СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 7 (130) ИЮЛЬ 2007 ГОДА

Юрий Нерсесов

АПОКАЛИПСИС ВЧЕРА

 << предыдущая статьякультураследующая статья >> 

Как и предполагалось, «300 спартанцев» Зака Снайдера получились яркими, неполиткорректными и совсем непохожими на реальную историю греко-персидских войны. И все же команде Снайдера удалось убедить даже объевшихся спецэффектами и приколами киноманов. Такого разнузданного пиршества тоталитарной эстетики на экранах не появлялось уже, как минимум, лет десять. Не случайно одна из зрительниц, выходя из зала, задумчиво бросила в пространство: «Триумф воли» пересмотреть, что ли?»

АПОКАЛИПСИС ВЧЕРА

НОСОРОГ-РОГ-РОГ ИДЁТ

Описывать фильм — дело неблагодарное. Разнузданное эстетство режиссера Зака Снайдера и его команды породило зрелище, передавать которое словами просто бессмысленно. Многие эпизоды выглядят самостоятельными произведениями искусства, эстетика которых прямо восходит к античным образцам. Как ни парадоксально, но снятый на основе комиксов фильм вернее передает дух эпохи, чем многие картины, претендующие на историчность. Что же до самих спартанцев, то они порой выглядят ожившими статуями.

Выше всех похвал постановка боевых сцен. Откровенно фантастические эпизоды перемежаются с абсолютно реалистическими. Если у создателей классических «300 спартанцев» 1962 года, воины Леонида строятся то жидкими цепочками, то странным подобием тевтонской свиньи, то Снайдер скрупулезно следует историческим фактам. У него спартанские гоплиты строятся и воюют классической фалангой, превосходя иррегулярную персидскую пехоту, прежде всего в области тактики. Даже сам Леонид для чайников разъясняет преимущество боевого порядка действующего подобно единому организму.

Конечно, фантастические эпизоды преобладают и воображению команды Снайдера можно позавидовать. В бой идут не только слоны, но и гигантский носорог. Вслед за ним спешит троллеподобный гигант. Тут же гвардейцы персидского царя, словно списанные с джексоновских орков… А ведь в первоначальном варианте были еще здоровенные волосатые альбиносы, у которых на плечах сидели карлики с луками. В последний момент их вырезали и совершенно зря. С прочей ордой такой отряд сочетался отлично!

ПЕРСИДСКАЯ, ГОВОРЮ, ВОЕНЩИНА…

Первые же дни проката «спартанцев» обернулись политическим скандалом. Советник президента Ирана по вопросам искусства Джавад Шамкадри счёл фильм оскорбительным и объявил его частью психологической войны с целью подготовить американское общественное мнение к грядущей агрессии против Ирана. Добропорядочный американский обыватель должен ужаснуться орде монстров, угрожающей цивилизованному миру и радостно проголосовать за бомбежку Ирана.

Вероятно, доля истины тут есть. Голливуд и вправду, на редкость оперативно реагирует на все колебания внешней политики Штатов. Понадобилось свергать и судить Милошевича — на экране появилась целая орда сербских террористов во главе с небритым Владимиром Машковым. Озаботились северокорейской атомной бомбой, а развесёлый скинхед Вин Дизель в фильме «Лысая нянька» уже агентам Ким Чен Ира челюсти крушит… Так что, может, и Снайдера профинансировали, имея в виду напакостить тегеранским муллам. Когда даешь деньги парню с такой глумливой физиономией, надо быть заранее готовым к сюрпризам. Как и следовало ожидать — за ними дело не стало.

Вставив все положенные патетические речи о защите свободы, Снайдер словно нарочно сделал их до отвращения тупыми. Когда выступающая перед спартанскими депутатами супруга царя Леонида начала речь словами: «Я обращаюсь к вам не только как царица, но как женщина и как мать…», я чуть не сполз со стула от хохота. В голове автоматически всплыли до тошноты знакомые выступления знатных доярок свинарок на съездах КПСС и жестоко пародирующие их строчки Галича:

Израильская, говорю, военщина
Известна, говорю, всему свету.
Как мать, говорю, и как женщина
Требую их к ответу!

Идиотизм ритуальных заклинаний подчеркивался не только тоталитарным видеорядом, но и сценарием. Спартанский парламент выведен сборищем легковерных тупиц, которых легко водят за нос подкупленные персидским золотом предатели. Депутатская братия не дала Леониду провести мобилизацию и обрекла его на героическую смерть в компании трехсот верных соратников. Не выпусти решительная царица кишки главному вражине и не посыпься из него монеты с профилем Ксеркса, так и взяли бы всех персы голыми в койках!

Ожидаемое глумление над политкорректностью оказалось особо циничным. Бритый и запирсингованный латинамериканский Ксеркс с замашками богемного гея, лесбиянки в его свите, «персидская» армия из негров, монголоидов и монстров, а на закуску — предатель Эфиальт, выведенный мерзким горбуном! В общем, — полный набор персонажей растленного Запада во всей красе! С другой же стороны, — идеально сложенные, белые гетеросексуальные спартанские мужики, причем их половая ориентация подчеркнута специально.

На предложение латиноперсидского посла капитулировать, Леонид замечает, что коли аж афиняне — философы и любители мальчиков, решили не сдаваться, — предлагать такое спартанцам и вовсе глупость. К тому же опасная для жизни. После чего совсем уж не гуманно, но в полном соответствии с первоисточником топит посла в колодце.

АПОЛОГИЯ ВАРВАРСТВА

Полного апофигея издевки команды Снайдера над священными коровами западной цивилизации достигают в сцене встречи царей на поле брани после разгрома персидского авангарда. Вообще, жанр фильма-комикса особых изысков не предполагает, но тут монархи просто уморительны. Когда Ксеркс, нежно приобняв Леонида за плечи, с неподражаемо гламурными интонациями стал предлагать ему сдаться, — зал зашелся от хохота. Казалось, персидский царь вот-вот перейдет к открытому соблазнению, типа: «Иди ко мне, пра-а-тивный!», но получилось еще смешнее.

«Нашим народам нужен культурный обмен!» — взывает повелитель персов. «Дык, всё утро культурой менялись!». «Дык, мы все утро твоих воинов нашей культурой обогащали» — простодушно отвечает, старательно косящий под деревенский валенок, Леонид. Бездыханные тела толерантных зрителей выносят, а оставшимся предлагаю вспомнить эпизоды великолепного «Апокалипсиса» Фрэнсиса Копполы.

Вьетнамское презрение к смерти оказывалось в нем сильнее технической мощи американцев. Когда в финале блестяще сыгранный Марлоном Брандо полковник Куртц говорит о готовности с двумя вьетнамскими дивизиями завоевать мир, ему веришь. Можно поверить, что и Ксеркс, объединив техническую мощь Персии с отмороженностью спартанцев, стал бы непобедимым.

Непобедимы и спартанцы, хотя по части вооружения персы превосходят их не менее, чем американцы вьетнамских партизан. Боевые слоны и носороги, многочисленная конница, лучники, выпускающие ливень стрел и даже пороховые бомбы — ничего не срабатывает! В финале орда Ксеркса уходит из Греции, как американцы из Вьетнама, а зрители, словив кайф от шикарных съёмок, задумываются: не слишком ли рано так называемое цивилизованное общество списало в архив традиционные ценности?

Вскоре после премьеры, фильм Снайдера зеркально отразился в натуре. Крутые британские морпехи, без единого выстрела сдались иранскому патрулю, бодро выдали в эфир, что от них требовалось, и, униженно поблагодарив президента Ахмадинеджада за гуманизм, вернулись домой, где их встретили как героев. Маловато на нынешнем Западе спартанского духу осталось…


 << предыдущая статьякультураследующая статья >> 

Константин Крылов
Павел Евдокимов
Павел Евдокимов
 
Геннадий Зайцев
Егор Холмогоров
Сергей Иванов
 
Андрей Фролов
Егор Холмогоров
Андрей Борцов
Андрей Борцов
 
Леопольд Старчик
Юрий Нерсесов
Юрий Нерсесов




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru