СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 9 (144) СЕНТЯБРЬ 2008 ГОДА

Павел Евдокимов

НАГРАДА ТУЛЕЕВУ

 << предыдущая статьягосударство и властьследующая статья >> 

Герой Советского Союза генерал-майор Г. Н. Зайцев побывал с рабочей поездкой в Кемерово, где вручил губернатору области Аману Тулееву медаль «90 лет со дня рождения Ю. В. Андропова». «Альфовцы» считают Вас своим, — подчеркнул Геннадий Николаевич, имея в виду три эпизода, когда Аману Тулееву пришлось непосредственно участвовать в нейтрализации террористов, захвативших заложников.

НАГРАДА ТУЛЕЕВУ

С НОЖОМ У ГОРЛА

Первый раз Тулеев выступил в роли переговорщика в Москве 7 июня 1991 года, когда в салоне экскурсионного автобуса, выехавшего с Площади трех вокзалов, один из пассажиров взял в заложники 7 летнюю Машу Пономаренко. Он выпустил всех пассажиров, кроме девочки, и потребовал для переговоров кого нибудь из депутатов Съезда народных депутатов РФ. Обстановка у автобуса была предельно напряженной. Бандит держал нож у горла ребенка и требовал крупную сумму денег — за ними уже поехали. Использовать снайперов в этой ситуации не решались, боясь случайно «зацепить» девочку.

— На тот момент, — поясняет Г. Н. Зайцев, — я являлся заместителем начальника 7 го управления КГБ. По указанию Евгения Михайловича Расщепова, начальника нашего управления, я выехал в район Васильевского спуска. Когда прибыл на место, там уже находились поднятые по тревоге сотрудники Группы «А» во главе с Зайцевым Владимиром Николаевичем. Были также сотрудники МУРа и других подразделений МВД. Действовал оперативный штаб, обсуждался главный вопрос: как решить эту проблему?

В тот день народный депутат России и председатель Кемеровского областного совета Аман Тулеев находился в командировке в Москве. Он вышел из гостиницы «Россия» как раз в тот момент, когда преступник захватил автобус.

— Он вышел с депутатским значком на лацкане пиджака, — рассказывает Геннадий Николаевич. — Народный избранник, сразу видно, что и требовалось террористу. Впрочем, люди хорошо знали Тулеева и без значка. Аман Гумирович в этой очень непростой ситуации проявил инициативу. Не знаю уж как он узнал о случившемся, но сам вышел и предложил свои услуги. Его быстро ввели в курс дела.

Согласно замыслу оперативного штаба, Тулееву предстояло занести в автобус деньги и как бы нечаянно их уронить на пол, чтобы террорист нагнулся. Это было бы достаточно для его нейтрализации спецназом. Однако события развивались по иному сценарию. Видя, как нервничает и насколько непредсказуем террорист, Аман Гумироич, не дожидаясь денег, вдруг предложил себя в заложники вместо ребенка. Он сказал буквально следующее: «Не делай глупостей, парень! Опусти нож, видишь: ребенок боится. Ты ведь не убийца. Не порть жизнь себе и людям, деньги того не стоят». Странно, но преступник послушался и опустил нож, — и тут же четко сработали бойцы «Альфы».

ЗАХВАТ АВТОБУСА

Вручая губернатору медаль, Геннадий Николаевич отметил, что Тулеев еще дважды спасал жизни заложников. В 9 часов утра 17 августа 1995 года 19 летний Евгений Жеренков захватил четырех пассажиров междугороднего автобуса Кемерово — Ленинск-Кузнецкий. Преступник отпустил всех женщин и детей, оставив в заложниках трех мужчин и водителя. Угрожая взорвать висевшие у него на шее самодельное взрывное устройство (мощностью более 400 г тротилового эквивалента) и гранату Ф-1, он потребовал, чтобы к нему привели сестру и мать, лишенную в 1988 году за пьянство родительских прав. Как оказалось, сам Евгений и три его малолетние сестры были помещены в детские дома, расположенные в разных городах области.

По прошествии нескольких часов мать и сестры были доставлены к автобусу. Тогда террорист потребовал 4 тысячи долларов, самолет в Москву и… иностранного корреспондента, которому он собирался дать платное интервью. Роль «акулы пера» милиционеры отвели некоему британцу, который на удивление быстро согласился участвовать в этом рискованном деле.

В полдень Жеренков согласился пустить в автобус Тулеева, председателя законодательного собрания области. После недолгих переговоров Аман Гумирович смог уговорить террориста отпустить всех заложников при условии, что его семье будет предоставлена материальная помощь. И в 14 часов преступник сдался властям.

По заключению экспертов, если бы Жеренков выполнил свою угрозу, то пострадали бы люди в радиусе нескольких десятков метров. Он был признан невменяемым и направлен судом на принудительное лечение.

ТЕРРОРИСТ В ТАКСИ «БЛЮЗ»

27 августа 2001 года Аман Гумирович принял личное участие в обезвреживании террориста на площади перед старым зданием Кемеровского аэропорта. Около пяти часов утра водитель такси «Блюз» (автомобиль «Москвич 2141») сообщил по рации диспетчеру, что его захватил какой то вооруженный мужчина в возрасте примерно 20 25 лет. Незнакомец, им оказался 23 летний Андрей Пангин, вооруженный пистолетом Макарова, приказал везти его в аэропорт.

Прилегающие дороги и сам аэропорт оцепила милиция и работники ФСБ. При этом рейсы отменены не были, но людям приходилось объезжать опасное место по другой дороге. В районе ЧП была объявлен план «Набат». На место срочно выехали руководители силовых структур области, подразделения ОМОНа и СОБРа.

Начались переговоры. Посредником между захватчиком, который никого не подпускал к машине, и штабом по руководству операцией стал полковник милиции Виктор Масляк. Он передал мужчине рацию, радиостанцию, телефон для ведения переговоров и попытался выяснить, чего же хочет молодой бандит. Нужно сказать, что требования террориста были весьма сбивчивы и непоследовательны. Скорее всего, четкого плана у террориста не было. Вначале захватчик требовал предоставить ему самолет и деньги. Затем резко «сменил пластинку» и соглашался не иначе как на вертолет, деньги и наркотики. Ни суммы денег, ни маршрута, по которому предполагалось лететь, мужчина не указал. Как не указал и причин, толкнувших его на такой шаг. Его старались успокоить, просили образумиться и сдаться добровольно. Уговоры ни к чему не привели.

Как оказалось, в 1994 году Пангин Андрей Владимирович, 1978 года рождения, был осужден за кражу личного имущества и провел два с половиной года в заключении. За пару дней до ЧП он принес в РОВД Рудничного района Кемерова заявление об угоне личного автомобиля, но его не приняли (милиционеры знали Пангина, как ранее судимого). Сам же заявитель, по его словам, был избит, у него пропала тысяча долларов. Ну а накануне совершения теракта, когда в Кузбассе бурно отмечали День шахтера, Андрей к тому же поссорился со своей девушкой Кларой. Теперь он просил срочно разыскать и привести сюда его подругу, дал ее телефон. Говорить же он соглашался только с человеком, которому доверяет — Аманом Тулеевым.

Когда террористу сообщили о приезде губернатора, он долго не мог поверить, что Тулеев лично приехал вести с ним переговоры: «Это не он, вы меня обманываете. Дайте мне бинокль, только тогда я поверю!» Также Пангин потребовал убрать все камеры и фотоаппараты. И даже отказался от предложенной ему вместо бинокля видеокамеры, увеличивающей изображение. Окончательно же он поверил, что перед ним глава области, лишь тогда, когда Аман Гумирович подошел к машине почти вплотную.

Губернатор призывал Андрея одуматься: «Ты же еще не зашел далеко, только заложников захватил…» Убеждал парня сдаться, после чего обещал внимательно его выслушать. Пангин долго не соглашался. Говорил, что опасается за свою жизнь. Что никому не верит. Что не хочет больше идти за решетку: «В тюрьму я ни за что не вернусь. Лучше пристрелите меня сейчас. Я ж ментов знаю! Они меня сейчас измесят и мордой об асфальт». Снова требовал найти его девушку. Отвергал предлагаемые варианты добровольной сдачи.

Слова прокурора области Александра Халезина о том, что ему гарантирует безопасность сам губернатор, тоже не убедили преступника. Тогда Тулеев предложил такой вариант: он сам сядет к нему в машину, но при условии, что молодой человек выбросит пистолет. Подумав, террорист принял решение: пусть в автомобиль ГИБДД сядет полковник Масляк, тогда он, может быть, сдастся.

И действительно, в милицейской «десятке» он отдал пистолет и даже позволил надеть на себя наручники. При этом был растерян и даже называл Виктора Масляка «дядей Витей». По счастью, информация о том, что в салоне захваченного авто на полу лежит плененная бандитом девушка, оказалась ложной. По просьбе преступника Тулеев сопровождал его по пути в областную прокуратуру. Выяснилось, что террорист был вооружен пневматическим пистолетом, похожим на 12 зарядный ПМ, который стрелял металлическими шариками.

ВСТРЕЧИ В КУЗБАССЕ

С руководителем крупнейшего шахтерского региона Г. Н. Зайцев встретился 5 сентября. В беседе принял участие заместитель губернатора Кемеровской области Марк Рудник, в прошлом — один из руководителей ГУВД.

— Вы являетесь спецназовцем в полном смысле этого слова, — обратился к губернатору Геннадий Николаевич. — В 1991 году, находясь в Москве, Вы непосредственно участвовали в освобождении Маши Пономаренко. Здесь, в Кемерово, дважды вели сложнейшие переговоры с преступниками, которые увенчались успехом. Вы действовали как настоящий профессионал антитеррора. Поэтому я бы хотел вручить вам медаль «90 лет со дня рождения Ю. В. Андропова».

Поблагодарив за награду, Аман Гумирович заметил, что он «очень уважает этого незаурядного человека». Затем Тулеев зачитал решение Губернской коллегии от 13 августа 2008 года о награждении Г. Н. Зайцева медалью «За честь и мужество».

Эта медаль, появившаяся в наградной системе области в 2003 году, изготовлена из серебра 925 й пробы, круглой формы диаметром 32 миллиметров, с бортиком по краю с обеих сторон. На ее лицевой стороне по окружности рельефно выполнены: слева — надпись из золота «За честь и мужество», справа — золотая лавровая ветвь, в центре — изображение герба Кемеровской области с напылением из желтого золота. На оборотной стороне имеется надпись по кругу «Кемеровская область», в центре — номер.

Согласно закону «О наградах Кемеровской области» этой наградой отмечаются россияне, иностранные граждане и лица без гражданства. Основанием служат самоотверженность, мужество и отвага, проявленные при спасении людей и охране общественного порядка, борьба с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

По ходу встречи была обсуждена ситуация в Кемеровской области. Аман Тулеев пригласил легендарного командира отдохнуть в элитном кузбасском санатории, находящемся в городе Белокуриха. Геннадий Николаевич, поблагодарив, презентовал главе региона свою книгу «Альфа — моя судьба».

Поездка Г. Н. Зайцева в Кузбасс, которую освещали местные средства массовой информации, выдалась насыщенной. Состоялись встречи с руководителями силовых структур, личным составом Управления ФСБ по Кемеровской области, отдельно — с ветеранами органов госбезопасности.

Также Геннадий Николаевич принял участие в работе первого заседания Координационного совета при Департаменте охраны общественного порядка МВД, которое провел генерал-майор Леонид Владимирович Веденов. В нем приняли участие руководители подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации.

Этого события ждали давно. Подобные советы уже работают в большинстве регионов страны, однако, органа, контролирующего их деятельность на федеральном уровне, до сегодняшнего дня не было. Появлению федерального Координационного совета, объединившего в себе руководителей подразделений ЛРР и лидеров охранно сыскных структур регионов страны, предшествовала длительная подготовка. Первые Координационные советы по вопросам деятельности охранной индустрии были созданы еще в 2001 году. Первооткрывателями в этом направлении стали Москва и Санкт-Петербург. Сейчас их передовой опыт переняли практически все регионы.

Геннадий Николаевич, как председатель Комитета по общественным наградам в области охранно сыскной деятельности, вручил три ордена, созданных специально для отличившихся бойцов. Их получили охранники из Уфы, Новокузнецка и Челябинска, которые, рискуя жизнью, обезвредили вооруженных преступников.

 << предыдущая статьягосударство и властьследующая статья >> 

Андрей Борцов
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Николай Олейников, Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Геннадий Зайцев
Александр Алексеев
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Илья Тарасов
Сергей Гладышев
Павел Евдокимов
Леонид Пантелеев
Юрий Нерсесов
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru