СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 7 (142) ИЮЛЬ 2008 ГОДА

Александр Канторович

«ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ-2008»

 << предыдущая статьяспорт и не только                                       

«Три, два, один, ноль — старт!»
Хрупкая девушка неожиданно резким движением вскинула тяжелый пулемет М249. Очередь! И в центре мишени появилась внушительная дыра. Перебежка, очередь — и ещё одна мишень встопорщилась лохмотьями от пробоин. Падение, перекат — еще очередь, еще…«Стоп!» — щелкнул секундомером судья: «25 секунд. Следующий стрелок — на рубеж старта!».

Это не съемки очередного боевика и не тренировки какого либо воинского подразделения. В Подмосковье прошел очередной этап ежегодной военно-тактической игры «День Независимости». Что это за мероприятие и какое отношение к нему имеет Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»?

Начнем с самого начала. Уже около 20 лет за рубежом используется электропневматическое оружие (ЭПО). Представляет оно собой абсолютно точные копии реальных прототипов боевого огнестрельного оружия, но стреляет 6 мм пластмассовыми шариками. Воздух для выстрела нагнетается электрическим компрессором. Есть и образы оружия, использующие предварительную заправку специальным газом, преимущественно это пистолеты. Дальность стрельбы обычно не превышает 70 метров. Мощности оружия хватает, чтобы и на этой дистанции шарик ощутимо щелкнул по цели. А на близком расстоянии вполне можно и синяк получить. По нашему законодательству ЭПО даже и оружием не считается, слишком слабое. За рубежом данное оружие, да и само направление деятельности в этой сфере называется «эйрсофт». В России для данного вида спорта принято название «страйкбол».

Зародилось это начинание в Японии, как раз для организации тренировок спецподразделений. Но постепенно это оружие стало расползаться по свету. В отличие от хорошо известного всем «пейнтбола» «страйкбол» не требует настолько серьёзной защиты игроков, оборудованных площадок, да и по своим баллистическим характеристикам ЭПО гораздо больше напоминает реальное вооружение. Около 10 лет назад появилось оно и у нас.

Поначалу все это были отдельные «пострелушки» разрозненных любителей, но постепенно данное движение окрепло, развилось и в итоге оформилось в «Ассоциацию страйкбола». Это далеко не единственное объединение любителей данного вида спорта, есть, конечно, и другие организации и не только в Москве. Данное увлечение является международным, крупные соревнования и военно-тактические и военно-исторические игры с применением ЭПО проходят за рубежом (Швеция, Франция, Прибалтика, Германия), в странах СНГ (Белоруссия, Украина) и, естественно, в России. Причем, надо отметить, в Украине и Белоруссии они проходят при поддержке бронетехники и авиации вооруженных сил. Более того, в Белоруссии значительная часть игроков состоит из действующих солдат и офицеров соответствующих подразделений.

При этом схожесть команд с реальными прототипами настолько велика, что, не говоря уже об отечественном кинематографе, который давно снимает их в боевиках, даже зарубежные кинооператоры (Израиль) приезжают в Россию, чтобы отснять тренировки российских аналогов своих подразделений. Хватает на наших играх и зарубежных игроков. При этом игр такого масштаба, как в СНГ, за рубежом можно сосчитать по пальцам. Для нас 200 300 человек — это норма, для них — событие, о котором долго помнят.

Но вернемся к «Дню Независимости — 2008». Данное мероприятие в 2008 году несколько отличалось от предыдущих военно-тактических игр. В основном своей направленностью и вариантами соревнований. Организаторами в этом году были предприятие, входящее в Ассоциацию ветеранов «Альфы» («Альфа спектр-3»), Ассоциация страйкбола и одна из старейших страйкбольных команд Москвы — «Лесные котики». Помимо традиционных конкурсов: стрельба из пистолета, ориентирование, радиообмен, полоса препятствий и т. п., были добавлены задания по прохождению «тропы сапера» (поиск и маркировка взрывоопасных предметов), эвакуация раненого бойца из подбитой бронетехники, оказание необходимой медпомощи, переноска пострадавшего и многое другое. Новинкой в этом году стал пулеметный конкурс, рытье окопов и стрельба из двух пистолетов. Существенно усложнили и полосу препятствий. Отрабатывалась организация патрульной и караульной службы в гарнизоне, охраны и обороны места базирования и отдельных объектов. В процессе игры оттачивалась техника антиснайперской борьбы, проводились мероприятия по поиску и нейтрализации снайперов. В течение нескольких часов команды, сменяясь, шлифовали тактику и технику зачистки сложных, частично разрушенных объектов.

Каждая группа должна была пройти сложный и длительный маршрут, с поиском на нем спрятанных объектов. Необходимо было в течение ограниченного времени найти объекты и доставить их на базу. При этом на пути группу подстерегали различные препятствия, засады и снайпера. На их поиск вышло одновременно чуть меньше сотни человек.

И даже ночью спать не пришлось почти никому. На заминированном участке леса проводился поиск спрятанных там предметов, при этом каждая команда работала не только против группы минеров, но и против остальных команд, выполнявших аналогичное задание. На лагерь постоянно выползали из леса неизвестные «ночные стрелки», в связи с чем против них были высланы поисковые группы и выставлены секреты. Так что все попытки «ночных стрелков» устроить в лагере беспорядки и проникнуть внутрь оказались безуспешными.

А в коротких промежутках затишья народ тянулся к кухне, которая на этот раз оказалась очень вкусной.

И все это длилось без перерывов почти двое суток. Можно сказать — обычные армейские будни. Да, для армии. Но средний возраст большинства участников не превышает 25 лет, и многие из них в армии не служили вообще. Конечно, организацией данных конкурсов и соревнований занимались специалисты с большим опытом подобной работы. Только у большинства участников такого опыта нет. И отрадно уже то, что вчерашний мирный человек, попав в такие, сложные даже и для опытного солдата условия вовремя умеет «включать голову» и правильно действовать. Значит, время, затраченное на такие мероприятия, не ушло впустую.

На Западе, не исключая, как уже говорилось, и Украину с Беларусью, в подобных играх активно участвуют ветераны и сотрудники спецподразделений, и такие мероприятия проходят при активной поддержке государства и армии.

К сожалению, в России после кончины всем известной «Зарницы», на ее месте не появилось практически ничего и подготовкой молодежи к службе в армии вообще почти перестали заниматься. Да и реальные специалисты, ввиду отсутствия денег на снаряжение и боеприпасы тоже присели на голодный паек. Какое уж тут обучение молодых, самим бы в форме удержаться…

Понятно, что долго такое положение дел продолжаться не могло. Несколько лет назад, усилиями отдельных энтузиастов были проведены совместные тренировки бойцов подразделений МВД, отправляющимися в командировку в Чечню и членов Ассоциации страйкбола. Ассоциация предоставила ЭПО для тренировок. Страйкболисты выступали оппонентами для солдат и показали неожиданно высокий уровень подготовки. А чему тут удивляться? Среди них хватает людей с боевым опытом, да и действующих сотрудников спецподразделений и военнослужащих достаточно. А результат — низкие потери данных подразделений во время командировок. Одно дело — стрельба холостыми патронами, и совсем иначе себя ведешь, когда по спине или по боку ощутимо щелкает несколько «пуль». Да и сам стрелять начинаешь быстрее и точнее.

Так понемногу и стало расти сотрудничество страйкболистов и Ассоциации ветеранов «Альфы». У одних есть желание учиться, у других есть что рассказать. Надо сказать, что популярность данного явления в последние годы растет как на дрожжах. И в этом нет ничего удивительного.

Где еще обыкновенный человек может научиться как правильно вести себя в критической ситуации? Как вести себя там, где происходит что то экстраординарное. Не обязательно это будут какие то военные или террористические угрозы. Вполне достаточно и обыкновенного стихийного бедствия, чтобы доселе организованная и размеренная жизнь вдруг резко обрушилась, превратив общество в неорганизованное стадо испуганных и потрясенных людей.

И в этой ситуации как раз люди, имеющие пусть и такой, можно сказать игровой, опыт как раз и сумеют найти правильный выход из сложившейся ситуации. Человек имеющий опыт командной совместной деятельности в нестандартных условиях может стать таким вот организующим звеном, которое и не даст разразиться панике. В общественном сознании населения давно уже существует потребность в подобного рода самоорганизации на случай критических ситуаций.

Наверное, именно поэтому в российский страйкбол приходят самые разные люди изо всех слоев общества. Нельзя сказать, что страйкбол стал эксклюзивным «хобби» для какой то отдельной части народа. Здесь можно встретить и студента, с трудом накопившего денег на единственный ствол, и руководителя собственной, весьма успешной, компании, у которого один только ночной прицел на оружии стоит на уровне «Жигулей». Здесь на равных работают менеджеры крупных банков с неслабой зарплатой и вчерашние студенты, только начинающие свою самостоятельную деятельность. Это одна из немногих ныне действующих эффективных форм самоорганизации, могущая в будущем, при минимальной поддержке «сверху» или даже вовсе без оной, положить начало всеобщей народной самообороне и «низовой» борьбе с организованной преступностью.

И, как связующее звено, в командах присутствуют действующие, либо ушедшие в запас военнослужащие. Они, как правило, и организуют весь процесс обучение и проведения совместных мероприятий. Да и окружающая молодежь все больше интересуется таким времяпрепровождением. Это ведь гораздо интереснее, чем тупое и бесполезное шатание по городу в полупьяной компании. И очень часто, вместо бессмысленного поглощения пива по выходным в ближайшем подъезде, принимают участие в многочисленных совместных мероприятиях и внутрикомандных тренировках. А таковых много. Только из крупных (с количеством участников от 500 человек) мероприятий можно отметить постоянные ежегодные Открытие и Закрытие сезона в Москве, Питере, ЮФО, Белоруссии, Украине. Традиционные ежегодные военно-тактические игры «День независимости», «Руки прочь», «Минский котел», «Диверсанты», «Батлфилд» — это крупные мероприятия с продолжительностью 1 2 дня. И все это организуется исключительно самостоятельно, непосредственно самими участниками данных мероприятий. Составляется сценарий, подготавливается площадка, по всем правилам фортификации строятся укрепления, арендуется техника и организуется питание и медобслуживание. Благо, что среди игроков достаточно много сотрудников МЧС и профессиональных врачей серьезной квалификации. Никакой помощи в данном вопросе от официальных органов, как правило, не бывает.

Следует отметить, что российский страйкбол пользуется за рубежом немалым авторитетом. На официальные игры может съехаться до 1000 и более участников. Только в Москве количество страйкболистов около 2000 человек. А есть еще и отдельные, не входящие в Ассоциацию страйкбола, команды, да и просто одиночки. Практически во всех крупных городах страны еженедельно проходят небольшие мероприятия местного масштаба. Да и уровень организации российских команд находится на должной высоте. Существуют команды, моделирующие отдельные подразделения различных армий (СССР, РФ, ГДР, Германии, Великобритании, США).

Когда номер уже готовился к печати, из Швеции вернулась сборная команда РФ, принимавшая участие в международной игре «Бергет-2008». Игра проходила у города Харносанд. На данной игре встречались команды из разных стран — Швеции, Великобритании, Германии и т. д. Мероприятие длилось несколько суток. Так вот, уже на первый день по стороне НАТО был отдан приказ — группами менее чем по 50 человек из лагеря не выходить. Иначе, при встрече с русскими, у них не будет никаких шансов… И вообще, на данном мероприятии российская сборная показала себя наилучшим образом. Среди бела дня пройти все посты и заставы НАТО, пройти через лагерь, войти в штаб и в упор расстрелять все командование стороны — такого еще никому за все время проведения «Бергета» не удавалось.

Из радиообмена между сторонами запомнились несколько характерных диалогов.

Блокпост НАТО (20 человек): «Внимание, тревога! На подходе к передовым позициям обнаружены русские, срочно требуем поддержки». Штаб НАТО: «Сколько их?». Блокпост -: «Видим двух человек!» Штаб: «Поняли, высылаем группу поддержки». Радиообмен противоположной стороны.

Дозор (3 человека):«Ребята. здесь в лесу натовцы, человек 10. Наблюдают за нашими позициями.» Штаб: «Отлично! Наконец то! Попробуем их сейчас обойти и прищучить. Осторожнее, не спугните их, а то сбегут…»


 << предыдущая статьяспорт и не только                                       

Егор Холмогоров
Павел Евдокимов, Николай Олейников
Матвей Сотников
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов, Владимир Семиряга
Николай Поляков
 
Юрий Нерсесов
Сергей Иванов
Павел Евдокимов
Илья Тарасов
Андрей Борцов
Илья Тарасов
Андрей Борцов
Игорь Пыхалов
Александр Канторович




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru