СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 9 (132) СЕНТЯБРЬ 2007 ГОДА

Владимир Семиряга, Павел Евдокимов

МЫ ПОМНИМ ВАС, БРАТИШКИ!

 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

8 сентября 2007 года в парке Боевой Славы подмосковного города Химки состоялось открытие мемориала «Доблесть и память спецназа». На фоне повального увлечения в столичном регионе сомнительным памятникостроительством остается только удивляться, что такой объект вообще появился. Поскольку спецназ с момента своего появления и до настоящего времени всегда был и остается на острие борьбы со злом. В какие бы одежды оно ни рядилось: сепаратизма, религиозного фундаментализма или обыкновенного терроризма.

МЫ ПОМНИМ ВАС, БРАТИШКИ!

Сейчас свой спецназ имеют Минобороны, ФСБ, МВД и ФСКН. Правда, существуют «спецназы» и в других силовых ведомствах и структурах, но таковыми они, по своей сути, не являются, хотя и имеют в своем названии словосочетание «специального назначения». Очевидно, для солидности.

Спецназ существовал и до революции, и после нее. Речь идет о нынешних подразделениях. Как известно, отдельные роты специального назначения, позже преобразованные в отдельные батальоны и бригады спецназа, были сформированы в структуре Минобороны еще в 1950 году. Первоначально на них возлагались разведывательные и специальные задачи, организация партизанского движения в тылу противника.

Изменение военно-политической обстановки во второй половине XX века потребовало участия армейского спецназа в Афганистане, а в последующие годы — в Таджикистане и на Северном Кавказе. Так, бойцы штурмовых отрядов КГБ «Зенит» и «Гром» 27 декабря 1979 года совместно с 154‑м ОСН ГРУ (он же «мусульманский батальон», который в целях конспирации был укомплектован офицерами и солдатами из среднеазиатских республик, переодетых в афганскую форму) при поддержке десантников с честью выполнили боевую задачу по взятию президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле. С этой крайне сложной операции, собственно, и началась «афганская» война.

За плечами сотрудников «Альфы» и «Вымпела» немало славных дел. Они не единожды демонстрировали всему миру свой профессионализм и готовность к самопожертвованию ради спасения других человеческих жизней. В декабре 1988 года Группа «А» участвовала в освобождении школьников, которых захватила в Орджоникидзе банда во главе с рецидивистом Павлом Якшиянцем. В 1990 году в Сухуми группа приговоренных к смерти уголовников захватила ИВС с заложниками. И опять для «Альфы», действовавшей в плотной связке с бойцами «Витязя», нашлась трудная и опасная работа.

Несмотря на развал единой страны и череду реорганизаций системы безопасности, спецназу удалось выжить. Хотя не обошлось без потерь. Так, в 1993 году были ликвидированы Курсы усовершенствования офицерского состава, легендарный КУОС, готовивший в Балашихе кадры разведчиков‑диверсантов для действий в натовском тылу в «особый период».

Осенью 1993 года в момент лобового противостояния Кремля и Верховного Совета спецназ МБ отказался штурмовать Белый дом. Хотя у него имелся приказ действовать максимально жестко. Как потом напишет в своей книге «Альфа» — моя судьба» легендарный командир Группы «А» Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Зайцев, принятое тогда решение «было сутью подразделения, его нравственным ориентиром, который не позволил офицерам Группы «А» превратиться в палачей своего народа».

Потом был захват бандитами целого класса в Ростове-на-Дону, «альфовский» святой крест — Буденновск, Первомайское, освобождение шведского дипломата в Москве и южнокорейских дипломатов на Васильевском спуске. И конечно же уничтожение наиболее одиозных «мечей Аллаха». Но наиболее ярким олицетворением мужества и жертвенности спецназа ФСБ стали события 2004 года в средней школе № 1 Беслана. В той тяжелейшей операции погибли десять сотрудников Центра специального назначения ФСБ и сорок семь человек получили ранения.

В настоящее время сотрудники управлений «А» и «В» действуют на Северном Кавказе «вахтовым методом» в составе оперативно-боевых групп, нанося точечные, но ощутимые удары. Так, к примеру, как это произошло в селении Толстой-Юрт, где был уничтожен Аслан Масхадов.

В начале 90‑х в условиях безвластия и правового хаоса отечественный спецназ находился в первых рядах наведения конституционного порядка. Именно в этот период стали формироваться ударные силы внутренних войск МВД. В настоящее время в структуре ВВ действуют шестнадцать отрядов «краповых беретов», наиболее известные из них — «Витязь», созданный в 1977 году, и 8‑й отряд под названием «Русь», 1994 года рождения, героически прошедший обе «чеченские» кампании.

Вообще, именно спецназы ВВ МВД и МО вынесли на себе основную тяжесть «чеченской» войны. Пахари войны, они и сейчас продолжают борьбу с отребьем на Северном Кавказе. На постоянной основе в Чечне расквартированы два батальона ГРУ — «Запад» и «Восток», укомплектованные в основном этническими чеченцами.

Захлестнувшая страну в начале 90‑х годов организованная преступность потребовала создания в структуре МВД специальных отрядов быстрого реагирования, известных как СОБРы и переименованных позже в отряды милиции специального назначения — ОМСН.

В Афганистане, Чечне и других «горячих точках» за свою боевую славу спецназ России заплатил сотнями жизней. Они не останутся безымянными благодаря энтузиазму и инициативе ветеранов спецназа: полковников Игоря Семенова, Александра Мусиенко и Андрея Новоселова. Их идея была поддержана администрацией городского округа Химки (его глава Владимир Стрельченко сам является ветераном боевых действий в Афганистане, имеет три ордена), региональным общественным движением защитников Родины «Доблесть Отечества» и редакцией журнала «Солдаты России».

Центральной экспозицией мемориала (главный архитектор Александр Мустафин) является памятник белорусского скульптора Владимира Жбанова (он также воевал в Афганистане, имеет ранения и инвалидность). На мемориале увековечены наименования всех частей и подразделений спецназа (Минобороны, ФСБ и МВД) и имена почти полутора тысяч героев, до конца выполнивших свой долг по защите Отечества. «Почти» — потому что списки погибших не только уточняются, но и дополняются…

На торжественной церемонии присутствовали многие действующие и бывшие сотрудники спецназа, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. Там же мы встретили своего старого знакомого, командира 15‑й бригады спецназа ГРУ, наводившей ужас на моджахедов в Афганистане, Юрия Старова. Ветеран был рад, что наконец‑то и у спецназовцев появился свой мемориал: «Я снимаю свою командирскую шапку и низко кланяюсь администрации городского округа Химки Владимиру Стрельченко, Алексею Хомутову и всем, кто поддержал идею возведения мемориала. Огромное им спецназовское спасибо».

— Мы до этого всегда собирались — и будем, естественно, собираться — на Николо-Архангельском кладбище, — поясняет Сергей Алексеевич Гончаров. — Это то место, где похоронено большое количество наших боевых товарищей, сотрудников офицеров «Альфа» и «Вымпела» некоторых других спецподразделений. Теперь у нас появилось еще одно место душевного притяжения — это город Химки, это мемориал, посвященный спецназу.

Мемориальный комплекс был освящён благочинным Долгопрудненско-Химкинского церковного округа игуменом Владимиром (Денисовым).


 << предыдущая статьяантитеррорследующая статья >> 

Егор Холмогоров
Владимир Семиряга, Павел Евдокимов
Николай Берлев
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
Егор Холмогоров
Павел Евдокимов
Матвей Сотников
Андрей Борцов
Андрей Борцов
Егор Холмогоров
 
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru