СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 9 (132) СЕНТЯБРЬ 2007 ГОДА

Павел Евдокимов

ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Страшное горе пришло 4 сентября в семью офицера «Вымпела» Михаила Кузнецова, одного из десяти сотрудников Центра специального назначения ФСБ России, погибших при освобождении заложников в Беслане. Ровно три года спустя, почти что день в день, в родном селе Кузнецова неизвестные убили его дочь. 18‑летнюю Оксану зарезали на следующий день после того, как в Раменском районе торжественно открыли памятник её отцу.

ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

«Домовой»

В милиции Раменского района Подмосковья о случившемся ЧП стало известно от Татьяны Станиславовны Кузнецовой. Во вторник 4 сентября около 18 часов она позвонила в местное УВД, сообщив, что неизвестные тяжело ранили её дочь. Когда в дом Кузнецовых в деревню Юрово приехали оперативная группа и «Скорая помощь», раненая скончалась от кровопотери и болевого шока.

К этому времени жители Юрова увековечили память своего земляка-героя, и 3 сентября в местной средней школе, где сейчас учится его сын Никита, был установлен памятник работы скульптура Олега Ершова. Именно Оксана, пришедшая на торжество со своей шестимесячной дочерью Настей, сдёрнула покрывало с постамента…

«Во время штурма школы Кузнецов эвакуировал более двадцати раненых заложников, — рассказывает вице-президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», полковник запаса Сергей Поляков. — Прикрывая одну из подгрупп захвата, он вступил в бой с двумя террористами, пулемётчиком и автоматчиком, и, уничтожив обоих, погиб сам. Пуля пробила артерию, и он умер, как и дочь Оксана, от потери крови. Было ему тридцать девять лет. Ветеран по нашим меркам. Его, как минёра высшего класса, держали в резерве, но когда террористы начали эту бойню, было уже не до того, главное — спасти людей, вывести их из зоны огневого поражения. Что и делали наши ребята ценой своих жизней».

За хозяйственность и умение создать уют, где бы ни находилось подразделение, коллеги и сослуживцы звали Кузнецова Домовым. Настоящий гигант, под два метра ростом. Родился Михаил 21 августа 1965 года в рабочей семье. Москвич. С 1980‑го по 1983 год обучался в одном из столичных СГПТУ. В следующем году был призван в армию. Прошел солдатом Афганистан, где находился с августа 1984‑го по апрель 1986 года. Участвовал в боевых действиях и порог родного дома переступил с медалью «За отвагу» на парадном кителе. В октябре того же года Михаил стал сотрудником КГБ.

Когда распадался Советский Союз, Михаил Кузнецов служил в знаменитой Витебской дивизии ВДВ. Он вполне мог остаться в Белоруссии, в благоустроенной квартире. Наверное, и жизнь его была бы явно поразмереннее, поспокойнее. Но он, не раздумывая, вернулся в Россию — в спецназ.

В июле 1997 года Кузнецов был переведён в Управление «В» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России. Будучи сотрудником «Вымпела», он неоднократно выезжал в командировки на Северный Кавказ и в другие «горячие точки», принимал участие в сложных боевых и специальных операциях.

Во время второй чеченской кампании Кузнецов участвовал в ожесточённом штурме столицы мятежной Ичкерии, а потом, когда грозное эхо войны в очередной раз докатилось до Москвы, — в операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке. За мужество и отвагу, проявленные в боевых действиях, он был награждён орденами Красной Звезды, Мужества и «За военные заслуги», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней с изображением мечей. И последняя награда — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — посмертно.

В Беслане для Михаила Борисовича не существовало «чужих» детей. Когда из пылающей школы под пулями бандитов стали разбегаться заложники, майор Кузнецов, не раздумывая, принялся вытаскивать людей. В тот день он, как уже отмечалось, лично спас более двадцати жизней.

И тогда же, 3 сентября, у его жены, Татьяны Станиславовны, был день рождения. Позже она вспоминала: «Утром 4 сентября приехали сослуживцы мужа. Когда я увидела, выглянув в окно, поняла, что они не в гости приехали, а с плохими новостями». Сиротами остались двое детей — 10‑летний сын Никита и 15‑летняя дочь Оксана. И вот трагедия Беслана второй раз смертно прошлась по её семье…

«Мамочка, вызови «скорую», пожалуйста»

После официальных мероприятий Кузнецовы отметили день рождения. Затем 4 сентября в середине дня Оксана ушла. Соседи слышали, как во дворе дома Кузнецовых произошёл разговор на повышенных тонах. Часа через два или около того Татьяна Станиславовна услышала, как кто‑то пытается открыть входную дверь, а когда вышла, то увидела дочь — та прижимала руки к животу, а её одежда была в крови. «Мамочка, вызови «скорую», пожалуйста», — только и успела сказать она и потеряла сознание. Приехавшие врачи констатировали смерть.

Ножевое ранение в левую нижнюю часть живота оказалось смертельным. Несмотря на то, что у Оксаны не были похищены деньги, мобильный телефон и другие ценные вещи, в прокуратуре пока что склоняются к «бытовой» версии: разбойное нападение, попытка изнасилования или чья‑то личная неприязнь. Однако очень уж зловещим выглядит совпадение дат и событий, связанных с Бесланом.

«Для нас это убийство стало настоящим шоком, — тут же откликнулась лидер комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева. — Пострадавшие от теракта уже три года дружат семьями с родственниками погибших бойцов «Альфы» и «Вымпела», и поэтому убийство Оксаны мы восприняли как личное горе».

Делегация из Беслана вылетела в Москву, чтобы присутствовать на её похоронах. Дудиева связала убийство Оксаны Кузнецовой с открытием памятника спецназовцу Кузнецову: «Не может быть, чтобы это было простой случайностью. Скорее всего, это отомстили родственники выродков, захвативших бесланскую школу. Самому Кузнецову они уже ничего не могут сделать и поэтому решили заняться его семьёй».

Деревня Юрово — тихая и маленькая, здесь все друг друга знают и все у всех на виду. Среди местных жителей, испытавших настоящий шок от всего случившегося, ходят упорные слухи, что Оксана, дескать, убита выходцами с Кавказа.

Газета «Комсомольская правда» приводит слова 23‑летнего Вячеслава Забелина: «Мы познакомились с Оксаной, когда ей было 16 лет, — рассказывает молодой человек. — Я тогда в их районе участковым был. Встречались, потом стали жить вместе. А примерно два года спустя расстались. Потом Оксана сказала, что ждёт ребенка. Дочку я обожаю и, как только все закончится, к себе заберу. А у кого на Оксану рука поднялась, я и представить не могу. Вот только мне кажется, что это связано как‑то с её отцом…»

По словам живущей напротив Кузнецовых Нины Ивановны, Оксана и Вячеслав Забелины иногда ссорились, в том числе у ворот дома. Они даже произвели экспертизу ДНК на предмет установления отцовства. «Еще до рождения ребенка они разошлись, и у Оксаны, кажется, появился новый друг», — поясняет словоохотливая соседка.

«В то, что Оксану убили на бытовой почве, поверить трудно, — считает подруга убитой девушки. — Она со всеми поддерживала хорошие отношения. Не была скандалисткой, наоборот, очень мягким человеком. Я, по крайней мере, не знаю людей, у которых могла быть причина её убить».

Сосед Кузнецовых Евгений Иванович уверен, что «это сделали кавказцы из мести за отца. У нас в деревне выродков, способных поднять руку на девушку, нет. Подобных убийств в Юрове отродясь не случалось. А накануне, в день открытия памятника, кто‑то видел, как Оксану искали двое незнакомцев. Но тогда она уехала ночевать в свою квартиру в Раменском, поэтому нашли её, видимо, те, кто искал, только 4 сентября. Скорее всего, подкараулили и ударили ножом прямо у ворот дома».

Участковый инспектор деревни также подтверждает, что криминал в Юрове практически отсутствует. Бывает, по пьяни мужики подерутся или у кого‑нибудь курица пропадёт, а тяжких преступлений давно не было.

«Войну никто не отменял»

Ножевое ранение было нанесено в живот с последующим внутренним кровоизлиянием в область почек. Такой «не поставленный» удар нельзя назвать профессиональным. Впрочем. Кто сказал, что мстить (если это все‑таки «месть») должен обязательно профессионал?..

Оперативные сотрудники досконально проверяют всех, кто видел Кузнецову в тот день, изучаются входящие и выходящие звонки на её мобильный телефон. Насколько можно судить, пока что версия о мести террористов или их пособников отошла на второй план. В следственной группе, как уже отмечалось выше, склоняются к тому, что преступление мог совершить кто‑то из знакомых Оксаны, мотив — «личная неприязнь» или ревность. Уточняется алиби её бывшего гражданского мужа.

Помощь милиции в поисках убивших Оксану оказывают сотрудники ФСБ. Более того, принять участие в задержании убийц выразили готовность сотрудники «Альфы» и «Вымпела» — соратники погибшего майора Кузнецова. Нетрудно предположить, что задержание, если оно состоится, будет жёстким.

«Расследуя это дело, нужно учитывать и то обстоятельство, что война продолжается, — говорит полковник Сергей Поляков, в недавнем прошлом заместитель начальника Управления «А». — Её никто не отменял. Террористы не раз предпринимали попытки добраться до семей сотрудников «Альфы» и «Вымпела». Они в прямом смысле охотятся за фотографиями ребят, за всем, что позволило бы им вычислить адреса родных и близких. В том числе и по этой причине бойцы Центра специального назначения ФСБ России выполняют задания в масках, а их имена не подлежат разглашению».

К словам уважаемого Сергея Андреевича можно прибавить следующее. При том, извините за выражение, коррумпированном бардаке, который с конца 1980‑х годов воцарился в СССР и России во всех вопросах государственной жизни, удивительно только то, что подобные трагические события не случались раньше. С тех пор, как в январе 1991 года «демократическая пресса» разнесла по всему свету информацию об участии сверхсекретном подразделении КГБ СССР в штурме вильнюсского телецентра, на сотрудников «Альфы» и «Вымпела» было устремлено внимание всего мира, включая и их недоброжелателей.

Так как версия кровной мести остаётся одной из главных в расследовании убийства Оксаны Кузнецовой, то в свете этой трагедии следовало бы ещё раз рассмотреть вопрос о переводе антитеррористических подразделений в негласный штат, как, собственно, и было в СССР. Больше нельзя приносить сотрудников спецслужб и их семьи в жертву «свободе печати», которая на руку, прежде всего, именно кавказским и прочим агрессивным варварам.

Оксану Кузнецову похоронили на кладбище в деревне Малышево. Проститься с девушкой пришли родные, друзья, соседи и, конечно же, сослуживцы Михаила Кузнецова. Во время скорбной церемонии погост окружили двойным кольцом сотрудники спецслужб. Ее могила — рядом с отцом.

P. S. Из обсуждений на форуме газеты «Комсомольская правда»

РАДИН: 06.09.2007, 12:56
«Террор можно ликвидировать только одним способом — еще более страшным террором в ответ. Так учит жизнь, так поступали в СССР, и то же говорил в свое время фюрер. Мы пойдем именно по этому пути. Родственники террориста проклинаются Богом и идут вслед за ним».

Я: 07.09.2007, 10:30
«Конечно это бытовуха. У нас только чурок убивают на межнациональной почве. А если русских — всегда бытовуха, ограбление, личная неприязнь».

Гоша: 07.09.2007, 02:06
«И чего шуметь — убили же не дочь таджикского наркоторговца! А дочь русского офицера в своей стране! УБИЙСТВО русских нерусскими в России — это просто мелкое хулиганство, на которое не стоит обращать внимание».

Alex: 07.09.2007, 03:04
«Лиля, и с чем ты хотела нас поздравить? С убийством твоей «подруги»??? Все, что ты по этому поводу могла написать, это то, что памятник не 4‑го, а 3‑го сентября поставили, и то, что отец убиенной не в «Альфе», а в «Вымпеле» служил? Какая нахрен разница! Звери убили очередную русскую… Причем 19‑летнюю Мать! Убили хладнокровно. Уже и русофобка Арбатова даже возмущаться начала (фашисткой то бишь стала)».

Овца: 06.09.2007, 04:44
«Бараны, какая «месть»?! Почему именно этому мужику, к тому же погибшему. Он что — один школу брал? Еще живых много участников штурма. Эх, фантазеры!»

Алексей: 06.09.2007, 04:26
«Да, похоже, это все же месть. Мстить так может только последняя мразь. Ничего удивительного — это русских из Чечни выжили по национальному признаку. А чечены чувствуют себя в русских городах и селах вполне комфортно. Пока никого не зарежет — он полноправный гражданин. Потом, правда, уже ловить поздно…»

Герасим: 06.09.2007, 12:21
«За что отомстили? А вы не в курсе, что на Кавказе есть понятие кровной мести? Это для нас майор убивал безликих террористов. А там у них тоже читают газеты, и ящик смотрят, опять же расследования по Беслану практически в открытую выложили. Там же все расписано, куда стрелял майор Иванов, куда лейтенант Петров, куда прапорщик Сидоров. И высчитать, кто кого убил достаточно несложно. Сейчас у убитого майором террориста подрос сын, вот он кровника и отыскал. Это только малолетка может прирезать женщину так дерзко и практически в открытую».

Julia: 06.09.2007, 11:04
«Скорее всего, абреки, слишком профессиональное убийство. Надеюсь, что друзья погибшего не оставят это дело. Наверняка, чехи крутились первого сентября около памятника».

Waage: 06.09.2007, 10:11
«У сожителя-мента вид какой‑то чмошный — не нравится он мне».

Kamer: 06.09.2007, 09:44
«Это не дочка таджикского наркоторговца, губернатор под личный контроль дело брать не будет. Это ж русскую убили, значит не страшные скинхэды. У МВД нет времени на такие дела, им надо с проклятым русским национализмом бороться».

Хоумер: 06.09.2007, 08:58
«Я думаю, копать нужно по линии сожителя-мента… он не очень удачно «совместил» события и подобрал алиби… хотя и кавказцы могли бы… пропорции вероятности их участия 20 против 80 за мента. Но я думаю, что коллеги погибшего отца сумеют разобраться — это дело их чести, а то, что они профи — сомнений нет. Вот только местные менты им будут мешать посерьезней ваххабитов».


 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Егор Холмогоров
Владимир Семиряга, Павел Евдокимов
Николай Берлев
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Егор Холмогоров
Павел Евдокимов
Матвей Сотников
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Егор Холмогоров
 
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru