СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 9 (156) СЕНТЯБРЬ 2009 ГОДА

Алексей Чернов

НЕ СДАДИМ МОСКВУ КРИЗИСУ

                                     первая полосаследующая статья >> 

Финансовый кризис, охвативший весь мир, не мог не задеть интегрированную в мировую экономическую систему Россию. Само собой, не осталась в стороне от бедствий, вызванных кризисом, и первопрестольная столица. Жизнь в Москве, и без того считавшейся самым дорогим городом мира, с наступлением кризиса стала для большинства москвичей непомерно сложной. Надежд на скорое окончание кризиса нет и пока не предвидится. Никто до конца не понимает всех его причин и последствий. О том, что делают московские власти для того, чтобы смягчить удар кризиса по горожанам, рассказывает депутат Мосгордумы, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» полковник Сергей Алексеевич Гончаров.

НЕ СДАДИМ МОСКВУ КРИЗИСУ

— Сергей Алексеевич, хотелось бы начать наш разговор с глобальной темы — мирового финансового кризиса. Однако интересно услышать, в первую очередь, не универсальные рецепты для всего человечества, а конкретные пути решения связанных с кризисом проблем жителей столицы.

— Защита горожан от последствий мирового экономического кризиса, который, разумеется, задел и Москву как один из крупнейших экономических и финансовых центров не только России, но и мира, — это одна из важнейших, на мой взгляд, проблем, которые предстоит решить новой Думе.
Прежде всего, надо отметить, что Дума и правительство Москвы в преддверии кризиса сделали всё, что только было в их силах. Выстроенная за прошедшие годы при самом непосредственном участии МГД система социальной защиты москвичей показала себя в кризис лучше, чем ожидалось. Мы смогли обеспечить людям «подушку», которая избавила их от резких потрясений и от сильного психологического шока. Надо сохранять и совершенствовать эту систему — никакой кризисной «экономии» в социальной сфере, никаких уступок требованиям некоторых оппозиционных деятелей начать экономить на бедных, чтобы спасти богатых, не должно быть. Богатые на то и богатые, чтобы уметь спасти себя самим, а государство и городское самоуправление существуют для того, чтобы позаботиться о незащищённых слоях населения, особенно о самых нуждающихся — ветеранах, пенсионерах, инвалидах. Это должно быть одним из приоритетов городской антикризисной политики.
Другая серьёзнейшая проблема кризиса — это, прежде всего, гарантированные рабочие места. Поэтому будут развиваться городские программы трудоустройства, причем особое внимание будет уделено молодежи, выходящей на рынок труда в не слишком благоприятной атмосфере. Очень важно, чтобы кризис не сломал наметившийся в Москве рост рождаемости и вообще оздоровление демографической обстановки — жертвовать интересами семей, решивших родить двоих и больше детей, ни в коем случае нельзя.
Одной из острых тем для нашего города в связи с кризисом стала тема миграции. В этой сфере наиболее разумным представляется руководствоваться словами Президента Д. А. Медведева в его послании Федеральному Собранию: «Мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан». Корень проблемы миграции не в каких то злокозненных «Ровшанах и Джумшудах», которые «понаехали», чтобы отнять рабочие места у москвичей, а в нечистых интересах работодателей, которые хотели бы за ту же работу платить меньше, обходить соцобязательства, которые возникают при приеме на работу москвичей и так далее.
В результате, кризисное падение зарплат привело к тому, что мигрантов во многих сферах, например в сфере обслуживания, стало больше. В той степени, в которой при этом страдают интересы москвичей, вытесняемых со ставших низкооплачиваемыми рабочих мест, следует достаточно серьезно работать с предпринимателями, защищая право москвичей на трудоустройство. Несомненно, это право должно иметь приоритет и перед выгодами предпринимателей, и перед интересами иностранных граждан.
Еще одна важная проблема, возникающая в связи с этим — проблема однородности нашего городского пространства. Мы ни в коем случае не должны допустить складывания в Москве районов «гетто» с вытеснением оттуда коренных москвичей, с собственными законами и порядками на улицах, а некоторые авантюристы и вовсе доходят до предложений создавать для таких инокультурных вкраплений собственную милицию и т. д. Уверен, что никакие покушения на культурную и языковую однородность нашего города не допустимы — Москва должна оставаться целостным организмом. А проблемы подобных районов и неблагополучия криминальной обстановки в них можно решать, как показал опыт современной Франции с приходом президента Саркози. Крайне неблагополучная обстановка в Париже с беспорядками, поджогами машин и прочими проявлениями экстремизма начала решаться, причем именно тогда, когда государство проявило необходимую жесткость и непреклонность, установив, что во Франции для всех, кто хочет быть французом, один закон и одни правила. Традиционное гостеприимство и толерантность Москвы основаны были именно на том, что здесь находили дом представители разных народов, но правила и законы были одни для всех, и именно этот принцип позволял избежать конфликтов.
Весьма острая проблема — криминальная обстановка в Москве. В связи с кризисом мы ожидали всплеска преступности, причем прошлой осенью наметились очень тревожные тенденции. Достаточно вспомнить всколыхнувшее москвичей убийство Ани Бешновой, которое именно благодаря неравнодушию нашей городской общественности удалось оперативно раскрыть. Но сегодня мы можем сказать, что наиболее опасных проявлений кризисного шока удалось избежать — изменения криминальной обстановки гораздо меньшие, чем мы ожидали. Органы правопорядка работали оперативно и потенциальные преступники быстро поняли, что никакой вседозволенности не будет.
Но это не значит, что у нас нет в городе острых криминальных проблем. И одной из этих проблем, увы, стала ситуация в милиции, как показал трагический инцидент с расстрелом офицером милиции Евсюковым граждан в супермаркете. Полагаю, что одной из причин неблагополучия в нашей милиции является ее искусственная отчужденность от города, появившаяся по чисто политическим причинам в конце 90 х. Как следствие, город не может всерьез участвовать в обеспечении милиции, в том, чтобы остановить текучесть кадров, снизить заинтересованность в коррупционных доходах. В результате мы имеем ситуацию недокомплекта, высокую текучесть, призыв в милицию большого числа иногородних, не знающих Москвы людей, живущих, зачастую, в несоответствующих условиях. В решении этих проблем город мог бы оказать существенную помощь.

— Заговорив о преступности вообще, хотелось бы затронуть и тему коррупции в столице.

— Да, тема развернувшейся более года назад жёсткой кампании по борьбе с коррупцией на фоне кризиса как то ушла в тень. Тем не менее, эта борьба продолжается, причём не показушная, а дающая реальные результаты.
Можно сотнями ловить за руку преподавателей-взяточников, врачей-взяточников, гаишников взяточников, и отчитываться об успешной борьбе с такой, низовой коррупцией. Однако саму систему, складывающуюся годами, такими мерами не сломать.
Не забывая о мелких взяточниках, мы стараемся начинать, как говорится, «с головы». Уже заведено несколько уголовных дел на чиновников как среднего, так и высокого уровня. Когда результаты расследований по этим делам будут опубликованы, вы увидите в списке обвиняемых несколько довольно известных фамилий.

— Однако кризис приходит и уходит, а Москва и москвичи остаются. Необходимо и дальше продолжать благоустраивать город, надо решать повседневные проблемы горожан. Какие из них Вы считаете основными, и как планируете их решать?

— Основные проблемы очевидны: доступное жильё, ЖКХ, экология, транспорт, общее качество жизни москвичей.
Жильё — особая тема. Если раньше оно было для нуждающихся в нём горожан практически недоступным, то сейчас, в связи с падением уровня жизни, стало недоступным и в теории. Даже падение цен на жилье, связанное с кризисом, не сделало его доступнее для москвичей.
Застройщики сокращают объемы строительства с тем, чтобы как то удержать выгодные для себя цены, и переломить эту ситуацию, побудить строить много недорогого жилья пока не удается. Готовых решений тут нет, их надо искать. Наверное, надо заставлять застройщиков под угрозой потери лицензии строить больше муниципального жилья за счёт своих сверхприбылей — например, один муниципальный дом на один коммерческий. Но, повторюсь, готовых решений пока нет.
А нет их, прежде всего, потому, что Москва своей многочисленностью при наличии большой, но четко очерченной территории, обречена на многоэтажное строительство. Мы не можем, как во многих других городах, создать одноэтажные пригороды с недорогими домами — границы Москвы четко определены и, нравится нам или нет, пока что мы обречены и на такое явление, как пресловутая «точечная застройка». Однако нам необходимо ужесточить контроль за правилами этой застройки, соблюдением строительных, санитарных и экологических норм, не делать жителей соседних домов заложниками застройщиков, а с другой стороны, развивать городские программы ипотеки, на более выгодных условиях, чем сейчас.
При этом очень важно, чтобы город не наползал на свои заповедные экологические зоны, такие как Серебряный бор, расположенный на Западе Москвы. В Москве есть большие леса, но при этом количество зелени, в общем и целом, гораздо меньше, чем требуется для такого огромного города. Нам необходимо раз и навсегда обозначить неприкосновенность границ московских экологических зон, создать их точный реестр, а затем перейти к созданию и благоустройству новых или находящихся без должного внимания старых зеленых зон и зон отдыха, таких как Филёвский парк.
Все темы развития городского хозяйства связаны между собой, и говоря об экологии, необходимо упомянуть и транспортную проблему. Необходимо продолжать развивать транспортную инфраструктуру, чтобы не только разгрузить город, в особенности центр Москвы, но и по возможности улучшить экологическую обстановку в столице.
Конкретно в Западном административном округе Москвы с транспортом за последние несколько лет наметились небольшие подвижки. Например, были открыты 2 новые станции метро. Но, конечно же, это далеко не те темпы, которые нам нужны, тем более, что значительная часть Западного АО по сей день расположена от метро, мягко говоря, далековато. Нужно исправлять ситуацию.
Вообще, необходимо отдельно сказать о том, что, хотя мы добились некоторых успехов в деле городского благоустройства — появились уютные скверы и дворы, реконструированы парки, воссозданы многие исторические объекты, — этому вопросу надо уделять гораздо больше внимания. Необходимо чтобы москвичам были доступны не только те блага, за которые они заплатили из своего кармана, но и общественные блага — красивые здания, парки, фонтаны (которых в Москве явно не хватает), а также места, где можно заняться спортом или просто погулять. Коммерциализация многих сфер нашей жизни привела к тому, что эта часть городской инфраструктуры практически заброшена, и сегодня ее необходимо возродить.
Кризис ставит эту проблему доступности человеку общественных благ с особенной остротой — каждый должен понять, что с возникновением временных проблем жизнь не кончена.

— Сейчас в СМИ много говорится о программе улучшения состояния столичного жилищно-коммунального хозяйства. На какие деньги планируется производить эти работы?

— Даже несмотря на кризис, мы активно привлекаем для решения проблем ЖКХ инвестиционные, частные деньги. Используя их вместе с городскими и государственными бюджетными средствами, мы продолжаем успешно обновлять и развивать структуру ЖКХ. Надо способствовать тому, чтобы расходная часть бюджета была переформатирована в сторону увеличения расходов на улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства.

— В чём Вы видите основные проблемы развития такого важного для столицы института, как местное самоуправление?

— Проблемы известны, и одна из самых острых — это несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований Москвы недостаточна для успешного осуществления функций местного самоуправления.
Кроме того, не обеспечена полная и повсеместная реализация установленной Конституцией РФ и федеральными законами системы гарантий местного самоуправления. В первую очередь я имею в виду запреты на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также недостаточную судебную защиту местного самоуправления.
Все эти проблемы, конечно, не могут быть решены на уровне московского парламента, поэтому, помимо решения повседневных местных проблем, нужно выступать с законодательными инициативами, направленными на повышение роли местного самоуправления во всей стране.
Здесь мне хотелось бы остановиться поподробнее на теме городского самоуправления. Как бы ни избито звучала эта фраза, но спасение утопающих — и в самом деле забота самих утопающих. И вот почему.
Что объединяет жителей одного двора, одного квартала, одного района, одного административного округа? Прежде всего, это общность места проживания. Из этой общности следует и общность интересов в некоторых областях, как то: безопасность, количество и качество детских садов и школ, вопросы домовладения и ЖКХ, красивый внешний вид родного района, наличие удобного транспорта, гаражное хозяйство и всё, что с ним связано… Но на первом месте, повторюсь, именно общность проживания, а всё остальное уже напрямую вытекает из этого.
Иными словами, мы все должны воспитывать в себе не «эффективного собственника», которому главное — лишь бы «всё распродать и свалить», а настоящего Хозяина, домовладельца в подлинном и высоком значении этого слова. Не безликая масса «квартиросъёмщиков», а единое, инициативное и деятельное сообщество Хозяев — вот мой идеал избирателей.
Домовладелец не может оставаться равнодушным, например, к тем же проблемам ЖКХ. Главное — не оставаться равнодушным не только к своим проблемам, но и к проблемам соседей по дому, двору, улице, району. Поддержать их перед городской исполнительной властью и коммунальными службами. Подписать коллективное письмо, выйти на сход, потребовать разрешения всех конфликтов строго в правовом поле и в установленные сроки. Со своей стороны, я готов помочь в продвижении любой конструктивной инициативы, которая только будет во благо москвичам.

— И последний вопрос: скажите, какими лозунгами Вы руководствуетесь в Вашей политической деятельности?

— Я не вижу смысла в лозунгах и вообще в громких призывах. Я же не зову никого на баррикады, не призываю к революции. Для меня очевидно, что только эволюционный путь, только хорошо продуманные и спланированные постепенные перемены к лучшему, только постоянная напряжённая работа над решением проблем города может привести к улучшению жизни людей. Зачем же нужны какие то громкие лозунги?
Четыре срока подряд я избирался депутатом Мосгордумы. Потому и только потому, что был верен даже не лозунгам, а своим простым и чётким принципам. Надеюсь, что, руководствуясь ими, я смог помочь тем москвичам, которые меня выбирали, не подвёл их ожиданий. Эти принципы таковы:
На уровне страны — Государство, Патриотизм, Законность.
На уровне города — Самоуправление, Инициатива, Ответственность.

— Сергей Алексеевич, благодарим Вас за интересную беседу.


                                     первая полосаследующая статья >> 

Алексей Чернов
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
 
Федор Бармин
Юлия Драндусова, Матвей Сотников
Матвей Сотников
Павел Евдокимов
Матвей Сотников
Федор Бармин
Анастасия Гончарова
Андрей Борцов
Александр Конторович
Андрей Харченко
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru