СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 5 (140) МАЙ 2008 ГОДА

Анатолий Кантор

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ РАССКАЗ

 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

Совсем недавно посетил я город своего детства и юности — Севастополь. Весна в Севастополе время особое. Воспоминания молодости сохранили, в буквальном смысле, цветущий город. Благоухание запахов — миндаля, персика, абрикоса, вишни, черешни, жасмина — всего, что цветёт в это несравненное время. Помнится, как после уроков мы беспечно бродили по городу, полной грудью вдыхая аромат цветущих деревьев и трав — какой волшебной и беззаботной была эта пора… Давно не бывал я в родных местах.
Однако, к грусти моей, в этот раз город произвел на меня удручающее впечатление… Примечательно, что даже сама природа не торопилась праздновать приход весны, явно без энтузиазма переживая погодные перепады, соответствующие текущему историческому моменту.

ПРОБЛЕМНЫЙ ЮБИЛЕЙ

Из истории, которую еще не успели переписать украинские власти, доподлинно известно, что Севастополь — ровесник российского черноморского флота (когда большая Россия ещё включала в себя Малую, Белую и прочая и прочая…). Основан он был в 1773 году от Рождества Христова и, стало быть, нынешний год — год 225 летнего юбилея двух ровесников — флота и города.

Севастопольцы это осознают, а вот городская администрация киевского разлива, симферопольской воровской волости (глава города, как известно, назначается действующей самостийной властью) похоже, не совсем. Да и как же ей это осознавать, если условно «доблестный» украинский флот, сформированный из советских перебежчиков, не насчитывает и двух десятков лет. Какой уж тут праздник? Ну, курям на смех…

Видимо, исходя из этой киевской установки, местная исполнительная власть, в преддверии сей знаменательной даты, и превратила город в сплошной долгострой.

Идешь по центру города: Большая Морская, Приморский… — и бросается в глаза обилие стихийно уложенной тротуарной плитки, которую кладут уже не только под ноги горожанам, но и облицовывают ею некоторые части зданий.

На первый взгляд такое пристрастие севастопольцев к этому тротуарному покрытию вызывает недоумение. Однако, как выясняется, — сами севастопольцы тут не причем. Плитка эта — плод нежной любви городской администрации и, — как утверждают злые языки, — любовь эта не бескорыстна и обусловлена откатами предприятий, производящих этот уникальный, в своем роде, продукт.

На исторической набережной Приморского бульвара в плитку одевают даже старые камни, олицетворяющие дорогую каждому коренному жителю города историю. Такого не было еще никогда.

Набережная пережила не одну оборону города, несколько реконструкций и вот сейчас, после бесславной сдачи города властями России самостийному украинскому бомонду, ей решили придать новый вид. Так сказать — в ново украинском стиле. Коренные жители города опасаются, что стараниями варяга-Куницына (нынешний глава города) и «расстрельную» стенку Приморского бульвара тоже оденут в милую его продажной душе плитку.

Чего стоит исторический Матросский бульвар, в канун юбилея превращенный в сомнительную строительную площадку. Примечательно, что сам Куницын прикрывается именем некоего фонда «Возрождения славянского единства», в котором, опять же по слухам, торчат уши другого концессионера и друга-афганца — подмосковного губернатора Громова. Вот только почему то все это безобразие отдано на откуп турецкой строительной компании «ЭРБЕК»? Видимо турки обеспечивают достойные откаты в администрацию города.

Ушаков или Потёмкин, стоявшие у истоков города, наверно и представить себе не могли, что бывшие исторические соперники получат подряды на передел Матросского бульвара. Символично, что основной достопримечательностью Матросского бульвара является памятник Казарскому — исторический монумент, поставленный во славу героического сражения русского брига «Меркурий» с 20 ю корабельными пушками с турецкими кораблями «Сешимия» (110 пушек) и «Реал-бей» (74 пушки). Это событие мая 1829 года даже превосходящим по огневой мощи противником признавалось величайшей храбростью русских моряков.

«Потомству в пример» — написано на памятнике. Только вот, к стыду нашему, потомство образца второй половины 90 х и начала 2000 х, озабоченное борьбой за денежные знаки, оказалось позорным по своей природе…

Правда, справедливости ради, надо отметить, что Куницын, известный среди севастопольцев своим мздоимством, по своему рождению к городу не имеет совершенно никакого отношения. Как выяснилось, он — уроженец п. Бекдаш, Красногвардейского района, Туркменской ССР. Урюк, короче… И, как истинный трубоукладчик по специальности, видимо мыслит до сих пор исключительно теми категориями, которые приобрел в начале своего трудового стажа. Собственно украинской власти такой градоначальник в Севастополе и нужен.

Сейчас в городе идут массовые митинги против Куницына, как естественное желание жителей противостоять симферопольскому ворью. Но Куницын не сдается, — нагнал «афганцев» в свою поддержку. Один мой знакомый, занимающий немалую должность в севастопольской организации афганцев, на мой вопрос: «С какого перепугу надо поддерживать этого вора?» ответил: «… Ну я, конечно, против него, — но пойду постою, — чтобы вопросы потом не задавали…».

Вот так и стоят бесхребетные севастопольские «афганцы» в поддержку своего благодетеля, который в благодарность протежирует бизнес этой организации, но сам то гребет в разы больше.

СТОЛИЦА ДВУХ ФЛОТОВ

То, что Севастополь столица российского черноморского флота — это известно всем и не только в нашей стране. А вот то, что в данный примитивно-исторический момент в городе, понимаете ли, зародился еще один флот — это знает не каждый. Ну, флот не флот, а так (местные поговаривают) — полтора корабля. Но зато амбиций! Понятное дело, советские офицеры-перебежчики сразу прыгнули в званиях, присягнув (а точнее — нарушив данную ранее присягу) самостийной Украине.

Отойдем от проблем украинского флота, тем более что на сегодняшний день это условная боевая единица. Пусть они развиваются, продавая всё и всяк, — это их демократическое право.

Кстати, один мой знакомый рассказывал, как в свое время еще Кучма в Балаклаве подпрыгивал (в силу значительной разницы в росте), пытаясь сорвать погоны с ихнего адмиралисимуса — Ежеля за то, что единственный флагман украинского подводного флота был не в состоянии нырнуть, так как бабки распилили, а аккумуляторы, закупленные для лодки — не подходили. Забавное, говорят, было зрелище… Сам не видел, потому красочно живописать не могу.

С последователями гребного флота запорожского казачества в принципе все ясно, а что касается останков российского флота на севастопольской базе, то тут вопросов хватает.

Во-первых, известно, что база флота в перспективе будет якобы где то в районе Новороссийска. Но от уважаемых российских адмиралов я слышал, что проект этот — сомнительный, ибо альтернативы севастопольским бухтам у России нет.

Этот тезис в прошлом году подтвердила даже сама стихия, раскидав корабли на Азове. Эта прошлогодняя, с позволения сказать, Цусима лишний раз доказала, что Черное море коварно. Едва ли в районе Новороссийска можно создать искусственно альтернативу базирования флота. Опять же от адмиралов я слышал: эта затея — своеобразная стиральная машина на подрядах от МО РФ.

Если пройтись по внутренней части здания штаба ЧФ в Севастополе (удовольствие не для всех желающих), то первым делом чувствуется «чемоданное настроение», витающее в этом месте. Внутренность давно требует ремонта, а о приметах готовящегося «бегства» ЧФ РФ даже не берусь рассказывать.

Низшие звания в штабе флота, не присягнувшие «безкорабельной» самостийности, с горечью говорят (не всем конечно, а тому, кто сидит в ожидании приема у большого начальника, а значит «свой человек») о неопределенности существования и отсутствия ясности в отношении базирования флота со стороны России. Это и понятно, — в Московии адмиралы тоже сознают, что выводить флот, по большому счету, некуда. Все разговоры о финансировании «новой базы» — лишь эффективные отмывочные конструкции, к дислокации флота имеющие весьма отдаленное отношение.

Беспокойство коренных жителей Севастополя, связавших свою судьбу с российским флотом, можно понять, — а ну как адмиралы «драпанут» под Новороссийск (от нынешних «флотоводцев» всего можно ожидать). Хотя большинство не теряет надежду, что этого не произойдет и у российского руководства хватит смелости решить проблему Севастополя и флота не с точки зрения сомнительной хрущевско-ельцынской юридичности, а исходя из исторических реалий.

БЕССЛАВНО ПАВШИЙ…

Севастополь — это не просто город, — это своеобразный символ стойкости российских моряков и доблести русского оружия. В боевую историю Российского и Советского государства навсегда достойно вписаны две, прославившие его на весь мир, обороны Севастополя. Но это — увы, заслуги прошлого… Тогда противник был внешний, опасность явная и город держался до последнего вздоха, четко понимая — где свои и где чужие.

А вот позднее, когда бывшие секретари союзных республик в Беловежской пуще терзали страну, деля её на удельные республиканские княжества в угоду тщеславию стремящихся к власти местных Наполеонов, — Севастополь пал, — совершенно бесславно пал жертвой предательства и недальновидности высшего руководства страны. Эта страница его истории явно не стала знаменательной. В пылу политической возни про город просто забыли. Если бы в то время российские власти осознавали хотя бы какую то ответственность перед своим народом, то, верно, вспомнили бы про город-герой Севастополь.

К несчастью, было не до того, — в те лихие времена выкормыши КПСС очень торопились поделить страну и побыстрее получить (пусть даже во временное пользование) земельные наделы, эквивалентные по площадям союзным республикам. Значительно позже, обсуждая с участниками тех событий судьбу Севастополя, я с горечью понял, что стоило российской стороне только заикнуться тогда про город и Крым — сегодняшней проблемы не было бы вообще.

Вслед за тем многие российские политики крикливо заявляли о поддержке города, но на деле толку от этого было мало. Откровенно говоря, население города все больше и больше разубеждается в том, что в нынешней России можно найти реальную поддержку. Думаю, в этом оно право. России не до этого — власть занята подсчетом нефтяных и газовых барышей, пока мировые цены на энергоносители бьют рекорды.

В самом Севастополе, к сожалению, достойных лидеров пока не наблюдается, — народные избранники, заседающие в Горсовете, озабочены лишь традиционным для всего постсоветского общества вопросом — «воруют, понимаешь…». Нынешнее противостояние Горсовета и Куницына — чистые бизнес-разборки. Видимо глава города оказался непредвиденно жаднее и перестал делиться, — вот и воюют между собой две ветви власти — законодательная и исполнительная.

ПЛОДЫ «САМОСТИЙНОСТИ»…

За годы самостийности в составе Украинского государственного новообразования город потерял практически все промышленные предприятия. Основная масса севастопольцев в настоящее время трудится на всевозможных рынках — ну «бизнес» у них такой, потому как работой это назвать язык не поворачивается. Барахолки — это, в настоящее время, пожалуй, одна из характерных примет города. Людей можно понять — жить как то надо, — не у всех же есть возможность производить и поставлять Куницыну дорожную плитку в счет городского бюджета…

Севастопольский морской завод, в свое время обеспечивавший работой большую часть населения города, лежит сегодня в руинах. Проходные, где в былые годы люди, в начале и конце рабочего дня, стояли в очередях, теперь свободны.

Та же ситуация и с многочисленными военными предприятиями. Строения радиозавода, к примеру, приспособили под торговый центр (с дистанционным управлением из Киева), а в этом году запустили очередную новомодную достопримечательность — каток. Те предприятия, что еще не уничтожены, как то пытаются свести концы с концами, но пребывают явно не в лучшем виде. Да и отчего жировать то? Раньше работу предприятиям города давал флот, а теперь все на самовыживании…

Единственное, что сейчас в городе идет ударными темпами — это неконтролируемая застройка. На первый взгляд кажется, что в городе не существует абсолютно никакого градостроительного плана, как и, собственно, главного архитектора…

Но это — только на первый взгляд. Если приглядеться, то архитектора города можно, к примеру, в обед встретить в Калипсо, который год находящегося в стадии перманентного строительства, в Арт. бухте, трапезничающим и там же катающим шары в бильярд. По-видимому, дружеские отношения хозяев этого заведения с главным городским архитектором и позволяют «частному капиталу» согласовывать подобные строительные «шедевры», уродующие центральную часть городской бухты.

Ладно бы только в этом заведении пасся главный зодчий города. Судя по тому, что в настоящее время возводится в Севастополе, можно предположить, что городской архитектор «пасётся» не в одном Калипсо. Посмотрев правде в глаза, можно с сожалением признать, что современные архитектурные изыски больше похожи на строительных мутантов, чем на творения талантливых профессионалов.

Взять знаменитый долгострой, который уже несколько лет возводит в центре Большой Морской бывший «продвинутый» официант одного из севастопольских ресторанов, а ныне «видный» городской предприниматель.

Из года в год растет этажность явно чуждого архитектурному облику города изваяния, которое строит ЧП ТК «Диалог». Примечательно, что нижние этажи этого безобразия уже функционируют по полной. То есть объект каким то образом вводится в строй и сдается севастопольским властям частично, а значит, сколько еще этажей хозяин по «сходной цене» согласует с городским архитектурным управлением можно только гадать.

Уже сейчас это сооружение заслоняет собой вид на Большую Морскую с центрального городского холма. Расположившееся в непосредственной близости от исторического здания севастопольского главпочтамта, оно так же перекрывает вид на него со стороны Большой Морской, выглядит инородным телом, вносящим диссонанс в исторический облик одной из центральных улиц города.

Примечательно, что в 50 х, восстанавливая город после военной разрухи (Сталин поручил эту задачу ленинградским архитекторам), создавая гармоничный архитектурный ансамбль города, архитекторы не позволяли себе подобного безобразия…

О нынешней «архитектуре» города, а точнее об её полном отсутствии, можно говорить до бесконечности. Это и стихийная застройка остановок общественного транспорта громоздкими торговыми точками непонятных форм, и убогие ресторанные заведения, и прочие, разного назначения, забегаловки.

Складывается впечатление, что Киев поставил сознательную задачу: так архитектурно изуродовать Севастополь, чтобы его облик навсегда потерял свой исторический вид. Дабы в будущем не вызывать у России ненужных ностальгических настроений по былой славе русских моряков…

Опять же на центральном городском холме (в народе его называют «адмиральской горкой») ваяется что то настолько невнятное, что даже предположить трудно, как это все будет выглядеть и когда, наконец, этот долгострой завершат. Здесь вообще получается нагромождение стилей — скворечника и исторического административного здания, построенного задолго до обретения Украиной самостийности и появлений «ново украинских» архитектурных течений.

Судя по виду этой конструкции, подрядчик с незатейливым названием ЧП «Стена» (видимо, как следует из названия, специализация подрядчика — возведение исключительно стен) решил поставить на крыше старого здания бетонный скворечник, а чтобы здание под его тяжестью не рухнуло, по всему его фасаду смастерили бетонные колонны. Похоже идею этого стильного решения строители почерпнули в русской сказке (странно, что не в украинской) — было такое жилище на курьих ножках у одного (точнее одной) сказочного персонажа… Ну очень похоже, по крайней мере с виду эта загадочная реконструкция исторического здания навевает такие мысли.

Это только часть, а если пройти по всему городу… В глаза бросается столько архитектурного хулиганства, что перечислить его в рамках одной публикации просто невозможно. Видимо, как я предположил выше — чтобы приезжающим российским политикам он вообще не напоминал былой российский город — Севастополь. Возможно, потом и название поменяют, кто знает? В театре современного политического абсурда можно ждать любой развязки сюжета…

ЛУЖКОВ ОТМЕТИЛСЯ…

Есть в центре города и следы российского современного зодчества. Как известно самый хозяйственный из ныне хозяйствующих российских градоначальников — Юрий Михайлович Лужков любит «помечать» территорию… табличками «Дом Москвы». Сразу заметим, дабы не было потом кривотолков, что не «Дом Лужкова», а все как полагается — «Дом Москвы».

Примечательно, что «метит» территорию московский градоначальник не только на просторах бывшего СССР. Я встречал подобные таблички и в странах бывшего соцлагеря. К примеру, в той же Софии и других городах.

Стоит отметить, что удостаивает своим вниманием московский градоначальник исключительно добротные, причем не только уже давно существующие объекты.

В Севастополе, к примеру, уважаемый Юрий Михайлович «пометил» очередной объект, возведенный не так давно, — в 2002 2003 годах.

Нет, как раз к архитектуре претензий нет, — это, пожалуй, единственное здание в Севастополе, органично вписавшееся в уже существующий ансамбль города. А вот качество, как практически у всего, произведенного в последние годы, подкачало — здание осыпается буквально на глазах, как бы олицетворяя состояние современной России…


 << предыдущая статьяпозицииследующая статья >> 

Егор Холмогоров
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Геннадий Зайцев
Николай Павлов
Егор Холмогоров
Борис Борисов
Егор Холмогоров
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Игорь Пыхалов
Юрий Нерсесов
Анатолий Кантор
Геннадий Крючков




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru