистый клерк с мерзкими усиками, похожими на гитлеровские. Но ближе к середине картины в ходе обыска одной из креветковых хижин усатый бюрократ обливается какой то черной гадостью, — и дальнейшее предугадывается без труда.

Постепенно мутируя в креветку и став жертвой бывших коллег, недостойный представитель офисного планктона проникается проблемами новых соплеменников и решает пожертвовать жизнью ради обнаруженного среди пришельцев интеллигента и его маленького креветенка, слегка напоминающего спилбергского инопланетянина.

В финальных кадрах окончательно перевоплотившись, изуродованный, но одухотворенный герой делает для бывшей жены металлическую розочку, а зрителям предлагается умиленно сморкаться в платочки и подавать, не скупясь, нашим «креветкам». Вы каждый день можете наблюдать, как они таскаются по вагонам метро с жалостливыми призывами: «Граждане поможите…», в свободное от «работы» время снабжая страждущих наркотой.

Подобное кино действительно вредно и сейчас характерно, прежде всего, для Западной Европы, откуда косяком идут разного рода «Ямакаси», и прочие картины о трагической судьбе несчастных мигрантов, которые просто вынуждены убивать и грабить! Потому что жизнь тяжёлая, а французские и немецкие аборигены в душе сплошные фашисты!

В отличие от бломкамповских креветок жители Пандоры никуда не лезут. Напротив, это к ним прибыли, чтобы согнать с родных мест и уничтожить общее для всего народа святилище, являющееся одновременно центром взаимодействия биосферы и духовной связи ее обитателей. Критики утверждали, что минерал, ради которого началась война, жизненно необходим для вымирающего человечества и добывается в его интересах. В этом случае рассуждения о гуманизме и вправду можно оставить. Однако ничего подобного в фильме нет.

На Пандору прилетели представители транснациональной корпорации с американскими именами под охраной американской морской пехоты. Причём на Земле США застроили под себя весь остальной мир, довели планету до жесточайшего кризиса, а сопротивляющихся беспощадно давят.

В первых же эпизодах командующий морпехами полковник с гордостью сообщает, что его ни разу не ранило во время зачистки Венесуэлы, а операция на Пандоре называется «Шок и трепет», как и вторжение в Ирак в 2003 году. (В русском переводе это название как то скромно пропустили). Минерал уже добывается, и речь идёт только о расширении проекта. При этом представитель компании ни слова не говорит о том, что без пандорских недр человечеству конец, — речь идёт исключительно о неудовольствии акционеров сокращением дивидендов.

Поэтому, когда глава наймитов корпорации клеймит главного персонажа за предательство человеческой расы — это дешевая демагогия. Даже с формальной точки зрения инвалид подчиняется не корпорации, а начальнице научной экспедиции, работающей на Пандоре, которая категорически против силовой акции. После изгнания с планеты захватчиков, учёные на ней остаются, а значит и сохраняется возможность диалога с неподконтрольными транснациональным монстрам землянами.

Диалог этот необходим, поскольку и земная цивилизация, похоже, заходит в тупик и обитатели Пандоры не так уж совершенны, как кажется на первый взгляд. Их общество абсолютно гармонично природе своей планеты, но совершенно не развивается, а потому чрезвычайно уязвимо. Лишь переход на сторону аборигенов части землян и относительная слабость карателей обусловили победу над морпехами, однако самостоятельно выдержать удар полноценной карательной экспедиции Пандора не сможет. Скорее всего, конфликт будет развиваться по схеме: пандорцы и «хорошие» земляне против «плохих», как и положено в подобных картинах, а потому объявлять Камерона предателем рода человеческого смешно.

Не менее нелепы и обвинения «Аватара» в подрыве христианских традиций путем пропаганды учения Рериха, теософии, изуверского культа фригийской богини Кибелы и, конечно, сатанизма.

Действительно, название народа Пандоры — На’ви, сразу заставляет вспомнить о древнеславянских навьях. Согласно крупнейшему специалисту по дохристианским верованиям Восточной Европы Борису Рыбакову это «чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т. п.)», иногда являющиеся и вампирами.

Да и крылатые драконы, на которых рассекают небеса пандорцы, зовутся банши. В ирландском фольклоре банши — вестницы смерти, плачущие возле дома обречённого человека. Хотя Камерон вряд ли досконально разбирается в ирландском и уж, тем более, в славянских верованиях, определённый религиозный подтекст в «Аватаре» отыскать можно.

Два момента делают это ползанье по киноэкрану с лупой малопродуктивным.

Прежде всего, религия пандорцев, — она принципиально не приспособлена для распространения среди иных адептов. В отличие от новомодных сект, в пропаганде которых уличают «Аватар» прозелитизм тут не просто противоречит основам местного мироздания, но и невозможен даже по чисто физиологическим причинам. Жители Земли не имеют в своих волосах нервных окончаний, с помощью которых синекожий народ вступает в контакт с душой своей планеты, отчасти сконцентрированной в священном дереве — Эйве. Перевоплощение главного героя — редчайшее исключение, и не похоже, что Камерон во второй серии предложит людям массовый переход в чужие тела.

Но самое главное, — ни в едином эпизоде англоязычные противники пандорцев не показывают свою причастность к христианам. Напротив, по всему выходит, что мир их давно уже поражен неодолимой апостасией, то есть массовым отходом от веры и, возможно, Страшный Суд для него уже близок.

Представитель корпорации говорит только о прибылях акционеров. Полковник, уговаривая малоимущего инвалида сливать ему полученную информацию, обещает за них деньги для операции, а в конце фильма обвиняет его в предательстве расы, но о Боге тоже молчит. И остальные персонажи — помалкивают!

С христианской точки зрения, перед нами война народа, не знающего Иисуса, против давно забывших о нем. Поневоле вспоминается неполиткорректное высказывание Белинского об Америке. По словам российского литературоведа, его «кровь кипела от негодования на это гнусно-добродетельное и честное общество торгашей, новых жидов, отвернувшихся от Евангелия и признавших Старый завет».

Защита подобных персонажей со стороны людей, именующих себя русскими патриотами, совершенно нелепа. В будущем именно наша страна с ее богатейшими ресурсами может оказаться их жертвой, а значит любое противостояние им с оружием в руках, как в Ираке и Афганистане, или подрыв их морального духа полезны России.

Это справедливо относительно стран евро-американской цивилизации (НАТО-Евросоюз и примкнувший Израиль), ведущих тихоокеанских держав в лице, прежде всего, Китая и Японии, а также ориентированных на экспансию течений ислама.

Если фильм левого либерала и противника политики Буша бьёт по зубам вожаков собственной стаи — радоваться надо! И учиться работать у настоящих мастеров своего дела, чтобы, наконец, покончить с господством на экране михалковских и бондарчуковских уродцев.

Кинематографистам стоит помнить, что выбранный Камероном сюжет, для России подходит идеально. О том свидетельствует и нынешний успех «Аватара» и восторг, с которым зрители в своё время встретили снятые на ту же тему «Окраину» Петра Луцика и «Любить по русски» Евгения Матвеева, герои которых защищали свою землю столь же отчаянно (правда исключительно от отечественного бизнеса). Но Луцик и Матвеев умерли, а продолжателей пока не видно. Подобное творчество сейчас не поощряется. Отстреливать наймитов западных корпораций на российском экране и вовсе нельзя (единственное исключение «Брат-2»), да и в Советском Союзе, несмотря на ритуальные проклятия мирового империализма, подобных картин не снималось. Убить несколько американцев советским киношникам дозволили лишь в снятом на последнем издыхании СССР «Одиночном плавании».

Подобные табу изрядно способствуют смирению населения перед лицом чиновно-корпоративного беспредела. Если в США угроза массового явления персонажей типа Тимоти Маквея и Марвина Химайера не дает властям опустится до абсолютного свинства, то в России, где это свинство относительно собственного населения многократно выше, никого подобного пока не наблюдается.

В российском триумфе «Аватара», кроме безумно красивого видеоряда сыграл и зрительский голод по фильмам о борьбе не с абстрактными злодеями из вымышленных миров, а с вполне земной, высокопоставленной и легкоузнаваемой сволочью. Недаром в клипе одного из поклонников фильма его кадры смонтированы под речь Сталина 3 июля 1941 года и песню «Вставай страна огромная». Да и сам синекожий вождь перед финальной атакой, опираясь на крыло боевого красного дракона, воззвал к своему воинству: «Братья и сестры мои!». Само собой, снимая фильм, Камерон не думал о человеке, произносившем похожие слова в реальности, но совпадение получилось очень многозначительным.


 << предыдущая статьякультураследующая статья >> 

Андрей Борцов
Павел Евдокимов, Николай Олейников
Павел Евдокимов
Андрей Кудряшов
Федор Бармин
Степан Петренко
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
 
Павел Евдокимов
 
Сергей Голов
Федор Бармин
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Юрий Нерсесов
Игорь Пыхалов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru