СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 6 (129) ИЮНЬ 2007 ГОДА

ПОЛОНИЙ И ЛИТВИНЕНКО: ВЕРСИЯ ЯДЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ

<< предыдущая статьязаграницаследующая статья >>

Российские СМИ много говорят о полонии и Литвиненко. Пишут даже о научном подвиге английских ученых, обнаруживших в теле Литвиненко полоний-210 и наличие этого изотопа в Лондоне и других местах. Хотя с ядерно-технической стороны эта работа является обычным рутинным делом, требующим лишь определенных профессиональных знаний и навыков, и которую обычно выполняют квалифицированные лаборанты.

ПОЛОНИЙ И ЛИТВИНЕНКО: ВЕРСИЯ ЯДЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ

В деле Литвиненко много вопросов, но мало или совсем нет информации о фактической стороне событий. Отсутствие информации и фактического материала приводит к большому разбросу мнений и появлению многочисленных версий, в том числе самых экзотических.

Анализ версий дела Литвиненко приведен обозревателем «Советской России» А. Фроловым в статье «Гадание на полониевой гуще» (14.12.2006 г.), который отмечает, что следствие обязано проверить и уже проверяет все, даже самые маловероятные версии. Но ясно и то, что полиция не предала огласке и сотой доли известных ей фактов и обстоятельств. Поэтому, в условиях сильнейшего информационного шума и отсутствия надежных фактов, пристрастие журналистов и аналитиков к той или иной версии целиком диктуется политическими соображениями и задачами информационной войны.

Ограничения в разбросе мнений и выборе версий может внести учет ядерно-технических аспектов дела, который позволит отбросить несостоятельные в научно-техническом плане версии и выделить наиболее вероятную.

В первую очередь, необходимо ответить на вопрос: зачем могли понадобиться большие количества полония, если он действительно был использован? Две версии, из упомянутых А. Фроловым, связаны непосредственно с полонием и могут быть рассмотрены с учетом этих аспектов.

Полоний — первый новый элемент, открытый супругами Кюри именно благодаря его радиоактивности. Химический элемент полоний имеет более 20 радиоактивных изотопов, отличающихся периодом полураспада (Т 1 / 2), испускающих α-, β- и γ- излучение различной энергии. Из всех изотопов полония практическое применение нашел только изотоп с массовым числом 210 и периодом полураспада Т 1 / 2 = 138 дней. Полоний-210 широко распространен в природе, хотя встречается в весьма малых количествах, даже в табаке сигарет.

В продуктах распада урана– 238 (Т 1/2 = 4.5 млрд. лет) возникают такие известные радиоактивные элементы как радий– 226 (Т 1 / 2 = 1590 лет) и радон– 222 (Т 1 / 2 = 3.8 дня). Замыкает ряд распада урана полоний– 210. В 1 тонне урановой смоляной руды содержится около 0.1 мг полония.

Можно представить сложность работы супругов Кюри по его выделению, особенно с учетом не механизированной и не автоматизированной техники лабораторной работы того времени. Полоний в первой половине ХХ века получали из старых радиевых препаратов, 1 г которых содержит около 0.2 мг полония, а также из радоновых ампул, где полоний накапливался до 10 6 г. В настоящее время полоний в гораздо больших количествах можно получить в ядерных реакторах при облучении висмута нейтронами. Возникающий в результате ядерной реакции висмут– 209 + нейтрон радиоактивный изотоп висмут– 210 (Т 1 / 2 = 5 дней), испускает β-частицу и превращается в полоний– 210, который легко отделяется от висмута. Полоний– 210 испускает α-частицы с энергией 5.3 мегаэлектронвольт (МэВ). При этой энергии максимальный пробег α- частицы в воздухе 3.8 см и в биологической ткани менее 50 микрон. Полоний-210 является практически чистым α-излучателем, поскольку испускает всегда один γ-квант с энергией 0.8 МэВ на 105 α- частиц. Малое количество сопутствующих γ-квантов и отсутствие β-излучения затрудняет его дистанционное обнаружение и благоприятствует широкому применению в радиоизотопной технике.

Значительное практическое применение получили полоний-бериллиевые нейтронные источники. Особенно в больших количествах – в несколько грамм (тысячи кюри) полоний применялся как источник тепловой и электрической энергии в космических аппаратах. Появление трансурановых α-излучателей с большим периодом полураспада уменьшило сферу применения полония, но и сейчас производятся препараты из полония высокой активности.

Большие количества полония обладают способностью загрязнять, пачкать предметы, с которыми приходят в соприкосновение его препараты, — даже на некотором расстоянии. Радиохимики говорят о его ползучести и способности проникать сквозь защитные перчатки. Такое поведение связано с его физико-химическими свойствами. Его высокую летучесть дополняют агрегатная отдача и авторадиолиз.

Агрегатная отдача возникает, когда атом полония, находящийся в поверхностном слое препарата, испускает α-частицу внутрь препарата. Возникший атом свинца– 206 получает импульс отдачи, направленный наружу. При энергии α-частиц 5.3 МэВ атом отдачи получает энергию около 100 кэВ, что вполне достаточно для разрыва химической связи и выхода из препарата также соседних атомов полония. Атомы отдачи могут частично адсорбироваться поверхностью препарата, но основная масса находится в прилегающем воздушном слое. За счет диффузии, а также под действием электрических и механических сил агрегаты-наночастицы полония переходят в окружающее пространство.

Авторадиолиз — химические превращения и разрушение радиоактивных препаратов под действием собственного излучения. Высокая плотность ионизации, возбужденных атомов и активных радикалов вдоль треков α-частиц понижает прочность препарата также и за счет взаимодействия с химически активными продуктами радиолиза окружающей среды. Поверхностный слой превращается в скопление слабосвязанных частиц, в труху, над которой имеется еще облако наночастиц полония за счет агрегатной отдачи. Полоний способен переходить в аэрозольное состояние с высокой устойчивостью. При этих условиях достаточно малейшего внешнего воздействия для того, чтобы привести полоний в движение и вызвать загрязнения в окружающей среде.

Малый пробег α-частиц в воздухе и отсутствие заметного γ-излучения требуют для измерения полония непосредственного контакта детектора (меньше 1 2 см) с объектом. При измерении уровня загрязнений поверхности необходимо учитывать, что пленка жидкости, масла или пыли толщиной в несколько десятков микрон может поглотить α-частицы, поэтому для дозиметрического контроля загрязнений α-препаратами используют метод мазка. Для сухого или влажного мазка используют ткань, с помощью которой снимают загрязнение для последующих измерений. В случае больших количеств полония контроль осуществляют по его γ-излучению с энергией 0.803 МэВ.

В изделиях промышленного назначения полоний используется в соединениях, фиксирующих его положение и состояние, а также с использованием защитных покрытий. Для приготовления изделий полоний может быть поставлен на носителе — медном порошке в контейнере. Из-за большой поверхности препарата в этом случае достаточно лишь ослабить герметизацию контейнера для того чтобы полоний вырвался наружу и начались загрязнения, тем более если открыть контейнер совсем.

Широкое применение радиоактивных изотопов в науке и технике привело к тому, что их начали, также как и другие токсические и ядовитые веществ, использовать в преступных целях. Об опасности использования радиоактивности в преступных руках предупреждал еще П. Кюри в своей Нобелевской речи в 1903 г.

Поэтому нет ничего нового в том, что радиоактивные вещества используют в криминальных целях. Это не изобретение органов безопасности какой либо страны. Первое известное предумышленное убийство с помощью радиоактивных изотопов было совершено в США еще 50 лет назад, когда последовательная смерть больного и затем его лечащего врача со сходными признаками навела на мысль о наличии связи между этими двумя событиями. Как выяснило следствие, связующим звеном между двумя смертями явились часы, которые больной завещал своему лечащему врачу. Оказалось, что под крышку этих часов был помещен радиоактивный препарат, который непрерывно облучал владельца часов. Часы подарил своему шефу, который умер первым, его сотрудник на юбилей.

В те же годы, например в России, начал действовать подпольный абортарий, где с помощью мощных потоков от источника γ-излучения осуществлялась стерилизация женщин по весьма простой и безболезненной технологии. Пациентка усаживалась на стул, под которым находился открытый контейнер с γ-источником. При определенной экспозиции получался эффект, достаточный для секса без последующей беременности. Правда, пациенток потом пришлось лечить уже от последствий облучения. Инициаторами радиационной преступности выступили профессионалы, имеющие доступ к радиоактивным материалам.

В жизни радиоизотопных лабораторий также известны случаи помещения радиоактивных излучателей в крышку стула или ящик письменного стола с целью нанесения вреда своему коллеге путем дополнительного облучения и освобождения, таким образом, желаемой вакансии.

По сути, в криминальную сферу использование радиоактивных веществ не вносит ничего нового и, тем не менее, строгий контроль за использованием радиоактивных материалов нужен, — при его отсутствии возможность криминального использования радиоактивных веществ резко возрастает. Как и другие токсические вещества, их можно использовать для причинения ущерба, но с одним отличием. Радиоактивные вещества оставляют нежелательную метку о своем присутствии посредством излучения, что создает большие неудобства. Для радиационного терроризма, наоборот, излучение создает новые возможности для психологического воздействия, паники.

Несмотря на простоту и привлекательность метода устранения нежелательных персон, использование спецслужбами радиоактивных веществ нелогично, поскольку радиоактивные препараты называемые еще «мечеными атомами», оставляют радиоактивный след, по которому их обнаруживают в течение нескольких периодов полураспада.

Сейчас, когда для борьбы с атомной энергетикой в обществе возникла радиофобия и оно насыщено радиометрами, использовать «меченые атомы», подающие сигнал о своем присутствии, для совершения преступлений, по крайней мере, неразумно. Сотрудники спецслужб не обладают той степенью профессионализма, которую предполагает использование полония, как орудия убийства, оставляющее четко обнаруживаемый след в течение длительного времени.

Те, кто пишут о криминальном применении полония, не представляют все сложности работы с его большими активностями.

Полоний неудобен не только потому, что оставляет длительно действующий след, но и тем, что опасен для оператора-исполнителя. Как осуществить процедуру введения полония в чайную чашку и не выпачкаться, когда само открывание контейнера уже приводит к загрязнениям. К тому же, зачем все эти сложности, когда в арсенале спецслужб имеется немало других, более удобных, простых и надежных средств умерщвления, трудно диагностируемых и практически не оставляющих следов в организме.

Проще было бы отравить Литвиненко токсичными металлами или органическими ядами мгновенного действия, когда требуется всего 1 микрограмм политоксина и, если нужно время для скрытого действия до нескольких дней, использовать рицин и другие яды.

Поэтому применение полония для криминальных целей российскими спецслужбами при наличии элементов профессионализма, исключено. Тем более на территории подконтрольной чужим спецслужбам.

Если к этому и причастны спецслужбы, то в первую очередь те, которым удобно манипулировать данными и материалами расследования на своей территории. Если придерживаться официальной английской криминальной версии о смерти от полония, то сразу возникает вопрос об использования больших количеств препарата, которые могли дать загрязнения. Зачем кому то понадобились большие количества полония?

Ядерно-техническая версия объясняет мотивы нелегального использования больших количеств полония и интерес Литвиненко в контрабанде радиоактивных материалов. Их большие количества могут понадобиться для ядерного терроризма, при создании атомной бомбы или для радиационного терроризма — радиологического оружия («грязной» бомбы).

Следует сразу отметить, что для радиационного терроризма полоний тоже не является лучшим средством, поскольку не обладает дистанционно действующим γ- и β-излучением, и для радиологического воздействия может быть использован только контактным способом, путем нанесения на кожу или введением внутрь организма. Кроме того, сам оператор из за сильных загрязнений может выпачкаться полонием.

Не рассматривая всех аспектов ядерного терроризма и использования радиологического оружия, следует отметить, что радиоактивные источники излучения вообще не являются эффективным средством воздействия и нанесения ущерба, а полоний еще и самым неудобным. Применение полония для криминальных целей и в виде «грязной» бомбы по меньшей мере нетехнологично. Тем не менее, обнаружение следов от больших количеств полония требует объяснения. Исходя из этого, представляет интерес версия об атомной бомбе, но не «грязной», а настоящей.

Теоретическая возможность использования атомной бомбы для терроризма опережала развитие ядерной техники. Провозвестником возможности ядерного терроризма в художественной литературе выступил еще в начале прошлого века А. Франс в романе «Остров пингвинов». Не только писатели предчувствовали идею решения политических задач с помощью атомной бомбы. В научной среде также обсуждалась эта идея.

Еще в 1939 г., как пишет А. В. Зинченко в книге «Ядерное оружие Франции», физики-антифашисты предлагали послать Гитлеру посылки с ураном, которые, собравшись в одном месте Имперской канцелярии, обеспечат создание критической массы для атомной бомбы и уничтожат Гитлера. Но это было лишь шуткой.

Более серьезные намерения обнаружил выученик американских спецслужб, Усама бен Ладен, еще за год до терракта 11.09.2001 г. заявивший в Нью-Йорке: «Приобретать оружие для защиты мусульман — это наш долг. И если свершится, что я купил оружие (химическое и ядерное), я благодарю Бога, который мне это позволил».

Серьезность его намерений подтверждает Салем, основатель военной организации «Аль Кайеда», который еще в 1993 г. подписал внутренний меморандум организации, в котором ставилось целью приобретение материалов для изготовления атомного оружия. Были предприняты многочисленные попытки приобретения таких материалов, в том числе мифической «красной ртути» у российских жуликов.

Известно, что основы конструкции ядерного оружия особенного секрета не составляют. Простейшие ядерные заряды могут быть созданы не только в специализированных научных центрах, но и в довольно примитивных условиях, чем весьма обеспокоены и озабочены не только спецслужбы, но и широкая мировая общественность.

По заданию Пентагона, еще 40 лет назад, американские студенты проверили возможность самостоятельной разработки атомной бомбы на основе открытых материалов из обычных научных библиотек. Им понадобилось всего два года, чтобы написать подробнейший отчет, в котором в точности описывалось все необходимое для производства заряда.

В 1976 г. национальный фурор в США произвела работа, написанная студентом Принстонского университета А. Филлипсом. Эксперты по ядерному оружию, рассматривающие его конструкцию, заявили, что устройство после правильной сборки будет вполне работоспособным и достаточно эффективным. В Англии министерство обороны признало, что информация о технологии создания атомной бомбы является общедоступной, появились сведения о том, что документы, в деталях описывающих процесс изготовления первой английской атомной бомбы и особенности ее конструкции были рассекречены и в настоящее время находятся в публичном архиве.

Как считает известный эксперт в области ядерных вооружений, генерал-майор, профессор Белоус, — на основе использования высокообогащенного урана может быть изготовлен сравнительно простой заряд «пушечного» типа, в котором критическая масса создается путем быстрого соединения (выстреливания навстречу друг другу) двух подкритических масс урана. Такой заряд может быть создан и доведен до высокого уровня надежности без предварительных испытаний, что обеспечивает скрытность и внезапность его применения. Поэтому в порядке подготовки к созданию атомной бомбы покупают не только расщепляющиеся материалы, но и комплектующие для разработки нейтронного инициатора деления — взрывателя атомной бомбы.

Хотя некоторое количество нейтронов всегда имеется за счет спонтанного деления, для атомной бомбы необходим также специальный более мощный нейтронный инициатор реакции деления в уране или в плутонии.

(Продолжение в следующем номере)