СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 12 (147) ДЕКАБРЬ 2008 ГОДА

Федор Бармин

«ГРОЗА» В СТАМБУЛЕ

 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

В турецком Истамбуле вечером 9 декабря тремя выстрелами в голову, произведенными из бесшумного пистолета «Гроза», убит активный сторонник Имарат Кавказ 38 летний Ислам Джанибеков. Это событие вызвало оживленное обсуждение в местной прессе. Источники в полиции не преминули указать на возможного организатора покушение — ГРУ.

«ГРОЗА» В СТАМБУЛЕ

НА ПОРОГЕ ДОМА

Джанибеков обосновался в Стамбуле шесть лет назад. Последние два года он проживал в азиатской части турецкой столицы (пролив Босфор разделяет ее на две части), в районе Умрания — одном из самых консервативных в городе. Здесь, в основном, обитают правоверные мусульмане. Также этот район имеет дурную славу неспокойного, криминогенного места.

Покушение произошло примерно в 22 часа. Бывший менеджер террористического подполья на Северном Кавказе возвращался домой после встречи с друзьями. Вместе с ними была жена и трое детей. Выстрелы настигли Джанибекова возле только что припаркованного автомобиля. После ликвидации в Катаре Зелимхана Яндарбиева и смерти Александра Литвиненко в Лондоне многим везде мерещится «рука российских спецслужб».

Как сообщили источники в полиции, обнаружены три гильзы калибра 7,62 мм. Влиятельная газета «Сабах» тут же уточнила: стрелявший использовал двуствольный пистолет МСП «Гроза», который состоит на вооружении российского спецназа и армейских разведывательно-диверсионных групп.

Утверждать, конечно, можно многое: известен калибр, он совпадает с калибром АК-47, значит, стреляли русские, для таинственности — спецслужбы, ясно, что из непростого оружия… вот и появляются в итоге три гильзы от двуствольного пистолета. А ведь рядом могла оказаться труба от гранатомета «Муха» — чтобы точно все поняли.

Широкой общественности личность убитого ничего не говорит. Однако под именем Урасул, если речь идет об одном и том же человеке, он был известен спецслужбам как организатор тройного преступления, совершенного 21 марта 2001 года. Это не был «полевой командир», однако через него проходили деньги, которые целевым порядком пошли на оплату террористических актов в Минеральных Водах, Ессентуках и Карачаево Черкесии, унесших жизни в общей сложности тридцати с лишним человек.

…Утром на горной дороге неподалеку от Черкесска в районе аула Адыге-Хабль сотрудники РОВД остановили ВАЗ-2105. За рулем находился 24 летний Арасул Хубиев. Во время досмотра бдительные «гаишники» обратили внимание, что в багажнике «Жигулей» стоит пятилитровая канистра с бензином, от нее к карбюратору идет шланг, а бензобак «Жигулей» отчего то заперт на замок. На требование открыть замок, Хубиев попросил мобильный телефон: «Один звонок — и каждый получит тысяч по двадцать долларов». Но это еще больше насторожило автоинспекторов.

Постовые вызвали криминалистов. Прибывшие сотрудники ЭКУ МВД Карачаево Черкесии подполковник Сергей Ревенко и майор Валерий Бойко, вскрыв бензобак, обнаружили в нем пакетики с веществом, похожим на взрывчатку. Машину отогнали на пустырь, и эксперты приступили к более тщательному осмотру — и в этот момент рвануло. Оба офицера погибли на месте. Сам террорист попытался скрыться, но был тут же задержан.

А дальше практически одновременно взлетели на воздух два легковых автомобиля, начиненных мощной взрывчаткой вместе с поражающими элементами (подшипниками, болтами, гайками и мелко нарезанной арматурой). Один — возле центрального городского рынка в Минеральных Водах, рядом с остановкой маршрутного такси, другой — в непосредственной близости от здания Межрайонного разрешительно-экзаменационного отдела ГИБДД в Ессентуках, расположенного на улице Буачидзе.

В Минводах радиус поражения составил около пятисот метров. Рыночная площадь практически полностью оказалась заполнена телами убитых и раненых. На месте ЧП сразу погибло девять горожан и еще шестнадцать скончались от ран в больницах. Место происшедшего представляло странное зрелище, вся улица была испятнана кровью. Среди жертв варварского преступления оказалось трое детей, включая грудничка, находившегося в коляске. Около ста человек пришлось экстренно госпитализировать.

В Ессентуках, к счастью, обошлось без смертей — террористы не учли, что в субботу ГИБДД открывалась позднее обычного, народ еще просто не успел собраться. В итоге 22 прохожих получили ранения и ожоги. Однако сила взрыва была такова, что у здания автоинспекции сорвало крышу и выбило все окна.

«АКЦИЯ ВОЗМЕЗДИЯ»

Через несколько часов после этих взрывов «профессиональный моджахед» стал давать показания. Оказалось, он должен был перегнать «Жигули» в город Невинномысск (Ставропольский край) и оставить у Казачьего рынка. Тогда же впервые прозвучало имя заказчика — Урасул Джанибеков, пообещавшем за выполненную работу выплатить $ 1 тысячу.

Об уроженце небольшого села Октябрьское в Карачево Черкесии Джанибекове, который скрылся на территории Введенского района Чечни, было известно немного. Согласно оперативным данным, он с 1995 года являлся подручным Хаттаба и Ш. Басаева и участвовал в боевых действиях против российской армии. В 1997 1999 годах он вербовал молодежь в диверсионно-террористические лагеря «Института Кавказ» в районе Сержень-Юрта.

Уже в апреле 2001 го года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов доложил президенту о раскрытии серии терактов на Северном Кавказе, организованных боевой ячейкой ваххабитов — «Карачаевским джамаатом». Как было установлено, в группу террористов входило пятнадцать человек. Подготовку к «акции возмездия», порученной Хаттабом, Джанибеков начал за несколько недель до намеченных взрывов. Его база находилась в поселке Московский (название этот населенный пункт получил от тепличного хозяйства, которое снабжает столичный регион овощами и фруктами), откуда родом были почти все рекрутированные им помощники.

Работами руководил непосредственно сам Джанибеков — он лично готовил взрывчатку, перемешивая алюминиевую пудру и селитру в бетономешалке, сам руководил сборкой и закладкой взрывчатки. Схема была такова: 20 50 килограммов «адской смеси», заложенной в бензобаки машин, проводами соединялись с детонаторами и обычным будильником. Все приготовления были завершены за два дня до кровавой субботы.

Следователям удалось выяснить и финансовую сторону акции. Расходы Джанибекова были сравнительно небольшими. На покупку по доверенностям трех потрепанных «Жигулей» 1980 1981 года выпуска у него ушло 75 тысяч рублей. Оплата работ помощников стоила $ 10 тысяч. Больше всего получили те, кто отгонял автомобили-бомбы на запланированные места, — по $ 1 тысяче аванса и столько было обещано в случае успешного завершения всей операции.

Деньги на организацию терактов, которые передали Джанибекову, были получены от прибыли торговых точек, расположенных в Москве. Ими управлял Сергей Орёл — уроженец поселка Воротынск Калужской области. В июле 1995 года он заключил контракт и был направлен в Чечню в составе 245 го мотострелкового полка, воинские специальности — сапер и водитель.

В декабре 1995 года он был похищен боевиками и около года удерживался в плену в районе населенного пункта Дуба-Юрт. После освобождения был направлен для прохождения службы в поселок «Северный» в Грозном. В ночь на 12 декабря 1996 го года Орёл стал шакалом: похитил из здания военной прокуратуры автомат АКСУ, обмундирование и личные вещи солдат, угнал автомобиль «Урал» и перекинулся к противнику.

В одном из лагерей Хаттаба предатель принял ваххабизм и прошел специальную подготовку, а затем принимал активное участие в боевых действиях против федеральных сил. В начале 1998 года он вернулся в Калужскую область, а через полгода перебрался в Москву, где проживал по поддельным документам на имя Александра Козлова. В составе чеченских этнических группировок «орёлик» контролировал торговые точки на строительных рынках столицы, в том числе на рынке стройматериалов у станции метро «Битцевский парк». Вырученные средства передавались чеченским боевикам через одного из бывших полевых командиров.

В конце мая 2003 года Сергей Орёл был задержан оперативниками на пересечении МКАД и Профсоюзной улицы.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. КОГО?

Объявленный в розыск, Джанибеков счел за благо убраться из страны и спокойно проживал, если это он, в Стамбуле. Здесь он занимался мелким бизнесом — торговал постельными принадлежностями. По словам соседей, их приводит местная пресса, эмигранты с Кавказа были консервативной семьей, а сам Джанибеков ничем не привлекал к себе внимания.

Вскоре после выстрелов в районе Умрания турецкие издания запестрели заголовками: нападавший использовал оружие, разработанное в Советском Союзе для «агентов КГБ». И тут же проводилась параллель с громким убийством в Катаре Зелимхана Яндарбиева. 30 июня 2004 года местный суд приговорил двоих российских граждан к пожизненному тюремному заключению, признав их виновными в ликвидации бывшего главаря Ичкерии. По данным ЦРУ, эта акция была спланирована и осуществлена ГРУ.

По утверждению иностранной прессы, операция в Катаре признана провалом, поскольку Анатолий Яблочков и Василий Богачев (так их имена обозначены в паспортах) были разоблачены, предстали перед судом и получили пожизненное заключение. Сами обвиняемые не признали своей вины. Их освобождение стало результатом огромных усилий Москвы и денежной компенсации в 2 млн. долларов, выплаченной семье убитого.

В то же время ряд турецких СМИ, комментируя ситуацию с Джанибековым, напомнили, что в сентябре 2008 года в Стамбуле из за разборок при распределении финансовой помощи чеченцам, собираемой в Турции, был убит бывший боевик Гаджи Эдильсултанов. Предполагается, что «Уруслана» могли устранить по такой же причине.

Вообще, стамбульская община чеченцев — самая многочисленная в Турции. Здесь проживают представители различных группировок, которые яростно грызутся друг с другом за влияние и доступ к деньгам. На этой почве между ними периодически происходят эмоциональные разборки. Взаимные обвинения в хищении и сокрытии части средств — дело вполне обычное для «мечей Аллаха».

Что касается Малогабаритного специального пистолета «Гроза», из которого, по мнению турецкой полиции, застрелен Джанибеков, то это оружие, разработанное в конце 1960 х, состоит на вооружении российского спецназа с 1972 года. МСП «Гроза» является совместной разработкой инженеров Тульского оружейного завода и ЦНИИ Точного машиностроения в городе Климовске.

Вес с патронами составляет всего 560 граммов, длина — 115 мм, высота — 91 мм. Имеется ряд оригинальных конструкторских особенностей. Например, МСП «Гроза» не имеет магазина, ударно спусковой механизм размещается в рукоятке, два ствола расположены один под другим. Но главная особенность — к «небольшой специальной пушке» не требуется глушитель. Пистолет и патрон СП-3 калибра 7.62 мм, в которых пороховые газы после выстрела запираются в гильзе, образуют «бесшумный комплекс».

Использовать за границей для ликвидации активного сторонника Имарата Кавказ такое редкое и специфическое оружие — это тоже самое, что оставить на неостывшем трупе визитную карточку исполнителя акции.

В заключении приведу два характерных мнения. Одно принадлежит известной писательнице: «Наши спецы утверждают, что, во первых, у МСП «Грозы» нет глушителя, для стрельбы используются специальные бесшумные патроны, во вторых, «Гроза» снят с вооружения российского спецназа, заменен на ПСС, у которого совсем другие патроны. Но это все детали, к тому же — сугубо профессиональные.

Если допустить — притом, с большой долей вероятности, что турецкие СМИ, первыми опубликовавшие известие об убийстве Джанибекова, просто перепутали имя, или он жил в Стамбуле под другим именем, то версия, что найден и уничтожен именно Урасул Джанибеков обретает вполне реальные черты.

Кем и за что, тоже, полагаю, ясно, независимо от того, есть ли глушитель у «Грозы». Гроза, она — знаете ли — и с глушителем гроза. И без оного».

И вторая реплика — блоггера mitrush: «В день начала войны в Чечне одной мразью стало меньше на этой планете. Это хорошо. Это правильно, ибо каждая сволочь должна знать, что уехать за границу — это вовсе не означает уйти от ответственности. Шесть лет эта гнида с семьей жила Турции, наверное, и думать уже забыла о грехах и чужой крови на руках. Только среди своих похвалялся «подвигами», а тут вот на тебе подарочек. Минус один, в общем».


 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Александр Алексеев
 
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
 
Геннадий Зайцев
Федор Бармин
Павел Евдокимов
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Георгий Элевтеров
Федор Бармин
Юрий Нерсесов
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru