СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 5 (140) МАЙ 2008 ГОДА

Егор Холмогоров

РОССИЯ – ПОБЕЖДАЙ!

                                     первая полосаследующая статья >> 

Свершилось. Россия — чемпион мира по хоккею! Пятнадцать лет мы, люди старшего поколения, ждали этого дня. В захватывающем ледовом сражении русская команда преодолела, победила — и не кого нибудь, а канадцев, воскресив в памяти легендарные времена «суперсерии». Честный бой и великолепная победа.

РОССИЯ – ПОБЕЖДАЙ!

Всё, как в старые добрые времена — две хоккейные супердержавы сошлись в поединке. Игру когда то придумали канадцы, и они же долгое время были, по сути, единственными её «олимпийскими небожителями». Было даже немного неинтересно, — хоккей считался почти национальным канадским видом спорта.

Ситуация изменилась в 1954 году, когда русские на своем первом же чемпионате мира одержали поразившую всех победу. С этого момента хоккей, можно сказать, вышел на мировую арену, на время даже затмив футбол. Во многом благодаря именно русским хоккеистам стал игрой настоящих мужчин, одной из немногих демонстраций героического духа в почти уже не героическом мире. Фетисов, Макаров, Харламов, Третьяк — четыре имени из шести легендарных имен мирового хоккея, названных в том году — русские.

С упадком Советского Союза, как сверхдержавы, вполне естественно, что и хоккей, как битва гигантов, начал деградировать прямо на глазах, превратившись лишь в рекламное приложение к коммерческим играм НХЛ. Стало казаться, что все наши спортивные силы затянуты в эту легионерскую дыру, навсегда отняты у России. Поэтому то, что удалось совершить русским игрокам на чемпионате 2008 года — настоящий патриотический подвиг.

Великая русская хоккейная команда восстала из пепла. «Легионеры», каждый из которых — хоккейная звезда в США и Канаде, — собрались под русским флагом и показали настоящую сыгранную борьбу. Борьбу до полной самоотдачи, — несмотря ни на что и ни на кого

Они стали олицетворением сегодняшней России, вынужденной прежде играть в чужом мире и по чужим правилам… И неожиданно оказалась, что — и в этом мире, и в этой игре не по своим правилам — русские сильнее.

Игра шла весьма непросто. Когда встречаются две команды признанных мастеров суперпрофессионалов, то, по большому счету, все решает психология — моральный, командный дух.

Атмосфера в Канаде была очень сложной. Канадцы, как и американцы, не чужды самых некорректных приемов психологического давления на соперников.

На памяти у нашей страны унижение 2002 года в Солт-Лейк Сити, когда канадцы устроили скандал с небывалым вручением «вторых золотых медалей» своим фигуристам. В этот раз все также отмечали, что психологический прессинг на русскую команду был достаточно тяжелым. Непосредственно перед матчем, прямо на въезде в Колизей, автобус с игроками был в грубой форме задержан канадской полицией. Нетрудно себе представить, что игроки вышли на лед с несколько подпорченным настроением.

Однако в том и состоит парадокс русского духа, что любые подобные уколы, если мы настроены на борьбу, делают нас только злей и упорней. Когда то, на поле битвы при Цорндорфе, прусский король Фридрих II услышал от своих приближенных: «В воле вашего величества бить русских правильно или неправильно, — но они не побегут».

Дважды российская команда проигрывала в счете две шайбы, несколько раз оставалась в меньшинстве. Канадцы играют в напористый, психологически атакующий «дебютный» хоккей, рассчитанный на то, чтобы сразу морально сломать соперника.

С русскими, когда на поле действительно русские, а не расхристанные «общечеловеки», этот номер не проходит. В нашем хоккее судьбу матча решает последняя шайба, а не первая и мы знаем, что нет таких безвыходных положений, из которых не бывает выхода.

Великолепная победа в этом, поистине историческом матче, явилась закономерным результатом сложения спортивного мастерства, русского характера и искреннего глубокого патриотизма, который всегда был отличительной чертой настоящего русского хоккея.

Именно такому хоккею, основанному на бескомпромиссном патриотизме, учил своих питомцев Анатолий Тарасов.

Думаю, что произошедшее на канадском ледовом поле заставит задуматься не только канадцев — каждому стало очевидно — русские вернулись.

Надо было видеть слезы болельщиков. Надо было слышать то, с каким неподдельным волнением хоккеисты и болельщики пели на старую победную мелодию новые слова гимна — «Хранимая Богом родная земля». Надо было чувствовать, что творилось в эти минуты на улицах Москвы, какое искреннее и радостное возбуждение было на лицах. Казалось бы — всего только спортивная победа. Но нет, — эта победа — как еще одна весенняя ласточка!

Кстати сказать, в последнее время поводов для радости, у нас, к счастью, прибавилось. Когда всего за одну неделю мы узнаём о том, что рубль теперь считается «самой перспективной мировой валютой»; что в воздух поднялся, разработанный в России, первый самолет «с нуля» — «Sukhoi Superjet-100»; что питерский «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, — то начинаем верить, что, наша страна, похоже, и в самом деле входит в какую то удивительную полосу «везения». Тьфу-Тьфу.

Но вот чемпионский титул в хоккее — одном из самых, пожалуй, боевых и командных современных видов спорта, показал, что речь идет не только о «везении». Не о некоей случайности и не о том, что всё куплено за деньги (хотя возможность купить, что надо за «газпромовские» деньги — тоже достижение; ведь этим еще надо уметь беззастенчиво пользоваться).

Речь идёт о том, что в Россию возвращается бойцовский дух. И не только в спорте.

Думаю не только Россия, но и весь мир взволнованно следил как на Красную Площадь впервые, опять же — за много лет, вступили танки, зенитные комплексы и баллистические ракеты. Это был больше, чем показ современной техники. Это был символ — емкий и прозрачный.

В течение многих лет Россия фактически существовала в режиме полузавоеванной страны, добровольно признавшей своё поражение, наложившей на себя контрибуции и ограничения за, не ею начатую и не ею проигранную войну. Пешие прогулки на Красной Площади, даже в День Победы 2005 года, были обидным символом этого геополитического унижения.

И вот — свершилось то, что стало еще одним символом освобождения. Как замечательно написал современный поэт Всеволод Емелин:

Здравствуй броня горячая,
Сладкий запах солярки.
Каждый нормальный мальчик
Должен смотреть на танки.

Характерно уже то, что — одним словом, одним движением — России удалось остановить агрессию против Абхазии и Южной Осетии, запланированную американской марионеткой так, чтобы подгадать под «пересменку» власти в Кремле.

Теперь Саакашвили и его натовские приспешники могут говорить все, что угодно. Могут делать вид, что всё это — «провокация России». Но всем, кто минимально в курсе, хорошо известно, что словом России на границе Абхазии были остановлены 50 тысяч головорезов, готовых убивать и уничтожать всё на своем пути.

«Русского царя уж не бессильно слово». И про руку понятно, что она не дрогнет. Другое дело, что сегодняшняя Россия, de facto, самое миролюбивое государство на планете. Не потому, что мы боимся войны. Не потому, что нам нечем или мы не умеем воевать, а потому, что каждый день, каждый час, каждая минута мира делают нас сильнее.

Запад, в некотором смысле, попал в собственный капкан. Он твердил нам — вы умеете только воевать, а вы учитесь торговать, будьте «экономически эффективней», дивите по законам рынка. Ныне он воет оттого, что Россия начала обходиться с ним именно по этим законам. Стонет оттого, что каждый баррель нефти приходится покупать у русских больше чем за сто долларов, а скоро перевалит и за двести.

Теперь ещё начался и геополитический «хоккей» между Россией и Канадой. Не только на квебекском катке, но и на Северном Ледовитом Океане.

«Новый поворот в эпопее «поделим Арктику» наметился, когда стало известно о нахождении в спорных водах «флота атомных ледоколов», — сообщает «The Daily Telegraph», — Канада забила тревогу о том, что Москва активно пытается «незаконно» захватить порядка 10 млрд. тонн газа и нефти.

Именно столько, по оценкам ученых, сокрыто под арктическими льдами. Уже несколько месяцев российские ледоколы исследуют 2,5 метровую толщу замороженного океана. Узнав об этом, Канада удвоила финансирование (до 40 млрд. долларов) своих работ по изучению морского дна Арктики, чтобы обосновать законность своих претензий на ресурсы арктического шельфа.

В районе спорных территорий планируется построить флот из патрульных судов для «охранных» работ, а также специальный армейский учебный центр для подготовки к военным действиям в бухте Резолют.

В начале августа 2007 года экспедиция «Арктика-2007» провела ряд исследований на дне океана в районе Северного полюса. Впервые в истории был проведен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр; на дне океана был установлен российский флаг.

В результате экспедиции было установлено, что хребет Ломоносова принадлежит к российскому шельфу. Канаду прошедшая экспедиция явно не обрадовала. Глава канадского МИДа Питер Маккей назвал ее «шоу» и обвинил Россию в том, что она заявляет права на эту территорию.

В апреле бывший капитан-лейтенант Береговой охраны США Скотт Боргерсон высказал мнение, что Вашингтон должен начать с соглашения между США и Канадой по поводу законодательной базы по Арктике, так как глобальное потепление открывает северные морские пути. Он также призвал американских лидеров отнестись всерьез к суверенным требованиям Канады по поводу Северо-Западного прохода, — сообщает newsru.com.

«Сейчас нет четких правил управления этим экономически и стратегически важным регионом… Если Вашингтон не возьмет на себя роль лидера в дипломатическом урегулировании, Арктика может дойти до вооруженного конфликта». Уточнений, какие именно страны будут втянуты в конфликт, не прозвучало, но упорство, с которым Россия претендует на большие территории у своего побережья, подчеркнули отдельно».

Ранее в Брюсселе комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой и еврокомиссаром по внешним связям Бенитой Ферреро-Вальднер был составлен доклад, в котором говорилось, что глобальное потепление, вероятно, приведет к опасному столкновению России с Западом из за огромных минеральных богатств Арктики.

Что до российской реакции на всемирное возмущение, то оценку происходящему давно дал Владимир Путин: «Да, мы защищаем свои интересы, хотим доказать наши права, собираем доказательства именно для открытого и предметного диалога на этот счет, и будем действовать и дальше так, — в границах существующих международных процедур». Такими словами бывший президент призывал мировую общественность к нормальному диалогу в рамках ООН».

Истеричные газетные «шавки» Парижа, Лондона и Нью-Йорка голосят об «энергетическом оружии» Москвы, пугают себя и свою тещу паутинами русских газопроводов, опутывающих Запад. Но — «ты сам построил тюрьму». А не вы ли хотели торговать с нами по «рыночным ценам»? Или «рыночная цена» для вас — это цена, заниженная в сотни раз, проставленная под давлением авианосных ударных группировок? Перебьетесь, а то скоро и того не будет.

Раз уж даже Чубайс, — не кто нибудь, а Чубайс! — заговорил о том, что «Газпрому» неплохо бы вспомнить и о внутреннем рынке: «У нас есть западный поток, северный поток, южный поток… Я считаю, что нам нужен российский поток, — спрос в России сильно растет»…

Кто бы мог подумать, что, кичащийся своими индустриальными и высокотехнологичными достижениями Запад споткнется на банальности. На том, что в постиндустриальную эпоху основным фактором производства вновь станет… земля. Что не хватать начнет не автомобилей и видеомагнитофонов, не станков с программным управлением и компьютерных систем, а элементарного — земли, продуктов, воздуха, воды, нефти, газа, — то есть того, что соорудить человеку из воздуха практически невозможно.

Можно, конечно, предположить, что часть современного кризиса капитализма, особенно его аграрного кризиса, спровоцирована правящей миром финансовой олигархией, которая поняла, что ей стало невыгодно и недоходно вкладываться в Запад. Такое вполне возможно. В данном случае она является нашим объективным союзником.

Только Россия может предоставить достаточно выгодные, достаточно надежные, свободные от многих рисков, связанных с инвестициями, (например, в Китай), условия для вложения этих капиталов мировой олигархии. А значит — пусть и она работает на нас. Главное не забыть, что у нее — свои цели, а у великой, вечной России — свои.

Такое «переселение» в Россию мирового капитализма нам уж точно гораздо выгоднее, чем нынешнее положение, когда своим стабилизационным фондом мы финансируем дыры в экономике американского гегемона.

Без ужаса, стыда и возмущения невозможно читать, что «в облигации ипотечных агентств США вложена почти четверть золотовалютных резервов России. В проекте годового отчета ЦБ за 2007 года указано, что на 1 января 2008 года в облигации Fannie Mae, Freddie Mac и Federal Home Loan Banks (FHLB) было инвестировано 100,8 млрд. долларов.

За прошлый год ЦБ увеличил эти инвестиции в 2,5 раза, и, на начало года, на эти бумаги приходился 21 % «копилки» страны (на 1 января резервы составляли 476,4 млрд. долларов) и 37 % от общего объема средств, вложенных в бумаги иностранных эмитентов. С начала 2007 года из за ипотечного кризиса в США акции Fannie Mae подешевели на 50 %, Freddie Mac — на 60,8 %. Обе компании сообщили об убытках по итогам 2007 года, в 2,1 и 3,1 млрд. долларов, и теперь собираются привлечь по 15 млрд. долларов, чтобы справиться с потерями».

Интересно, конечно, осознавать, что чисто теоретически наш ЦБ может сделать бездомными миллионы американцев. Но лучше бы он дал крышу над головой миллионам русских бездомных. Игра на финансовых рынках мира должна идти исключительно по нашим правилам, — другая нам не нужна. Иначе Россия будет не более чем марионеткой финансовых воротил.

Спору нет, сегодня уже не актуально говорить, что Россия — «сырьевой придаток» Запада. Кто чей придаток — теперь большой вопрос. Впрочем, не нужна нам и судьба Европы с США, участь которых была практически определена международной финансовой олигархией. Их история фактически лишилась собственной сущности и собственного развития и превратилась в не более чем подраздел истории мирового капитализма.

Боже, обереги от такой доли Россию. У неё своя, предначертанная свыше, судьба. Чтобы реализовать её, допустимо применять любые средства, предоставляемые историей — власть, деньги, оружие, знания, признание и поддержка честных людей, которых даже на Западе сегодня становится всё больше.

Удивительно читать в чешской газете, где еще не так давно ничего, кроме истерик по поводу 1968 года не было, такие поразительные слова:

«У меня также вызывает симпатию гордость, которую испытывает российский народ. Уважение к своим предкам и к их наследию. Отваге тех, кто голыми руками боролся с врагом, зачастую более сильным и лучше вооруженным, но никогда не отдавал неприятелю свою землю. Это доказывает, что не все обязательно должны быть послушны мировым и международным союзам. Неправда, что их власти невозможно сопротивляться, что это «естественное развитие», которому мы должны уступать. Россия стала для меня надеждой на лучшее будущее славян и всех европейцев.

Россия — одна из немногих свободных стран и я хотел бы, чтобы и наша страна была такой. Россия — страна, где еще сердца горячи, люди не задушены супермаркетами и потребительской жизнью. В России кровь героев, впитавшаяся в землю, требует защищать свою родину, голос народа — это голос государства, а гордость — естественное чувство, заполняющее сердце.

Русские для нас, как патриотов, безусловно, стали обещанием справедливости. Наши взоры с надеждой устремлены на Восток. Как это было в эпоху Национального возрождения, — когда чешские патриоты искали в России защиту от Австрийской монархии, — так и ныне мы ищем там защиту от давления сегодняшней системы».

Это только начало. Достаточно скоро мир убедится, что более справедливого и милосердного, более надежного и благородного миропорядка, чем Русский Порядок, — вообразить себе попросту невозможно.

Что русские побеждают не потому, что другие хуже; не потому, что мы подлее или коварней, а потому, что мы — лучше, чище душой; и, главное, — мы готовы делиться победой с другими. Делиться великодушно и искренне. Только теперь, — научившись на горьком опыте собственной Истории — не в ущерб себе и нашему Делу.

При этом не надо забывать, что громкие спортивные победы должны быть лишь верхушкой айсберга, показателем возрождения отличной физической формы и бойцовского духа нации. Что, сами по себе, даже самые громкие золотые медали ничего не дают, если они не подвигнут сотни тысяч мальчишек следовать за чемпионами, равняться на них, сделать их своими кумирами для подражания.

Вспоминаются по этому поводу слова замечательного английского писателя Гилберта Кийта Честертона и его прекрасное эссе «Патриотизм и спорт», в котором он предостерегает соотечественников от увлечения «чемпионским» спортом в ущерб массовому:

«Иногда можно услышать, что битва при Ватерлоо была выиграна на крикетных площадках Итона. Очень неудачное замечание: победа англичан при Ватерлоо в куда большей степени объяснялась тем, чем объясняются все военные победы — мужеством и стойкостью армии в почти безнадежной ситуации. Битву при Ватерлоо выиграло упрямство обычного солдата — человека, который в Итоне никогда не бывал.

Нелепо говорить, что судьба Ватерлоо решилась на крикетных площадках Итона. Но честно было бы сказать, что она решилась на зеленом лугу, где неумело играли в крикет неуклюжие деревенские парни. Битву выиграли обычные люди, средние англичане. Эту битву выиграли плохие игроки в крикет — масса людей, обладающая неким минимумом спортивных навыков и инстинктов.

Когда такие вещи делаются плохо — это добрый знак для нации. Это значит, что их делают все. И дурной знак для нации — когда такие вещи делаются очень хорошо: это значит, что ими занимается лишь горстка чудаков и специалистов, а вся остальная нация только на них смотрит.

Турнир перестал быть здоровой схваткой, в которой может попытать силы любой обычный человек: теперь он проводится за высоким забором, под охраной, и представляет собой поединок прославленных чемпионов, против которых обычному человеку выходить бессмысленно — да его никто туда и не допустит. Пока игра остается игрой, — все хотят в ней участвовать. Когда она становятся искусством — все хотят на нее любоваться».

Профессиональный спорт тешит национальную гордость и этим прекрасен, но подлинную силу нации показывает только массовый спорт. Важны не три профессионала НХЛ, играющих на экстра-уровне, а тридцать миллионов мальчишек, становящихся зимой на коньки и берущих в руки клюшку.

Как только они это сделают, можно считать, что высший смысл существования спорта достигнут, спортивная победа перестает быть только спортивной, превращаясь в национальную.



                                     первая полосаследующая статья >> 

Егор Холмогоров
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Геннадий Зайцев
Николай Павлов
Егор Холмогоров
Борис Борисов
Егор Холмогоров
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Игорь Пыхалов
Юрий Нерсесов
Анатолий Кантор
Геннадий Крючков




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru