СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 11 (158) НОЯБРЬ 2009 ГОДА

Андрей Борцов

АВГУСТ ПРОДОЛЖИЛСЯ В НОЯБРЕ

                                     первая полосаследующая статья >> 

Служебная телеграмма. 27/11/2009 в 21:34 на 285 км пк 2 перегона Алешинка–Угловка двухпутного электрифицированного участка Бологое–Окуловка допущен сход поезда № 166 «Невский экспресс» сообщением Москва–Санкт-Петербург (14 вагонов) с электровозом ЧС200 № 10 приписки ТЧ Санкт-Петербург Московский под управлением машиниста этого же локомотивного депо Антонова, следовавшего по четному пути со скоростью 190 км/час. Локомотив остановился на 283 км пк 4.

АВГУСТ ПРОДОЛЖИЛСЯ В НОЯБРЕ

После осмотра состава поезда локомотивная бригада доложила о сходе электровоза 2 й колесной парой 1 й по ходу движения тележки и 4 х вагонов

в хвостовой части поезда:
— 11 ый вагон № 00233155 в сходе хвостовой тележкой;
— 12 ый вагон № 00233171 в сходе в междупутье без тележек в габарите 1 го пути;

Далее разрыв около 1 го километра.
— 13 ый вагон № 00233213 в сходе в междупутье в габарите 1 го пути;
— 14 ый вагон №, № 00233122 в сходе в откосе;

В результате допущенного схода нарушен габарит по обоим путям. На месте схода обнаружена воронка диаметром 1 метр, разрушено 400 метров пути, повреждены 3 опоры контактной сети по 2 му главному пути, 4 дроссель-трансформатора ДТ-0,2 1000; 4 путевых ящика, релейный шкаф и стойка светофорной сигнализации пешеходной дорожки. Населенность поезда 661 человек.

Думаю, все уже в курсе происшедшей трагедии. Не успела страна отойти от трагедий в августе — новая катастрофа произошла в ноябре.

Причины высказываются разные — от теракта до износа рельсов.

Мимоходом рассмотрим первую версию — техногенной катастрофы. В этом случае произошло либо одномоментное разрушение железнодорожного пути, либо деформационное разрушение подвески локомотива.

Проще говоря, либо рельсы не выдержали нагрузки и разрушились («старение» металла никто не отменял), либо у локомотива на ходу отвалился какой нибудь редуктор и выбил рельс. Последнее, впрочем, маловероятно.

Журнала «Железные дороги мира», статья доктора техн. наук, профессора М. Ф. Вериго «К вопросу об устойчивости бесстыкового пути под проходящими поездами», написанная отнюдь не вчера:

«Первыми, как правило, сходили с рельсов хвостовые вагоны поезда и реже примыкающие к ним вагоны хвостовой части. Среди сошедших вагонов были пассажирские и грузовые, цистерны, платформы-контейнеровозы и вагон-зерновоз. В обобщенных материалах МПС РФ по этим крушениям отсутствуют сведения о состоянии пути и сошедших с рельсов единиц подвижного состава, необходимые для соответствующего полного анализа причин этих сходов с рельсов. Однако ценно прежде всего то, что сходы с рельсов произошли и начинались с образования выбросов пути и не перед поездом, а в его концевой части.

Приведенные примеры сходов с рельсов и крушений из практики отечественных железных дорог с полной очевидностью свидетельствуют о том, что крушения поездов из за выбросов бесстыкового пути под движущимися поездами были и могут возникать в будущем, если не будут приняты соответствующие меры по их предотвращению».

Не буду пересказывать статью, она все же по специфической тематике, просто обращаю внимание на то, что явление не единичное и вызывает тревогу у специалистов.

В плюс этой версии засчитывается и то, что именно на этой ветке, одной из немногих в РФ, уложены длинномерные плети рельс повышенной длины. Понятно, что нагрузка в этом случае повышенная, требует учета температуры окружающей среды при эксплуатации, что должно существенно сказываться как на величинах температурных напряжений в их сечении, так на условиях содержания этих плетей.

Именно по таким путям сейчас курсируют скоростные поезда, включая потерпевший крушение. Понятно, что они создают дополнительные сильные динамические нагрузки.

Вторая версия, которая считается главной — теракт.

Последние официальные сведения от 29 ноября.

«На месте крушения скоростного поезда «Невский экспресс» на границе Тверской и Новгородской областей обнаружены элементы взрывного устройства, сообщил около 15:00 мск «Интерфакс» официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. «Действительно, речь идет о теракте», — сказал он.

Маркин подтвердил, что по факту крушения «Невского экспресса» уголовное дело возбуждено по двум статьям — 205 (терроризм) и 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов) УК РФ. «Точное число погибших и пострадавших уточняется», — сказал официальный представитель СКП РФ. Как сообщил источник в РЖД, бомбу могли заложить в вагоне самого поезда. Кроме того, эта бомба была не единственной. В 14:00 сработала еще одна, но, к счастью, не в полную силу».

Стоит отметить, что в интернете полным ходом идет дискуссия дилетантов на тему «на взрыв не похоже». Основной аргумент — очень, мол, маленькая воронка.

Я, честно говоря, тоже не взрывотехник — но все же понимаю, что размер воронки и прочее очень зависит от способа укладки взрывного устройства и т. д.

В некоторых публикациях проскакивала информация о гипотезе «бомба была внутри вагона» — этого тоже нельзя исключать, хотя это и маловероятно (в этом случае повреждения всего состава были бы куда меньше). А с учетом того, что в вагоне, который больше всего пострадал при подрыве, найден чемоданчик с полутора килограммами героина — все может быть.

Честно говоря, не вижу смысла сейчас обсуждать «что точно было». Описание от Т. Ефременко, журналиста-новостника, очень четко обрисовывает ситуацию.

Сейчас значительная часть информации доносится до СМИ приблизительно следующим образом.

Журналист: — Але! Иван Иваныч!.. Да, я понимаю… Но только один вопрос! Может быть это эти, как их… Националисты, во?

Источник: — Что? Погоди, меня зовут… Да! Нет! Не знаю! Вася, отвяжись, честно не до тебя сейчас!

Издание: «Наш источник в правоохранительных органах не исключает, что к произошедшему могут иметь отношение радикальные националисты… «Это возможно, хотя точной информацией мы пока не располагаем», — подчеркнул источник.»…

Мало кто из источников уже имеет точную информацию; «первичные» журналисты работают с источниками вразнобой и выдают сообщения с неравной скоростью (кто то получил самую свежую информацию, но смог опубликовать ее через два часа, а кто то информацию трехчасовой давности опубликовал часом ранее). «Вторичные» журналисты в запарке стараются согласовать всю эту кашу по своему разумению, но, как правило, в итоге просто тонут в ней с головой.

Более-менее четкая картина (настолько четкая, насколько можно ожидать от СМИ), появится не раньше понедельника, когда выйдут полноценные выпуски авторитетных газет (тех, чьи журналисты сами выполняют и «первичную», и «вторичную» часть работы). «Коммерсант» даст сочные подробности со ссылкой на близкие к теме источники, «Ведомости» опросят действительно нужных экспертов, «известных в узких кругах», какая нибудь «Комсомолка» опубликует подробные рассказы очевидцев… Тогда и можно будет делать какие то выводы.

Но, честно говоря, лично мне это и не особо интересно. Я — не «новостник», я — аналитик.

И вот тут хотелось бы обратить внимание на весьма значительное количество сообщений в интернете приблизительно такого вида: «Не люди там родственников потеряли, а буржуи. А родственники буржуев — сами буржуи» (цитата). Общий смысл таких сообщений — это «на этом дорогом поезде ездят исключительно воры / расхитители и чиновники, что одно и то же, поэтому их ни разу не жалко». «У честного человека нет столько денег, чтобы ездить таким поездом».

Поезд, кстати, не самый дорогой из маршрутов «Санкт-Петербург — Москва».

В пылу люди даже забывают про проводников.

О чем это говорит?

О том, что, пафосно говоря, чаша народного терпения переполняется. Если государство не карает (я бы сказал, что даже поощряет) чиновничество, которое работает себе на карман и против России, то очень понятна становится радость вида «Бог покарал».

Но давайте подумаем, а что будет, когда и если найдутся виновники катастрофы? Уже писали, что есть подозреваемые — мол, один невысокий, плотного телосложения и рыжий. Это если теракт.

Если катастрофа произошла из за неправильной технической эксплуатации железнодорожного пути и / или локомотива — тоже виновного найдут.

А толку?

Вот в катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС обнаружили ответственных за происшедшее. Даже Чубайса назвали.

Ну и?

Ни один чиновник не понесет адекватного наказания.

Если верна версия теракта — то террористы, даже будучи пойманными, будут сидеть и выпрашивать амнистию — смертная казнь у нас сейчас не применяется.

Гуманизм!

Хуже всего, однако, то, что подобные катастрофы обещают стать повседневными. По одной простой причине: Россия идёт вразнос, как общее и целое, что неизбежно будет проявляться в частностях: Саяно-Шушенская ГЭС, МВД, «Невский экспресс», заказные убийства.

Если только крушение «Невского экспресса» — теракт (а в пользу этого есть существенные аргументы), то оно значит крах всей российской политики «умиротворения» на Северном Кавказе. До тех пор, пока Россия жила более-менее тихо и мирно, можно было обсуждать «цену вопроса»: стоят ли этого мира выданные «маленькому, но гордому народу» на съедение русские офицеры Аракчеев и Худяков или нет. Сейчас обсуждать уже нечего, так как всем ясно, что настоящий мир и не заключался.

Что ещё можно сказать «по итогам» крушения «Невского экспресса»? Пожалуй, то, что обстановка, сложившаяся в первые минуты и часы после трагедии, лишь подтверждает вывод о том, что в России идёт активный демонтаж остатков всякого порядка, прежде всего необходимого при ликвидации терактов и прочих техногенных катастроф. Свидетельствует председатель благотворительного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Степанов, ехавший в поезде:

«Не было никого, кто знал, что делать, кто взялся бы руководить. Если бы сразу был свет и какой то командир, можно было бы и больше людей спасти. А в такой общей бестолковке трудно что то сообразить. Я видел сообщения в Интернете и по телевизору, что только пассажиры занимались оказанием помощи, а экипаж — нет. Это неправда, проводники среди нас были. Они принесли воду, несколько фонарей и матрасы, которых было меньше, чем нужно, поэтому люди лежали на чем ни попадя. Жгуты делали из простыней, пытались бинтовать. Потом наладили вынос людей из вагона. Выяснилось, что с другой стороны полотна вокруг трансформаторной будки была бетонированная площадка и на нее можно было класть людей. Там на них хотя бы уже не наступали, и матрасы можно было в ряд выложить. Тем временем около половины одиннадцатого, может чуть раньше, подъехала милиция — три парня с рациями, но они тоже были в полной растерянности. Больше долго никого не было. Раненым всем холодно, они просили, чтобы их накрыли, но одеял было мало. Накрывали занавесками, ковриками из коридора. Навалишь всего, а человек и так еле дышит. В какой то момент появился решительный парень — то ли врач, то ли студент-медик старших курсов, он полез в сам вагон и там действовал, жгуты накладывал…

Раненые терпеливо и обреченно лежали, истекали кровью. Проводник из последнего вагона, с разбитым лицом, но целый, в одной рубашке ходил: был в таком состоянии, что не мог ничего делать. Мы ему говорили, чтобы он шел погреться в уцелевшие вагоны, но он повторял «нет, нет, я старший, я должен». Конечно, у меня были мысли, что надо молиться. Но в этой ситуации, когда человек истекает кровью и ему надо срочно помогать, действуешь по необходимости. А необходимость была порой простой — взять за руку и погреть. Потому что можно себе представить, в каком растерянном и покинутом состоянии лежит человек. Я старался поддержать, помочь, но надо было очень конкретно действовать — не допускать, чтобы клали на бетон или гравий, искать, что подстелить. В основном это были практические действия. Я, конечно, никогда не видел в таком количестве раны, кровь, жуткие увечья. Ужасно было видеть, когда у людей практически оторваны конечности. Однако в таком напряженном состоянии, это даже не то, чтобы не шокирует, но это не сбивает настолько, чтобы впасть в ступор. Сами раненные вели себя очень мужественно, пустого нытья не было, только стонали, когда их тревожили.

Поразило, что из уцелевших вагонов пришли помогать немногие, процентов двадцать. Не могу сказать, что в них была потребность, потому что и так неразберихи хватало. Но ведь примерно через час после случившегося все уже знали, что именно произошло, так как проводники бегали, как сумасшедшие, и окровавленные люди ходили, но идеи придти помочь у большинства не возникло. Потом приехали пожарники и МЧС. Они принесли нормальные брезентовые носилки. Где то в половине двенадцатого подошли наши женщины. Лена Родалевская — врач, она быстро сориентировалась и стала объяснять, что и как лучше делать. Таких людей очень не хватало. Начали подъезжать скорые с местной подстанции. Пришли три женщины в камуфляже, видимо, фельдшерицы, у них были бинты, они стали шины накладывать, делать обезболивающие уколы. У нас ведь не было совсем ничего, только один бесполезный пузырек йода. Потом МЧС поставили дизели со светильниками, народ еще стал прибывать. Дальше подъехал караван скорых, подогнали поезд для нас и аварийный поезд из Москвы. В нас уже необходимости не было».

Короче говоря, приехали.

Кровавый теракт. Десятки погибших и раненых. Мощный информационный резонанс. Очевидная неспособность власти обеспечить общественную безопасность.

Каким должно быть справедливое возмездие?


                                     первая полосаследующая статья >> 

Андрей Борцов
Федор Бармин
Павел Евдокимов
Федор Бармин
 
Павел Евдокимов
Сергей Голов
Павел Евдокимов
Матвей Сотников
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Георгий Элевтеров
Георгий Элевтеров
Андрей Борцов
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru